Судьбы

Сказке для детей и взрослых - 50!

Шел ученик третьего «б» класса Петя Зубов в школу, да так долго шел, что превратился в старичка. А все потому, что не жалел своего времени, тратил его, драгоценное, попусту...

Несколько поколений «рожденных в СССР» не представляют, как бы они росли без «Золушки», «Снежной королевы», «Обыкновенного чуда» - легендарных фильмов, созданных по сценариям Евгения Шварца. Одним из этих чудо-фильмов была и «Сказка о потерянном времени», которую воссоздал на экране легендарный киносказочник Александр Птушко. «Сказка о потерянном времени» - единственный фильм Птушко, снятый на современном создателям и зрителям материале. Воспитательный фильм для школьников 1960-х получился вовсе не занудным, а приключенческим, соответствующим возрастной категории 9-11 лет... и старше! Больше того, это был уникальный для своего времени фильм - в нем применены новаторские спецэффекты, мультипликация. И наконец, это фильм-хроника, где перед зрителем разворачивается жизнь большого города начала 1960-х годов - стройки, дороги, магазины, интерьер квартир, моды... Легендарная ныне сказка для детей и для взрослых, которая вышла на экраны накануне 1 сентября 1964 года, сегодня отмечает свой полувековой юбилей.

«Правдоподобием не связан - а правды больше!»

«У сказок и пьес Евгения Шварца такая же судьба, как у цветов, морского прибоя и других даров природы: их любят все, независимо от возраста», - написал режиссер Николай Акимов. С этим нельзя не согласиться нам сегодняшним. А вот в 1920-х годах, когда Шварц делал свои первые сказочные шаги, предполагалось, что отношение к сказкам у советских людей должно быть другим. Тогда считалось, что сказки затрудняют постижение ребенком нового мира. Потому вся детская литература была под подозрением. А создавать СВОЙ сказочный мир было почти безумием. Но безумцы таки находились! Одним из них был Евгений Львович Шварц.

«Правдоподобием не связан, а правды больше!» - так сам Шварц объяснял свою приверженность к жанру сказки. Рассказывая о волшебниках, принцессах, Шварц выражал свои мысли о справедливости, о счастье, о любви, о добре и зле, о современном, а вовсе не о сказочном мироустройстве. Невероятно, но многие из своих солнечных произведений он создал в 1940-х. Среди них - и «Сказка о потерянном времени», изначально бывшая пьесой для театра кукол. Чудом пережив наиболее тяжелые месяцы ленинградской блокады, за годы Великой Отечественной Евгений Шварц написал несколько пьес, в которых усиливался лирический элемент, внимание к психологическим подробностям жизни человека. Воплощением всего, что он хотел сказать миру и своему времени, его вершиной стала пьеса, а впоследствии фильм «Обыкновенное чудо». В нем особенно заметно «обыкновенное чудо» самого автора - несмотря на тяжесть пережитого и переживаемого, произведения Шварца сверкают легкостью и искрометным юмором.

Легкомыслие помогало ему всегда, даже в плачевных ситуациях. Пережив голод и холод в Ленинграде, в кировской эвакуации он первым делом выменял решительно все свои сбережения и вещи на еду - масло, мед и свинину. В ту же ночь все это украли из общей кухни, где Шварцы, за отсутствием другого места, а тем более холодильника, держали продукты. Жена Шварца Катерина Ивановна сочла это катастрофой и впала в отчаяние. Шварц словно и не заметил ничего: «Живы - это главное». И продолжал писать. В 1945-м была написана «Золушка» - бесподобный ремейк на классическую сказку, который воплотился в фильм в 1947 году.

