Долі

«И в 60 жизнь только начинается! Это я теперь точно знаю»

Роль третьей из подружек в фильме «Москва слезам не верит» не стала, в отличие от двух других, для исполнительницы звездной. Зато уже в первой серии ее скромная Тоня находит счастье.

В жизни, как водится, благополучны были как раз подарившие нам яркие образы борющихся за место под солнцем Людмилы и Катерины - Муравьева и Алентова. В то время как актриса, игравшая Тоню и так похожая на свою героиню, могла бы скорее ей позавидовать - если бы не была она Раисой Рязановой! С тех пор она сыграла много таких счастливых и несчастливых Тонь, позже их мам или теть, после уже и бабушек, - но никогда, наверное, никому не завидовала, потому как несчастной ни саму себя, ни свою судьбу Раиса Рязанова не считает. Не случайно она заявила в предыдущий юбилей: «И в шестьдесят жизнь только начинается - это я теперь точно знаю!», чем превзошла даже главную героиню их, как ни крути, все же главного фильма! Ну, а 31 октября замечательной актрисе театра и кино исполняется 70.

Баянист - первый парень на селе. Не беда, что девочка!..

«Если по верхам на мою жизнь глянуть, можно по-всякому рассудить. Дескать, «понаехала» очередная провинциалка Рязанова в столицу...» - примерно так она начинает встречи со зрителями (кстати, выступала и у нас в Сумах, в «Щепке»). Родом «провинциалка Рязанова», что замечательно - из Рязани, а родилась в октябре 1944-го вообще в Казахстане, куда ее родителей забросила война. Воспитывалась Рая уже без отца, а потому еще более сурово - мать была строгая. Но когда случались редкие праздники, любила с дочерью петь. А потом купила Рае и баян: «Я в классе седьмом-восьмом была, когда маме повезло устроиться на хлебное место - посудомойкой в вагон-ресторан. Я еще знать не знала, что такое «принести в подоле», но фразу запомнила: «Принесешь в подоле - убью». И вот, чтобы ветер свободы, пока она в рейсе, не унес подрастающую дочь на гулянки, решила привязать меня к месту баяном. И денег ведь не пожалела на дорогой инструмент! Знала - окупится сторицей. Баянист - всегда первый парень на селе: сыт, пьян и нос в табаке. Не беда, что девочка!.. Она мне это грузило - бац! - на коленки: вот хошь не хошь, к ее возвращению что-нибудь новое сбацай. Ох и возненавидела я его!..»

Но, так или иначе, с баяна все и началось. Рая научилась играть, даже поступила в музучилище, и когда приезжала в родные Бычки - была именно тем самым первым парнем на деревне: «Там ведь как заведено: сегодня Матрена всех собирала, завтра Меланья, а потом к каждому, кто в гостях побывал, по очереди. Чтобы вечером с песнями по деревне под баян - святое дело!.. Известно - наш народ и работать, и отдыхать мастак. И вся я целиком его жизнью пронизана. Настолько, что и по сей день той же масти, что дорогие мои Матрена да Меланья, хоть в столице уже полвека как и живу теперь в трех шагах от Кремля. Потому, видно, меня все время и приглашают играть простых русских баб - матерей и бабушек, которые, во все времена, молча взяли, взвалили на свои плечи бревнышко да и понесли. Благодаря таким Земля пока еще и вертится.

Как же вышло, что в гости к ним Рая Рязанова, их роду и племени, заглядывает с другой стороны телевизора?..»

Джульетту не сыграла. Но стала Гулей Королевой!

После окончания Рязанского музыкально-педагогического училища Рая даже целый год преподавала в музыкальной школе, но... «В Рязани тогда был прекрасный драматический театр, и они как раз поставили «Ромео и Джульетту». И я пропала. Пришла на спектакль, влюбилась в Ромео, и для меня белый свет померк. Сижу на уроке, а сама думаю про спектакль: воображаю себе, как бы я сыграла и в той сцене, и в этой... Потому и решила поступить в театральный - назло Ромео. Думала: вот закончу институт, стану артисткой, приеду в этот театр и буду играть Джульетту. Он со мной сыграет, и как в меня влюбится, а я ему скажу: «А вот нет!..»

