Люди

Жизнь как чудо

Когда он поет - сердце переворачивается в груди даже бывалых ценителей вокала и твердых скептиков. А если его еще и видеть!.. Да, песня цыгана - поистине песня души, которой есть чем зацепить другие души!

В канун праздника Святого Николая мы не случайно решили вспомнить об этом человеке по имени тоже Николай - Николае Сличенко. В конце декабря он отметит свое 80-летие. В это, слыша и видя его, трудно поверить, - но песня цыгана не обманывает. Магию его пения не могут разгадать даже цыгане. В этой песне, в этом голосе, глазах есть все: и голодное военное детство на Харьковщине, и гибель на глазах несчастных цыганят их отца, и нелегкий, но счастливый путь к своему призванию, и одна на всю жизнь любовь, и одна на всю жизнь небесная помощница - найденная им еще в детстве чудотворная икона.

«Главный цыган страны»

Образ цыгана и олицетворение всей ромской культуры для нескольких поколений живших в СССР прочно связаны с фильмами «Цыган», «Неуловимые мстители» и единственным в мире профессиональным цыганским театром «Ромэн». И конечно же, с его руководителем, «главным цыганом страны», как называли Николая Сличенко. В 70-80-х ни один праздничный концерт (особенно новогодние «Голубые огоньки») не обходился без зажигательных цыганских танцев и задушевных песен театра «Ромэн». Неповторимый голос артиста Сличенко и сегодня заставляет чаще биться сердца (особенно женские), оставаясь воплощением романтики и яркой жизни. Кстати, к своим годам артист относится с иронией, констатируя: «Возраст чувствуется то больше, то меньше, то совсем не чувствуется... Иногда я думаю: «Боже мой, 75, 77, и вот уже 80 лет! Как это произошло, когда?! Я только вчера жить начал!.. А вообще для мужчины главное - мозги не потерять. Красивый, не красивый - ерунда. Другое дело - обаяние, человеческое тепло, душа, опыт, понимание жизни. Сдаваться никогда нельзя. Надо жить и благодарить Бога за то, что ты до сих пор действуешь».

Знамение Божье

Николай Сличенко родился 27 декабря 1934 года на Харьковщине, в многодетной семье цыган-сэрвов (цыгане православного вероисповедания, которые крестят детей, празднуют Рождество, Троицу, Пасху). Когда началась Великая Отечественная война, мальчишке исполнилось семь. О том времени Николай Алексеевич вспоминает: «Мы жили уже в Харькове. У папы моего был друг - дядя Саша, по национальности еврей. Когда пришли фашисты в Харьков, начали в первую очередь расстреливать евреев. Папа отдал дяде Саше свой паспорт, и тому удалось уйти, потому что у папы в паспорте было написано «украинец». А через две недели, под Крещение, папу арестовали. Тут уж никаких документов не спрашивали - цыган, и все. Фашисты собрали цыган и повезли на расстрел. Среди них был и мой отец. Я видел, как он успел махнуть нам на прощание шапкой и получил удар прикладом... Мы с мамой потом эту шапку нашли».

Жизнь продолжала испытывать его семью на прочность, но в те страшные годы было место и чуду, объяснить которое и сегодня Николай Сличенко не может, а лишь утверждает: «Так было угодно Богу». Однажды, надев дедовскую фуфайку до пят, он пошел к приятелю, соседскому пареньку: «Он пытался как раз найти в сарае-развалюхе какие-нибудь завалявшиеся дрова: печку топить нечем, кушать нечего - ну о чем разговор? Вдруг ковырнул в углу и достал широкую грязную доску, всю в мазуте - такую, что и прикоснуться неприятно. Он уже топором размахнулся, чтобы ее разрубить, и вдруг я закричал (будто что-то меня толкнуло): «Не надо рубить!» Приятель удивленно на меня посмотрел: «Ти що? Батько мене вб’є - це ж цiла дровиняка». Ну действительно, с чего это он должен отдать последнее - а их семья как? В доме дети, холод ужасный... Короче, не помню, что я еще говорил, но дошло до того, что расплакался: «Ну отдай мне, пожалуйста!»

Сунул он мне, чтоб никто не видел, эту доску под фуфайку, и я принес ее домой. Сел на пороге, положил рядом, рассматриваю... Мама увидела. «Сынок, - спрашивает, - что это?» Я руками развел: «Сам не знаю». Она взяла тряпку и попыталась оттереть грязь... Не помню уже, сколько она трудилась, как вдруг ахнула: «Сыночек, это же икона!» Толком отмыть ее мама тогда не смогла - только какие-то контуры проявились. Поставили находку в угол, а через несколько дней доска всеми красками засияла. Оказалось, это икона «Знамение» Божьей Матери...

