Власть

Кто возглавит «Электроавтотранс»?

Как известно, с 1 февраля КП «Электроавтотранс», которое выполняет в Сумах коммунальный заказ на пассажирские перевозки и единственное во всем городе пока еще перевозит все категории льготников без ограничения, осталось без руководителя.

25 января прежний директор Александр Перчаков написал заявление об уходе с должности по собственному желанию в связи с выходом на пенсию.

Сразу же после этого мэр Александр Лысенко заявил, что нового директора для «Электроавтотранса» будут выбирать на конкурсной основе, с учетом общественного мнения, и призвал всех желающих подавать предложения в отдел логистики и связи Сумского горсовета.

И вот 5 февраля начальник профильного отдела Сергей Яковенко пригласил всех претендентов на эту должность на некое неформальное собрание, которое его инициатор - А.Лысенко назвал «общественным конкурсом», чтобы они представили свое видение развития предприятия. Правда, де-юре формат и цель этого мероприятия были не совсем понятны, в первую очередь, самим кандидатам. Ведь, cогласно решению Сумского горсовета от 28 марта 2012 года, директоры коммунальных предприятий и учреждений у нас назначаются мэром по представлению руководителя структурного подразделения, в сферу управления которого входит предприятие (в данном случае - С.Яковенко), и по согласованию с профильным заммэра (в данном случае - В.Войтенко). Никакой конкурс процедурой не предусмотрен. Тем не менее, под давлением общественности и депутатского корпуса мэр вынужден был согласиться с тем, что человека на такую стратегически важную должность сумчане должны выбрать все вместе, открыто и прозрачно. Поэтому на «конкурсе», кроме самого мэра, двух его заместителей - В.Волонтырца и В.Войтенко - и начальника отдела логистики, присутствовали также некоторые депутаты горсовета, представители трудового коллектива и профсоюза КП «Электроавтотранс», а также общественные активисты.

Свято место пусто не бывает

Претендентов на должность директора КП «Электроавтотранс» оказалось шестеро. Трое из них официально подали свои резюме в отдел логистики: бывший первый замдиректора

КП «Электроавтотранс» (до 2009 года) и бывший начальник управления экономики Сумской ОГА Виктор Чубур; бывший замдиректора КП «Дорремстрой» Виктор Никоненко и помощник-консультант одного из нардепов от Сумщины Виталий Однорог. Еще один претендент - Роман Чесноков, который уже руководил «Электроавтотрансом» в 2012-2013 годах, а перед этим был замначальника Заречной райадминистрации. По словам самого Р.Чеснокова, он свою кандидатуру официально не подавал, но ему позвонил и пригласил на это мероприятие лично С.Яковенко. Еще двое устно изъявили желание поучаствовать в «конкурсе» - депутат горсовета от фракции «Батьківщини» Валерий Заика (предприниматель в сфере грузоперевозок) и бывший заммэра по гуманитарным вопросам (при экс-мэре Г.Минаеве) Сергей Панченко. Последний, правда, на «конкурс» прийти не смог, так как участвовал в работе экзаменационной комиссии, которая в этот день проводила последний этап отбора претендентов на работу в полицию.

В целом все кандидаты были осведомлены об основных проблемах предприятия, и многие пункты в представленных ими программах развития КП совпадали, поскольку это были очевидные вещи для любого взрослого человека, который достаточно долго живет в Сумах и хоть иногда пользуется общественным транспортом. Как то: обновление подвижного состава, установление экономически обоснованного тарифа, прекращение практики дублирования троллейбусных маршрутов частными перевозчиками, усиление контроля за сбором выручки от билетов, строительство новых троллейбусных линий и т.п. Заслушав всех претендентов, двоих из них - В.Чубура и В.Никоненко - «конкурсная комиссия» решила отсеять сразу. По словам управделами горисполкома Виктора Волонтырца, озвученные ими программы были либо слишком общими и неконкретными, либо годились для развития стабильно работающего предприятия, но не для реанимации КП, находящегося в глубоком кризисе, либо же основывались не на налаживании его хозяйственно-экономической деятельности, а на постоянной дотации из бюджетов всех уровней - то есть на том, от чего городская власть хочет уйти в первую очередь.

Программа Валерия Заики была, в принципе, из того же разряда. Но кандидата от промэрской фракции сразу же поддержал трудовой коллектив предприятия, в частности - председатель профкома КП «Электроавтотранс» Раиса Ващенко. Она назвала то, что большинство присутствовавших (в первую очередь - депутаты) считали большим минусом, главным преимуществом В.Заики, а именно - что он депутат горсовета, да к тому же еще и из «правильной» фракции, а значит, по ее мнению, сможет более эффективно отстаивать интересы предприятия перед руководством города. Поэтому В.Заику сразу отсеивать не стали и перевели «во второй тур». Как и В.Однорога и Р.Чеснокова, программы которых (по крайней мере, некоторые их пункты) действительно заслуживали более пристального внимания.