Сам Шварц к собственным пьесам относился безо всякого придыхания. Говорят, что в 50 лет он уверял друзей, что только еще созревает для настоящей литературы. В ответ на похвалы его юмору и стилю признавался, что только учится быть волшебником (в точности как волшебник-паж из его «Золушки») - и ради выработки стиля заполнял своими огромными дрожащими буквами по странице толстой конторской книги ежедневно. Если остановиться на «Сказке о потерянном времени», то обращение Шварца к такой прустовской («В поисках утраченного времени» Марселя Пруста в XX веке был поистине романом века) и, в общем-то, вечной тематике вовсе не было случайным. Шварц патологически не выносил разговоров о смерти, сокрушаясь о том, как не ценил время, боясь, что не успеет многое задуманное закончить. «Слишком уж быстро прошла молодость, - говорил он. - А в молодости, да и недавно еще совсем, казалось - все впереди, все успеется!..»

Говорят, и правда в молодости Евгений Львович был немножко ленив и работал не слишком всерьез, не берег и не оттачивал свой большой талант. Но знавшие его в зрелом возрасте утверждают, что Шварц постоянно, каждый час и каждую минуту был поглощен работой, даже на прогулке, за едой, даже когда шутил или говорил о вещах посторонних. Тем не менее, окидывая взором прожитое время, он жаловался друзьям: «Ты знаешь, до сих пор не могу найти себя - двадцать пять лет пишу, сволочь такая, для театра, а косноязычен, как последний юродивый на паперти». Конечно, это сильное самокритическое преувеличение. Но была в этом и горечь правды - правды постоянно ускользающего времени и не найденных ответов на вопросы.

Потому «Сказка о потерянном времени» стала особенной среди всех. Конечно же, она была адаптирована для восприятия школьниками. Но брошенные зерна, увлекательность не могли не дать всходов, не заставить задуматься и взрослых. Итак, сюжет. Однажды, средь бела дня, на улице обычного советского города появились четыре волшебника. Злые старички давно хотели вернуть себе прежнюю силу и молодость. Но для этого им необходимо найти людей, бесцельно растрачивающих свое время. Удача улыбнулась им в лице четверых безалаберных школьников. Дети и старики на время поменялись местами. И что тут началось!.. Несчастные девочки и мальчики вынуждены были на время прятаться от всех в заброшенном на окраине города доме - ведь не могли же предстать перед родителями пусть бедовые, но старушки и бойкие, но седобородые старички и утверждать, что они - их дети!.. Волшебники тем временем развлекались в школе в облике школьников. Время удалось повернуть вспять - но сначала ребятам пришлось многое повернуть в самих себе.

Следует отметить, однако, что маленькая сказочка (буквально на 12 страниц), написанная в 1940-х годах, была изрядно переработана уже после смерти Шварца. Многое было заменено для лучшего восприятия школьниками образца нового времени - начала 60-х. Сценаристы фильма здорово поработали, превратив идею в полнометражную картину, но Шварц не был бы Шварцем, если бы в идею сказки не вложил бы немало важных для людей всех возрастов проблем: от осуждения лени и безделья до наглядной демонстрации того, что только сообща можно достичь цели. А еще эта история едва ли не впервые заставила всерьез задуматься о том, как легко потерянные минуты складываются в дни. Главная мысль сказки - «человек, который понапрасну теряет время, не замечает, как стареет, так и не успев сделать в жизни чего-то важного».

«К сожалению, так устроено на свете:

от любого несчастья может спастись человек!»

Режиссер Александр Птушко (к слову, уроженец Луганска) не просто занял уникальную нишу в отечественном кинематографе советского времени. Он заглянул в будущее. Это он, Птушко, создал жанр киносказки для взрослых, который все мы знаем как фэнтези, оккупировавший мировой киноэкран уже в нашем ХХI столетии. Спецэффекты, разработанные Птушко для его сказок «Новый Гулливер», «Садко», «Каменный цветок», «Илья Муромец», «Руслан и Людмила» (а также уникальные находки-разработки еще одного подзабытого ныне гения-самородка Павла Клушанцева), многие десятилетия спустя позаимствовали для своих прославленных лент («Звездные войны» и т.п.) американцы Стэнли Кубрик, Терри Гиллиам, Роберт Скотак и прочие - и лишь немногие решились упомянуть, откуда черпали блестящие идеи.