Видимо, то был какой-то знак свыше. И вот, когда немцы снова подходили к Харькову, мама написала две записки: «Оставаться» и «Уходить». Положила их под икону, спустя какое-то время взяла одну. «Уходить». И мы ушли. Была повозка, лошадка, мы сели все: ребятишки, нас было четверо, я старший, дедушка и мама с этой иконой в руках. Уезжали многие цыгане - подвод пятнадцать было. По ночам вражеские самолеты освещали наш обоз и бомбили. Все разбегались - по грудь в сугробах, а мама никого не отпускала, мы сидели в своей повозке. Мама прижимает нас к себе и накрывает иконой: мол, если погибнем, то вместе. Дорога тяжелая. Только остановишься в какой-нибудь деревне отдохнуть - бегут, стучат в окно: «Цыгане, уходите! Немцы близко!»... Этого словами не расскажешь. Не дай Бог никому войны.

Было решено отправить меня к дальним родственникам в колхоз «Лоло Октябрь» - был такой цыганский колхоз в Воронежской области. Добрался туда и был принят как родной. Все-таки какие бы житейские беды цыганам ни выпадали, они не унывают. Вечерами молодежь собиралась у костра, пела, плясала - ну и я старался от остальных не отставать. Учился игре на гитаре, и чем больше взрослел, тем чаще мне почему-то говорили: «Тебе бы, Никола, в Москву - есть там театр «Ромэн». Я был уверен, что это нереально, но мысль стать артистом запала в душу, и как-то в очередной раз осмелился и спросил: «А как мне туда добраться?..» Что вы думаете? Седой цыган затянулся своей трубкой и обвел всех взглядом: «Ну что, ромалэ, поможем парню?» Колхозники ведь тогда зарплату не получали. За галочки работали, за трудодни... Но несколько семей скинулись по полмешка пшеницы, продали зерно и на вырученные деньги купили мне билет до Москвы. Провожали толпой, от мала до велика, посадили в общий вагон...»

«Реализовать дар, данный Богом»

О первых своих шагах на поприще артиста Николай Сличенко вспоминает: «Я приехал в Москву в 7 утра, мальчишка совсем, еще нет 17. Стучу в театр. «Ты кто?» - спрашивают меня. «В театр приехал поступать!» - отвечаю. Велели прийти позже. Я пришел. «Ну, показывай, что можешь?» Стал петь и танцевать. Так мне хотелось понравиться, что, наверное, это получилось. Потому что поднимается вдруг один из артистов и кричит: «Вот! Наконец-то достойная смена мне пришла!» Я еще тогда не знал, что это - ведущий артист театра, Сергей Федорович Шишков... Он был человеком величайшей души, и во многом именно благодаря ему я смог реализовать свой дар, данный мне Богом».

Начиная с 1951 года Николай Сличенко работал в коллективе «Ромэн» и прошел все стадии творческого роста: от артиста вспомогательного состава до главного режиссера и художественного руководителя, от певца до видного театрального и общественного деятеля. Его учителями и партнерами по сцене стали выдающиеся актеры - Ляля Черная, С.В.Андреева, М.И.Черкасова, С.Ф.Шишков, И.И. Ром-Лебедев, С.С. Золотарев, И.В. Хрусталев и др. О работе в те годы Николай Алексеевич любит говорить так: «У нас вообще в театре особая атмосфера... «Ромэн» был создан в 30-е годы прошлого века цыганской интеллигенцией, чтобы противопоставить настоящее цыганское искусство псевдоцыганскому. Это действительно уникальный колектив с замечательной историей. Во время войны многие артисты прошли передовую, на свои деньги театр по-строил бомбардировщик «Ромэновец». Театр был бесконечно любим народом. Да и как не любить? Красавица Ляля Черная, мощный Иван Ром-Лебедев, почтенная хоровая цыганка Мария Скворцова, романтический Иван Хрусталев... Это были цыгане, еще хорошо помнившие таборную жизнь, сохранявшие особый тип пения...»

Николай Сличенко сыграл свыше 60 ролей в родном театре, попробовал свои силы и в кино: снялся в картинах «Олеко Дундич», «В дождь и солнце», «Мой остров синий». А кто не помнит его Петрю в «Свадьбе в Малиновке»?!. Следующим творческим этапом в жизни стала режиссура. Окончив Высшие режиссерские курсы под руководством н.а. СССР Андрея Гончарова, Николай Сличенко прославился спектаклями «Огненные кони», «Братья», «Четыре жениха», «Живой труп» по Л.Толстому. К слову, у последнего спектакля была особая слава: «Помню, в это время сразу в четырех театрах вышел «Живой труп» - кроме нас, еще в Малом, МХАТе и «Моссовете». И такая шутка ходила по Москве, что из четырех «трупов» самый живой - в театре «Ромэн»...»