Однорог Виталий Леонидович - 45 лет, образование высшее, окончил СумГУ по специальности «менеджмент организаций и администрирование», имеет 21 год управленческого стажа, с 1994 по 2014-й был учредителем и директором частного предприятия в сфере общепита, на сегодня - руководитель ООО «Канон».

Для стабилизации работы

КП «Электроавтотранс» считает важным наладить эффективное управление предприятием и полностью использовать его имущественный комплекс. По его мнению, необходимо также установить систему электронного мониторинга работы коммунального транспорта. Но таким образом, чтобы не только руководство предприятия имело возможность контролировать, где и в какое время находится тот или иной троллейбус или автобус, но и горожане. Нужно создать систему электронного оповещения для населения, чтобы человек мог точно знать, в какое время на той или иной остановке будет нужный ему троллейбус, и мог выбрать, садиться ли ему на маршрутку или подождать три минуты и поехать на троллейбусе в два раза дешевле. Еще один важный этап - внедрение электронных билетов. По мнению В.Однорога, пока в транспорте будет действовать система наличного расчета за проезд, КП никогда не сможет обеспечить полный сбор средств от платных пассажиров. При этом нужно внедрять электронные проездные билеты по европейскому образцу - дневной, трехдневный и недельный, благодаря которым человек, зная, что ему в такой-то день предстоит много разъездов по городу, мог бы за определенную фиксированную цену получить, так сказать, безлимит поездок. Кроме обновления троллейбусного парка, не менее важным считает восстановление автобусного парка, чтобы закрыть коммунальным транспортом те направления, где нет троллеи, и которые на сегодня являются безраздельными «владениями» частных перевозчиков. При этом автобусы надо покупать как средней вместимости, так и большой. Ведь у каждого района города своя специфика, зависящая в том числе и от времени года и даже от времени суток, так что для одних районов подойдут средние автобусы, но чаще курсирующие, а для других - большие, но курсирующие в определенные часы. Что касается обновления троллейбусного парка, то оно даст свой эффект даже если и не получится увеличить коммунальный заказ из-за параллельного вывода из эксплуатации старых троллейбусов. Новые троллейбусы позволят не только повысить качество перевозок, но и дадут существенную экономию электроэнергии, так как они потребляют гораздо меньше электричества, чем старые. Обновив весь существующий парк, можно только на электроэнергии экономить до 500 тыс. грн. в месяц. В целом своей основной целью на посту руководителя КП В.Однорог считает выведение предприятия хотя бы на безубыточный уровень работы. Если говорить о конкретном бизнес-плане, то здесь возможны несколько вариантов, в зависимости от того, какую позицию в конце концов займет государство по отношению к льготной категории пассажиров. Если льготы останутся, то, по мнению О.Однорога, это должна быть адресная денежная помощь каждому льготнику, а не компенсация предприятию, объем которой никогда не соответствовал реальным объемам совершаемых предприятием перевозок, да к тому же всегда была задолженность. Еще один немаловажный шаг, который позволит уменьшить затратную часть - оптимизация структуры и штата, в первую очередь - админперсонала. «Лично мне не совсем понятно, чем там занимаются три экономиста, шесть бухгалтеров или, к примеру, четыре инкассатора, которые пересчитывают не больше 30 тысяч наличных в день», - резюмировал В.Однорог.

Чесноков Роман Юрьевич - 43 года, в 2010-2011 гг. работал замначальника Заречной райадминистрации, в 2012-2013-м - директором КП «Электроавтотранс», сейчас - замдиректора в частной фирме.

Что касается развития предприятия, то здесь должно быть три составляющих - финансово-экономическая, материально-техническая и кадровая. Финансово-экономическую часть можно спланировать в двух вариантах - если государство будет платить компенсацию за льготников и если не будет. Если компенсация все же будет, тогда план вывода из кризиса и дальнейшего развития предприятия будет один. Если же государство откажется от льготников, тогда возможны два варианта бизнес-плана, в зависимости от того, будет ли город финансировать льготников, какие категории и в каком объеме, или не будет, то есть - платить за проезд будут все. Р.Чесноков однозначно выступает за введение электронной системы как учета льготников, так и оплаты за проезд. В 2013 году, будучи руководителем КП, он прорабатывал эту систему с одним из крупных банков, который согласился бесплатно изготовить для всех пассажиров магнитные карты и предоставить валидаторы (устройство для проверки документов на электронных носителях, «считыватель»).

