Ділова розмова

Вчера - 9, сегодня - 7, а завтра?

С Луцким «Богданом» у нас как-то не заладилось с самого начала. Результаты первого тендера на покупку троллейбусов пришлось отменить, так как заводом была неправильно выписана тендерная документация. Повторные торги прошли нормально, 6 марта был подписан договор на поставку девяти троллейбусов «Богдан Т70117».

Поставка ожидалась в апреле-мае. Но 23 апреля «Богдан Моторс» прислал «Электроавтотрансу» письмо, в котором сообщил, что не может поставить троллейбусы по цене, указанной в договоре, так как из-за изменения курса доллара их стоимость увеличилась. Что делать в этой ситуации - обсуждали депутаты на сессии горсовета 29 апреля.

По договору стоимость одного троллейбуса - 2,59 млн. грн. (или 163,1 тыс. долларов по официальному курсу НБУ на момент раскрытия тендерного предложения), общая сумма договора - 23,3 млн. грн. (1,47 млн. долларов). Как объяснил директор КП «Электроавтотранс», в договоре есть пункт, согласно которому цена товара и общая цена договора могут быть скорректированы в случае изменения официального курса гривни к доллару США на момент поставки. В таком случае поставщик обязан не позже чем за три рабочих дня до даты поставки предоставить заказчику обоснованный, документально подтвержденный расчет новой цены с расшифровкой составляющих расходов по всем статьям. В таком случае возможны два варианта: если заказчик соглашается на изменение цены, то заключается дополнительное соглашение, в котором прописывается или доплата, или уменьшение количества товара. Если же стороны не достигают согласия, то договор расторгается.

В письме «АК «Богдан Моторс» говорится, что на момент раскрытия тендерных предложений (в начале февраля) доллар стоил 15,8 грн. (по официальному курсу НБУ), а в апреле курс составлял 22,5 грн., в связи с чем себестоимость производства одного троллейбуса увеличилась почти на 670 тыс. грн. «Богдан» предложил «Электроавтотрансу» заключить дополнительное соглашение, в котором изменить цену одного троллейбуса с 2,59 млн. грн. на 3,26 млн. грн., уменьшить количество с девяти машин до семи и скорректировать общую сумму договора с 23,3 млн. грн. на 23 млн. грн.

Мнения депутатов по этому вопросу разделились. Некоторые высказались категорически против подписания такого допсоглашения.

- «Богдан» предоставил какие-то расчеты в подтверждение именно этой стоимости? Почему именно 3,3 млн., а не 3,1 млн. или 3,5 млн.? - спросил депутат Ярослав Куц. - А может, если мы проведем новый тендер, кто-то предложит лучшую цену - Львовский завод или Днепропетровский, например. И кто нам гарантирует, что они точно поставят троллейбусы по 3,3 млн. грн. и что через месяц не придет очередное письмо об очередном подорожании? Не говоря уже о том, что это вообще незаконно - менять цену после подписания договора.

У мэра Александра Лысенко была другая позиция. По его словам, на сегодня все предложения по новым троллейбусам, которые выходят на тендер, идут от 3,5 до 4 млн. грн. Так что это допсоглашение - наша единственная возможность приобрести троллейбусы хоть немного дешевле. Если проводить новый тендер, высок риск того, что мы можем не получить не то что дешевле, а даже такой цены, какую сейчас предлагает «Богдан».

- Кстати, у нас на покупку новых троллейбусов в этом году есть еще 14,3 млн. грн., мы можем провести еще один тендер и посмотрим, какие будут ценовые предложения, выйдет ли хоть кто-нибудь с более низкой ценой, чем 3,3 млн. грн., - добавил мэр.

Что касается незаконности изменения цены после подписания договора, то Александр Перчаков заявил: в данном случае - все законно. Закон о госзакупках гласит, что существенные условия договора (в том числе цена за единицу товара) не могут быть изменены после его подписания и до выполнения сторонами обязательств в полном объеме, кроме нескольких случаев (изменение индекса инфляции, биржевых котировок и пр.), в том числе - при изменении курса иностранных валют. Кроме того, «Богдан Моторс» предоставил все расчеты по себестоимости троллейбусов по новым расценкам. - Или мы соглашаемся на эту цену, или отменяем результаты тендера и проводим новый. А на новом дешевле точно не будет, - добавил А.Перчаков. - Недавно в Днепропетровске «Богдан» вышел на тендер с ценой в 3,9 млн. грн. и проиграл, а выиграл Днепропетровский завод с ценой 3,3 млн. грн., и то это высокопольные троллейбусы.

Несмотря на все доводы и объяснения, депутатское большинство не дало согласия на подписание дополнительного соглашения - за проголосовало 33 депутата из 58-ми присутствовавших в зале (при необходимых 39-ти). На втором пленарном заседании 6 мая этот вопрос будет обсуждаться еще раз.

Антон Акулин


п»ї
Читайте у цій рубриці

Маршруточный тариф

Уже много лет городская власть Сум и частные перевозчики спорят о том, имеют ли право последние самостоятельно устанавливать тариф на проезд в маршрутках или обязаны согласовывать его с исполкомом.

Чтобы поставить точку в этом споре, на сессии горсовета 29 апреля депутаты приняли... Читати статтю повністю