Феміда

Не как карательный орган, а как партнер

В этом году День милиции существенно отличается от предыдущих. В каждом коллективе образовались бреши из тех, кто погиб, был ранен или уволился, часть правоохранителей Сумщины встретит эту дату в зоне АТО, другие будут и в профессиональный праздник работать с тройной нагрузкой «за себя и за того парня».

И это в условиях обнищания населения, провоцирующего рост преступности, и отключений света... С чем ко Дню милиции подходят сумские правоохранители, как им работается сейчас - об этом наша беседа с главным милиционером Сумщины Анатолием Ричкалем.

- Какие задания вы ставили для себя, придя на должность, и что вам удалось сделать за эти девять месяцев?

- Это было время конфликта между обществом и милицией, особенно по отношению к «Беркуту». Правоохранителей провоцировали, бегали к зданию УВД чуть ли не каждый день, создавали конфликты... И работать мне пришлось в первую очередь над налаживанием отношений между милицией и общественностью. Наконец заработал по-настоящему общественный совет при милиции, куда входят представители общественных организаций и СМИ и где обсуждаются какие-то важные моменты. Когда встал вопрос аттестации сотрудников «Беркута», ее проводили строго, но по-отечески: если виноват - то виноват, а если не виноват, то и не надо изводить придирками. Многие сотрудники «Беркута» после аттестации уехали в зону АТО, были там в самое тяжелое время и проявили себя с самой лучшей стороны. Они настолько себя зарекомендовали, выполняя свою работу, что это восприняло и местное население... Массовых увольнений как таковых у нас не было, костяк остался. Ведь чтобы подготовить профессионалов, нужен не один год. Сейчас у нас постоянно проводятся стрельбы и занятия по рукопашному бою, чтобы сотрудники знали, как действовать в экстремальных условиях.

Также очень важным является то, что у нас приграничная область, 562 км границы, но у нас нет такого, как в других приграничных областях. У нас ситуация, конечно, тоже непростая, в Шостке некоторое время тому назад мог бы быть открыт северный фронт - но мы этому успешно противостоим. Конечно, успокаиваться тоже не надо - мы должны помнить, что мы являемся приграничной областью, в разных районах менталитет у людей существенно отличается, и работа по недопущению каких-либо провокаций должна быть совместной.

- Изменилась ли как-то за последнее время криминальная обстановка?

- В условиях, когда страна фактически в состоянии войны и около 200 наших сотрудников постоянно находятся в зоне АТО, на наших плечах лежит вся ответственность за них - это у нас на первом плане. Что они там будут есть, в каких условиях живут, достаточно ли у них обмундирования и все такое. Вот, добились, чтобы у них появилось отопление в Красном Лимане - но они сейчас в другом районе, и там тоже нужно решать эту проблему... Однако и вопросы повседневной жизни никто не снимает с повестки дня, преступления расследуются. Вот вчера, 10 декабря, в Михайловке Бурынского района было убийство - мы его раскрыли по горячим следам. В целом резонансных преступлений больше не стало - общими усилиями стараемся сглаживать конфликтные ситуации... На бытовом уровне - да, отмечается рост числа краж, мошенничеств - ведь у многих людей нет работы, нет доходов, это толкает их в том числе и на преступления. Но о каком-то шквале преступности пока речь не идет.

- Даже в условиях долговременных отключений света?

- Ну, конечно, это не может не сказываться на работе. Вот мы проводим селекторное совещание - а часть районов не может принять в нем участие из-за отсутствия света. Хорошо, если речь идет, например, о Краснополье - они могут и сюда приехать, но вот, например, С.-Буда отсюда за 240 км, не наездишься... Потом возникли проблемы с экспертным центром, который тоже отключают, ведь некоторые экспертизы - это непрерывный процесс, для которого нужно электричество, если света не будет, они вообще не будут выполнены... По этому поводу мы обращались с письмом к энергетикам, вроде бы проблему удалось решить. Что касается роста уличной преступности во время отключений, то массово такого явления не наблюдается. Но если отключения войдут в систему, то преступный мир, конечно, будет приспосабливаться....

- В последнее время перестали поступать сообщения о руководителях милицейских структур, уволенных согласно закону «Об очищении власти». Это значит, что люстрация в милиции закончилась?