Про театрально-киношные вузы Рая вычитала в «Советском экране». Из журнала с главной из «Девчат» на обложке узнала, что Надежда Румянцева училась во ВГИКе. Но Раиса для себя выбрала не его, а ГИТИС: к тому времени они с мамой переехали в Раменское под Москвой, и ГИТИС был удобнее - возле метро! И отправилась поступать - без всяких нужных связей, без подготовки: «Ни о чем таком я и понятия не имела. Так и представлялась на экзаменах: «Я - Рая Рязанова из Рязани, мне 20 лет...» До сих пор не понимаю: почему меня взяли? Я совершенно была не искушена в актерских делах, выучила не что-нибудь, а диалог деда Щукаря с Давыдовым из «Поднятой целины» Шолохова. Играла сразу за двоих мужиков. А на втором туре текст вдруг забыла, пришлось своими словами...

Надежд на поступление не было никаких, но нет - с удивлением нашла свою фамилию в списках! Наверное, педагоги подошли ко мне не формально, а старались заглянуть глубже... Но в Рязанский драмтеатр так и не поступила работать. Я уже на третьем курсе ГИТИСа начала сниматься, а в 1967 году вышел фильм «Гуля Королева» по повести Елены Ильиной «Четвертая высота», где я сыграла Гулю».

Сегодня эту повесть и эту героиню мало кто знает, а в советское время книгой «Четвертая высота» зачитывался каждый школьник, и имя Гули Королевой было так же знаменито и свято, как имя Зои Космодемьянской, - причем эта героиня Великой Отечественной была еще и актрисой! В ту пору в СССР снималось всего 4-5 фильмов в год, и каждого актера вся страна знала в лицо. Гуля была еще и спортсменкой-пловчихой. Когда началась война, она ушла на фронт. Красивая и бесстрашная Гуля выступала на концертах, выносила из боя раненых и нескольких даже на себе переправила через Дон - переправляться было не на чем. Погибла Гуля под Сталинградом в бою за очередную высоту, когда, встав в полный рост, подняла в атаку бойцов... Естественно - такая роль сразу сделала молодую актрису известной!

«И пошло, и пошло... Один фильм за другим. И только 10 лет назад впервые я попробовала себя в театре. И если знаменитый Щепкин начал свою московскую театральную карьеру в тридцать три года, то Рая Рязанова вышла на сцену - в шестьдесят! Молодой режиссер «Табакерки» Александр Мохов пригласил меня в свой спектакль «Кукла для невесты» на роль Андреевны. Словами не сказать, пером не описать, насколько признательна Саше, что разглядел он меня, выделил и позвал в свой спектакль, уже который сезон с большим успехом идущий в «Табакерке»! Ему тяжко со мной пришлось, ведь я сопротивлялась: «Миленький, вы ж меня не к тютькину в театр приглашаете, а к Табакову!..» Но гитисовская школа помогла - я справилась. И счастлива быть театральной актрисой».

Не родись красивой...

Но сегодняшнему зрителю актеры и актрисы знакомы больше по сериалам. Хотя сама Рязанова до суперпопулярного в свое время «Не родись красивой» не смотрела мыльные оперы - «разве что «Санта-Барбары» серий десять», - даже те, в которых снималась лично. Но когда попала в «Не родись красивой», прониклась симпатией к своей героине Ольге, помощнице кутюрье Милко. И даже... нашла ей мужа! «Я пришла к сценаристам и говорю: «У меня как у Ольги Вячеславовны - никакой личной жизни. Подразумевается, что у меня есть внуки, дети, муж. А где они?! Я что, после теракта?!»

И в сценарий быстро внесли и мужа всеми любимой Олечки, и детей! Что касается личной жизни самой Раисы Ивановны, она поначалу складывалась счастливо. Замуж вышла еще в институте: «На втором курсе пришел к нам Юра Перов, он вернулся из армии. Глянули мы друг на друга, и все понятно стало. На занятиях взгляды друг друга ловили... В одних только взглядах любовь и выражали, до свадьбы не целовались даже... Муж мне достался спокойный, понимающий, правильный. По ночам работал грузчиком на колбасном заводе - не раз в штанах колбасу приносил. А на четвертый курс мы уже в институт с коляской ходили, сына родили. Спектакли дипломные репетируем, а Данила за кулисами спит...»