Но тогда при испытании этой системы возникла проблема - время отклика карты в системе затягивалось, что приводило к срыву графика движения троллейбуса - посадка занимала несколько минут на каждой остановке. Сегодня же эта проблема исчезает сама собой, поскольку в Сумах появился 3G, а значит, отклик будет моментальным, и ничто не мешает запустить эту систему в самое ближайшее время. Одна из первоочередных проблем, требующая скорейшего решения, - кадровый вопрос, особенно остро он стоит с водителями троллейбусов. В 2013 году Р.Чесноков инициировал открытие класса по обучению водителей троллейбусов на базе предприятия, удалось даже провести это решение через сессию горсовета. Но дальше вопрос не продвинулся.

КП не смогло получить лицензию на обучение, так как для этого у учреждения должно быть официально оформлено имущество и земля под ним. Процедура же оформления не закончена до сих пор, поэтому класс и не может начать работу, несмотря на то, что полностью подготовлен для учебы.

По мнению Р.Чеснокова, этот вопрос нужно решить одним из первых, ведь нет никакого смысла покупать новые троллейбусы, если их некому водить. Что касается материально-технической части, то, кроме обновления подвижного состава, нужно также системно обновлять троллеи и тяговые подстанции, оборудование которых уже давно физически и морально устарело. Из-за этого сегодня КП не может экономить электроэнергию, несмотря на то, что купило 12 новых троллейбусов. Ведь новые троллейбусы не просто используют меньше электроэнергии, они устроены так, чтобы возвращать неиспользованную во время работы электроэнергию обратно на подстанцию, от которой они ее взяли. Но наши подстанции из-за устаревшего оборудования попросту не могут ее принять обратно, поэтому она пропадает впустую.

***

Под конец «конкурса» большинство присутствующих склонилось к мысли, что из тех кандидатов, которых они сегодня заслушали, ни один не годится на роль настоящего антикризисного менеджера, который сегодня нужен КП «Электроавтотранс». Поэтому мэр предложил собраться еще раз в пятницу, 12 февраля, чтобы заслушать С.Панченко, который не смог прийти, а также других кандидатов, которые еще могут появиться за неделю. По словам депутата Алексея Рябенкова, по итогам собеседования, проведенного в таком формате, однозначно судить о кандидатах сложно. Поэтому он предложил: главным претендентам - В.Однорогу, Р.Чеснокову, В.Заике, а также, возможно, С.Панченко и тому, кто будет отобран после следующей встречи, нужно дать доступ к финансовой документации предприятия, чтобы они смогли составить настоящие бизнес-планы по выводу КП из кризиса на один или на три года. После этого уже можно будет определиться с самым достойным кандидатом.

Так что на сегодня должность по-прежнему остается вакантной. Все желающие могут подавать свои резюме в отдел логистики и связи горсовета на пл.Независимости, 2 (7 этаж, каб.137) или на электронную почту transport@meria.sumy.ua, тел. для справок: 700-667, 700-667, 700-668.

Антон Акулин


п»ї
Читайте у цій рубриці

Большие волнения за маленький автобус

29 ЯнварЯ состоялся тендер на закупку для КП «Электроавтотранс» четырех автобусов средней вместимости со ступеньками в салоне, а не больших автобусов со 100%-но низким полом.

На конкурс поступило всего два предложения: от Черкасского ООО «Украинский автобус» - автобус А093Н6 на... Читати статтю повністю

Депутатский месячник

4 февраля в зале, где собралась постоянная депутатская комиссия по вопросам ЖКХ и транспорта, было необычно многолюдно. На заседание пришло много общественников, так как рассматривался вопрос о проблемах и перспективах развития городских пассажирских перевозок частными предпринимателями.

Председатель... Читати статтю повністю

Депутаты хотят проверить КП

На внеочередной сессии горсовета 5 февраля руководитель фракции «Солидарность» Дмитрий Лантушенко выступил с инициативой создать временную контрольную депутатскую комиссию для всесторонней и объективной проверки финансово-хозяйственной деятельности КП «Электроавтотранс».

Причин... Читати статтю повністю

Сумской горсовет просит субвенцию

Как оказалось, в Сумах существует проблема не только с компенсацией государством затрат на перевозку льготных категорий пассажиров в общественном транспорте, но и с предоставлением льгот на услуги связи и некоторых других гарантированных государством льгот.

По информации управления... Читати статтю повністю