- Были уволены мой первый заместитель и заместитель - начальник милиции общественной безопасности, начальник штаба и специалист по работе с ветеранами. Таким образом, из руководства милиции области люстрировали фактически половину. Все они подали в суд, рассмотрения исков еще не было. Начальники райотделов не подпадают под люстрацию. Но считать ее законченной нельзя - еще идет проверка, которая и даст оценку каждому правоохранителю Сумщины.

- Министр внутренних дел уже анонсировал реформу в правоохранительных органах, она уже готовится на местах?

- Пока не готовится - приказа о каких-либо конкретных действиях не было. Мы ведь люди в погонах - когда приказ будет, тогда и начнем его выполнять. Хотелось бы, конечно, чтобы при реформировании учитывались условия, в которых мы живем, происходящие события. Чтобы что-то реформировать, нужно четко представлять, что хочется получить, какие есть для этого силы, какие выделяются средства, бюджет, кадры... Нужно видеть, кто приходит в милицию и кого мы в итоге отправляем на пенсию, нужно очень многое учесть - так что отсутствие спешки в таком вопросе вполне естественно. Ведь итоговая цель - чтобы милиция воспринималась народом не как карательный орган, а как партнер, который помогает людям в ситуациях, когда нарушены их права. Чтобы изменить все то, что есть сейчас, нужно изменить менталитет людей. Будет меняться общество - будет меняться и милиция.

- Что бы вы пожелали сотрудникам милиции в профессиональный праздник?

- Прежде всего, чтобы их понимали в семье и всегда ждали живыми и здоровыми. Чтобы общество давало объективную оценку нашей работе - нас не надо хвалить, но не надо и ругать там, где мы этого не заслуживаем. Только в единении народа и милиции мы можем продвигаться к европейским, цивилизованным ценностям, но для этого и те, и другие должны уважать закон. Ну и самое главное - чтобы прекратились эти события в стране, чтобы мы не отправляли сотрудников в зону АТО, чтобы было мирное небо над головой и мы были уверены в завтрашнем дне.

Ярослав Берест


п»ї
Читайте у цій рубриці

Так бьют или не бьют?

В Украине и, в частности, в Сумах, неоднократно фиксировались случаи превышения правоохранителями своих служебных полномочий.

Как правило, это избиения подозреваемых до смерти. А если серьезных телесных повреждений не было - легко ли добиться наказания милиционеров? Особенно если... Читати статтю повністю

Раскольников без топора

Та ночь двум пенсионеркам из областного центра казалась кошмаром. Проснувшись от постороннего шума, они вдруг замечали в своем доме темную фигуру, которая молча расхаживала по комнатам и что-то искала. Хозяйки были настолько шокированы и напуганы происходящим, что даже не решались... Читати статтю повністю

«Сонечко», которого нет

Неразбериха в стране - отличное время для разного рода афер, больших и маленьких. Жертвы большинства из них все-таки осознают, что их обманули, и обращаются в милицию. Но бывают случаи, когда количество потерпевших неизвестно, да и сами они не знают, что стали потерпевшими. А потому... Читати статтю повністю

Подрались из-за наследства

НиЧто так не портит отношения, как дележ имущества. Дальние родственники из областного центра, они же соседи, десять лет жили мирно, пока на них не свалилось наследство. Тут уже в ход пошли и споры, и суды, и даже кулаки!

- Три года между нами неприязнь из-за этого проклятого наследства,... Читати статтю повністю

«Грабил, потому что быстро бегаю...»

Он - профессиональный грабитель-цепочник, т.е. любитель срывать золотые украшения. За это уже дважды получал срок. Последний раз был освобожден по амнистии, но все равно принялся за старое.

«Я быстро бегаю и этим пользуюсь», - бахвалился злоумышленник, когда его в конце концов... Читати статтю повністю

Берегись родни!

Труднее всего заподозрить в краже близких людей. На это и рассчитывают злоумышленники, которые потеряли не только совесть, но и родственные чувства. Мы писали уже о многих случаях, когда внуки обворовывали бабушек, дети - родителей, племянники - тетушек. И вот свежие примеры.

Несовершеннолетняя... Читати статтю повністю