Павильоны и цеха «Мосфильма», в которых Птушко запускал очередной фильм, становились одной большой фабрикой чудес от Лукича-Мастера (очень многое он делал своими руками, в том числе декорационные макеты и модели разных невиданных чудовищ), где царила фанатичная преданность делу. Так было и с фильмом «Сказка о потерянном времени». Однако картина эта оказалась самой необычной и для режиссера. Фильм примечателен тем, что здесь впервые использовались сложнейшие комбинированные съемки - в сценах, где дети на глазах превращаются в стариков. Но не только. Несмотря на жанр сказки, картина была полностью снята на современном людям 1960-х материале. Она удивительным образом вмещала в себе все постулаты соцреализма, морально-этические воспитательные моменты - при этом оставаясь в рамках сказочного жанра!

Сегодняшнему зрителю интересно будет взглянуть на быт столицы СССР 1964 года. Заглянуть в поистине шикарные витрины столичных магазинов, проехаться по центральным трассам. Кстати, разделительные полосы в то время не существовали. Вместо них в фильме четко видно, что разметка проезжей части делалась не в виде белых полос, а в виде белых кружочков. Ящички с пирожками, продавщицы в специальных халатиках и головных уборах... Да, кстати, многие дети после фильма пытались обучить своих собак таким же фокусам, какие вытворяет пес Дружок, чтобы заработать на пирожок с мясом. Присутствует в фильме и скрытая реклама: Моргунов - владелец автомобиля - как бы невзначай демонстрирует, что выиграл машину в государственную лотерею.

Конечно же, популярность фильму принесли не только автор сказки и режиссер, но и великолепный актерский состав: Сергей Мартинсон (фраза его персонажа «За десять лет ни одной приличной гадости людям не можете сделать, халтурщики!» долго ходила в народе), Георгий Вицин, Валентина Телегина, Людмила Шагалова, Савелий Крамаров, Нина Гребешкова, Зоя Федорова, а также несравненная Рина Зеленая и удивительный Олег Анофриев, сыгравший «старенького» Петю Зубова. И если Анофриев, блеснувший в этой картине пластикой, был еще сравнительно молод, то девочка-старушка в исполнении Рины Зеленой, в своем уже солидном возрасте лихо играющей в классики и совершающей спринтерские забеги, - дорогого стоит! После этого фильма и козырной фразы: «Дайте газировки!» ее еще больше обожали дети. Они писали «Ринезеленой» письма мешками, и она всегда платила им взаимностью, придумывая все новые образы. Фильм получился добрым, веселым, приключенческим, фантастически притягательным. Именно это обеспечило ему полувековую счастливую жизнь. Не будем же терять времени! Сядем с детьми или внуками накануне 1 сентября перед экраном и продлим эту счастливую жизнь и мудрому фильму, и нам самим.

Подготовили Юлия Лесина, Людмила Гриневич


п»ї

 Комментарии:

Имя Отзыв (сообщение)
 
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!

Оставить отзыв

Имя
Сообщение
 

Внимание! Комментарии с нецензурными выражениями, оскорбительного характера, призывающего к межнациональной розни и пр., содержание которых противоречит Законам Украины, а также содержащие недостоверную информацию - будут удаляться. Если у вас есть достоверная информация (с доказательствами) о правонарушении тех или иных лиц, можете связаться с РЕДАКЦИЕЙ.

Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
Читайте в этой рубрике

эта неделЯ в истории

Пожелавший покрыть собою пол-Европы маленький человечек проиграл последнее сражение. Мир занялся мирными делами: изобретением лифчика, колготок, токарного станка, транзисторного приемника, объединением журналистов и искоренением неграмотности.

3 сентября

1609 (405 лет) - Английский... Читать статью полностью













о чем говорят?
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Новости
Новости
Товары