Коммуналка

Сроки прошли - платежи ушли?

На прошлой неделе снова всплыл старый и очень неприятный вопрос, связанный с непрохождением платежей через банк «Надра». Напомним, эпопея началась еще в феврале, когда сумчане, получившие платежки, заметили, что некоторые платежи в новых счетах не были учтены.

Наиболее напряженная ситуация возникла тогда с платежами за газ, где фигурировали многозначные суммы. Большинство без всяких разбирательств сразу обвинило газовиков в исчезновении денег, и это было не удивительно, потому как платежи в основном совершались прямо в здании ПАО «Сумыгаз», где располагалось одно из представительств банка «Надра».

Тогда нам удалось выяснить, что причины сложившейся ситуации никоим образом не связаны с ПАО «Сумыгаз» - проблема возникла у банка. Клиенты, которые воспользовались услугами банка «Надра» и произвели оплату за потребленный газ, оказались заложниками ситуации, потому как эти средства на счет «Сумыгаза» так и не были переведены. Что интересно, потребителям посоветовали прийти в «Сумыгаз» с копией платежки, подтверждающей оплату. Повторных платежей тогда делать не советовали.

После этого мы обратились в ПАО «Надра Банк». Как объяснили нам еще в марте консультанты этого финучреждения, «Надра» внесен Нацбанком в категорию неплатежеспособных, с 6 февраля по 5 марта 2015 г. здесь была введена временная администрация. Законом предусмотрено, что на это время движение по транзитным счетам может быть заблокировано, а значит, средства могут висеть довольно долго. Хотя нам пообещали, что вопрос непрошедших коммунальных платежей все-таки будет рассмотрен временной администрацией. Сумчан обнадежили, что временное блокирование не станет постоянным, как это зачастую случается с нашими банками.

К сожалению, эта история получила грустное продолжение. В редакцию «ВШ» снова стали обращаться люди, в основном пенсионного возраста, со все той же проблемой:

- В начале весны мы все сделали, как нам сказали в «Сумыгазе», - принесли платежки, чеки, свидетельствующие о своевременной оплате потребленного газа. Были составлены списки, и мы думали, что проблема со временем решится, ведь ничего сложного, вроде бы, нет - платежные документы есть, назначение платежей в них указано. Рассчитывали, что деньги разблокируют и вернут в «Сумыгаз». Но ничего подобного не произошло - в платежках за газ нам снова выставили суммы, которые нами уже были оплачены, причем, что интересно, должником делают не банк, а простых людей. У пенсионера сейчас не на что кусок хлеба купить, а тут такие деньги забрали! И у кого? У стариков?

В ПАО «Сумыгаз» нам еще раз подтвердили, что это предприятие никакого отношения к движению зависших платежей не имеет. Деньги зашли в «Надру» и оттуда не выходили. К тому же на сайте «Сумыгаза» 22.06.2015 г. была размещена краткая инструкция пострадавшим от банка - описан алгоритм действий, который выглядит следующим образом: «Потребители, которые воспользовались услугами ПАО КБ «Надра» и средства которых не поступили на счета ПАО «Сумыгаз», имеют право до 11 июля 2015 г. включительно обратиться с заявлением о денежных требованиях к уполномоченному лицу Фонда гарантирования вкладов физлиц, занимающемуся ликвидацией ПАО КБ «НАДРА».

ПАО «Сумыгаз» не имеет правовых оснований для обращения в банк с требованием вернуть деньги своим клиентам, поскольку собственниками средств, перечисленных предприятию через ПАО КБ «Надра», являются потребители природного газа.

Мы позвонили на горячую линию по вопросам гарантирования вкладов физлиц для вкладчиков ПАО КБ «Надра»: 0 800-30-40-10; 0 800-300-070 и выяснили интересные подробности. Оказывается, требования кредиторов банка принимались в течение 30 дней со дня публикации объявления о начале ликвидации финучреждения (в нашем случае - банка «Надра») в газете «Голос Украины» (№103 от 12.06.15 г.). Любые требования, поступившие по истечении этого срока, считаются погашенными, кроме требований вкладчиков в пределах гарантированной Фондом суммы возмещения по вкладам, - исключение, как видим, к коммунальным платежам не имеет никакого отношения. Мало того, требования, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества банка, считаются погашенными.

Выходит, что нашим дедушкам и бабушкам, вовремя заплатившим за газ и другие услуги, чтобы вернуть огромные для них деньги, ушедшие в неизвестном направлении, необходимо было еще весной приобрести компьютер, провести Интернет, научиться всем этим пользоваться и регулярно покупать и перечитывать газету «Голос Украины». Можно, конечно, было нанять юриста, у которого есть все вышеперечисленное, но обошлось бы это тоже недешево. В общем, вывод прост и печален - не видать больше плательщикам комуслуг своих денег, если они не успели вложиться со своими требованиями в сроки, указанные в законе.

Если бы «Сумыгаз» в свое время своих пострадавших клиентов не обнадежил, возможно, им сейчас не пришлось бы повторно оплачивать услуги ПАО. Хотя, как нам кажется, в этой ситуации «Сумыгаз» мог бы пойти навстречу своим клиентам и взять хотя бы 50% этой «задолженности» на себя.

Леонид Максимов


п»ї
Читайте у цій рубриці

Сумчане не хотят платить жэкам?

Новые жэки, которые приступили к обслуживанию городского жилфонда с 1 сентября, до сих пор не подали в горисполком расчеты экономически обоснованных тарифов на свои услуги.

Как известно, сейчас жэки работают по временным тарифам (1,49 грн. за кв. м), и когда исполком устанавливал... Читати статтю повністю