Но на съемках фильма «День и вся жизнь» Раиса влюбилась в другого человека и ушла от мужа, не желая его обманывать. «Встречаться с другим продолжала и в Москве, а жить во вранье не хотела, не умела и сейчас не умею. Потому развелись мы довольно быстро. Юра был хорошим отцом, никогда не забывал сына... Когда умерла мама, меня еще больше потянуло к любимому. Взрослый, умный, красивый, он на двенадцать лет был старше годами, а по внутреннему содержанию - на несколько жизней.

За все десять лет общения мы не говорили друг другу слов любви - ни он мне, ни я ему. Странно, не правда ли?.. А что скажете, узнав, что все десять лет была с ним на «вы»? Он был для меня и царь и Бог. Мы крайне редко бывали наедине, не это было важно... Со стороны посмотреть - и не скажешь, что роман у нас. То есть я к нему - на «вы», в глаза заглядывала, каждое слово ловила, а он меня обедами кормил, образовывал, все вливал и вливал, натаскивал и натаскивал. Первый год каждый день виделись, потом через день, постепенно все реже и реже. А когда я за десять лет оперилась, «подросла» - и профессионально, и личностно, твердо на свои ножки встала, так и отпустил из своих объятий. Однажды просто перестал звонить. Все годы страшилась, что это когда-нибудь случится. Но он, как мудрый царь Соломон, понимал: и это пройдет. Дождался момента, когда разлука не вызвала во мне боли. Только легкую печаль.

С тех пор много воды утекло, целая жизнь прожита. Сразу после случился фильм «Москва слезам не верит», получивший «Оскара», известный и полюбившийся людям как никакой другой с моим участием. Но для меня эта картина ничем не выделялась в ряду других: работа как работа. Узнавать на улицах и просить автографы стали значительно позже. У меня не лицо кинозвезды. Люди, глядя на меня, понимали, что я им знакома, но не думали, что я артистка...

Был какой-то вечер в связи с юбилеем фильма, пришла записка: «А счастлива ли Рязанова, что у нее такая судьба?» Ответила: «Тося моя счастлива. У Рязановой такой судьбы нет». Сама подумала: ведь если б осталась с мужем, примерно как у моей Антонины и была бы у меня жизнь. Хотела бы я этого? Нет. Потому что на такой высоте чувства побывала - ни с чем не сравнить».

«Пенсионеры»

«Гуленой я никогда не была - это правда. Но я и не такая уж домашняя и комфортная, как те героини, которых в основном играю в последние годы. Когда подкатило предложение поучаствовать в гонках на льду «Автоледи», я согласилась с радостью. И шесть заездов подряд держала первое место!.. И вообще в свои без пяти минут семьдесят годков вечно несусь сломя голову, что на своих двоих, что на колесах - я тот еще лихач... А как иначе везде поспеть, если жизнь по минутам расписана?..»

Счет вышедшим на экран своим героиням, особенно сериальным, Раиса Ивановна потеряла, после того как их число перевалило за 200... Главное - в большинстве своем эти женщины симпатичные и мудрые, из тех, которых хотелось бы встречать в нашей жизни почаще. В одном из самых недавних телефильмов Раисы Рязановой, «Пенсионеры», ее героиня предстает тоже пенсионеркой - но деловой и энергичной, знающей законы, помогающей своему бесправному пожилому нынешнему племени противостоять жизненным трудностям. И узнать, что это бывает: когда в 60 лет жизнь только начинается.

Подготовила Людмила Гриневич


п»ї
Читайте у цій рубриці

эта неделЯ в истории

В день начала Великой депрессии в СССР начата коллективизация. В Германии идет охота на евреев и ведьм, в советской Якутии на шаманов. Первые «до-ре-ми» издали Эмерсон и Градский («Как молоды мы были»!).

29 октября. Бывший день рождения комсомола (1918 г.)

1929 (85 лет) - После... Читати статтю повністю