«Цыган из легенды»

В 1960-х Сличенко стали приглашать на радио, телевидение, а вскоре он выехал и в свою первую зарубежную поездку - во Францию, с московским мюзик-холлом. «Он красив - то полон буйной страсти, то сдержан, - словом, настоящий цыган из легенды», - писала о Николае Сличенко французская критика. Ныне Сличенко со своим театром объездил, наверное, весь мир, повсюду очаровывая зрителей. Японцы окрестили его на свой самурайский лад «Господином «Оци Церни», а каких только умопомрачительных историй не сочиняли о нем поклонники! Одни уверяли, что в Венеции туристам показывают канал, в котором якобы тонули два певца - Карузо и Сличенко, другие - что в Париже после концерта в «Олимпии» искушенные французы несли его на руках до Триумфальной арки...

Более 30 лет Сличенко руководит театром «Ромэн». Но в последние годы «Ромэн» все реже и реже показывают в телепередачах, о чем артист искренне сожалеет: «Современный мир, в том числе мир шоу-бизнеса, жесток. «Ромэн» и сегодня популярен, но телеэфир стоит слишком дорого... К тому же за последние годы сделано все для того, чтобы снизить планку зрительского вкуса».

«Только раз судьбою вьется нить...»

Вся семья артиста Сличенко - в театре «Ромэн»: трое детей (внуки, кстати, тоже пошли в артисты) и жена - народная артистка Тамилла Суджаевна Агамирова. С Тамиллой они вместе уже больше 50 лет. О красавице жене, о годах молодости и о любви маэстро Сличенко говорит так: «С ней было невозможно ходить по улицам - это была неописуемой, неземной, невозможной красоты женщина. Я не верю в то, что любовь проходит. С годами люди становятся ближе и ближе. Помню, отправили меня как-то на длительные зарубежные гастроли. Это считалось большой удачей, но я так без Тамиллы затосковал, что не мог ни есть, ни спать и запросился назад. Чтобы не сорвать концерты, которые приносили государству немало валюты, власти в один день оформили моей жене документы, и она оказалась в Европе. Даже сейчас, если супруга где-то в другой комнате, я зову: «Ты где?» - «Здесь». А я ворчу: «Что же ты там так долго?» Современный период свое жизни Николай Алексеевич комментирует мудро: «Я привык радоваться каждому дню. И не хотел бы ничего вычеркнуть в прожитой жизни, кроме войны, конечно. Всю жизнь храню благодарность к простым людям, которые меня после войны выходили, согрели, отправили в Москву. И живу их любовью ко мне. Поверьте, это так много! У меня замечательный коллектив. Я счастлив дома, в семье. И если день прошел без шутки, жена настораживается: что со мной?.. В общем, не жалею, не зову, не плачу...»

Подготовили Юлия Лесина, Людмила Гриневич


п»ї

 Комментарии:

Имя Отзыв (сообщение)
 
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!

Оставить отзыв

Имя
Сообщение
 

Внимание! Комментарии с нецензурными выражениями, оскорбительного характера, призывающего к межнациональной розни и пр., содержание которых противоречит Законам Украины, а также содержащие недостоверную информацию - будут удаляться. Если у вас есть достоверная информация (с доказательствами) о правонарушении тех или иных лиц, можете связаться с РЕДАКЦИЕЙ.

Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
Читайте у цій рубриці

Эта неделЯ в истории

Украина в центре событий. Запорожцы громят турко-татар, Екатерина упраздняет в Малороссии гетманство и украинские законы, большевики объявляют столицей Украины Харьков...

17 декабря

1923 (91 год) - В СССР создана служба участковых милиционеров.

1962 (52 года) - «Битлз» впервые... Читати статтю повністю

У сумских театралов - двойная потеря

Минувшая неделя выдалась печальной для всех почитателей театрального искусства Сумщины - ушли из жизни два известных человека, внесших огромный вклад в развитие театрального искусства.

В ночь с 9 на 10 декабря на 76-м году жизни скончался экс-директор Сумского областного театра... Читати статтю повністю

Просьба о помощи!

Читати статтюУвидеть мир своими глазами!

Маленький Саша (6.08.2011 г.р.) из с.Косовщина родился слепым (диагноз: амблиопия обскурационная обоих глаз высокой степени, афакия, нистагм). Но благодаря двум операциям, которые ему сделали еще в шестимесячном возрасте, он хоть и немного, но может... Читати статтю повністю







Новини
Реклама
Новини
Новини
Будь в курсі!