Люди

Падения и взлеты Эдит Пиаф

На судьбу одной из величайших певиц ХХ века выпало невероятное количество горя

Эдит Пиаф - имя, знакомое многим благодаря ее уникальному запоминающемуся голосу. Но за свою сравнительно недолгую жизнь она пережила столько, что вряд ли кто-то мог бы позавидовать ей.

Родившись в буквальном смысле на улице, получив воспитание в публичном доме, а сценический опыт - «на тротуаре», певица пережила слепоту, менингит, смерть дочери, четыре автокатастрофы, семь операций, две наркотические зависимости, три гепатических комы, несколько приступов белой горячки, приступ безумия, попытку самоубийства, драматическую гибель любимого человека. Ее смог победить только рак - певица ушла из жизни 10 октября 1963 года, не дожив двух лет до своего 50-летия. Но она ни о чем не жалела, считая, что ей и так удалось прожить две жизни...

Под покровом святой Терезы

По утверждению самой певицы, она родилась на улице. Мать-артистка не успела добежать до больницы. В это время ее отец-акробат был на фронте Первой мировой, куда ушел добровольцем. Появившись на свет 19 декабря 1915 года, первым, кого увидела малышка, был парижский жандарм, который укутал ее в свою шинель. Он и доставил роженицу с малышкой в роддом. Вскоре после выписки незадачливая мамаша отвезла ее своей матери и отправилась устраивать личную жизнь. Бабушка, любившая злоупотреблять спиртным, тоже не особо нянчилась с младенцем - чтобы девочка больше спала, она поила ее молоком с вином. От грязи и холода крошка вся была покрыта болячками, одна из которых - кератит - лишила ее зрения. Когда вернувшийся с фронта отец нашел малышку, она была полностью слепа (хотя это заболевание на ранней стадии можно было вылечить простыми каплями). Луи Гассион пришел в ужас от увиденного и решил отвезти малышку своей матери. Та была кухаркой в публичном доме, так что лишний кусок для девочки у нее всегда был. Малышку с черными, как ночь, глазами, куда, казалось, не проникал свет, впервые в жизни чисто вымыли, приодели, научили говорить. Девушки из публичного дома по-матерински нежно относились к больной девочке, жалели ее и искренне верили, что если помолиться за нее у мощей святой Терезы, то несчастный ребенок может исцелиться от слепоты. Они отправились в город Лизье, где хранились мощи святой. К тому времени доктора, которые осматривали девочку, в один голос твердили, что вернуть ей зрение невозможно. Их молитвы были по-настоящему искренними. И через несколько дней произошло настоящее чудо - девочка увидела клавиши рояля. Ей тогда было шесть лет.

Когда зрение полностью вернулось, ее записали в школу. Но там ребенок стал объектом травли. Добропорядочные обыватели не желали, чтобы их дети учились с девочкой, живущей в публичном доме. И вскоре ее оттуда забрали. Так Эдит на всю жизнь осталась безграмотной и писала с жуткими ошибками. Местный кюре нашел ее отца и уговорил забрать девочку к себе. По его мнению, пока ребенок был незрячим и не видел, что происходит в «веселом доме», ее присутствие там было еще допустимо. Но теперь ситуация изменилась - и атмосфера публичного дома могла развратить ребенка. Луи забрал дочь к себе. Несколько лет она помогала ему выступать на улицах, дополняя акробатические этюды собственным пением.

Помощь святой Терезы девочка не забыла до конца жизни, считая ее своей покровительницей. Уже будучи взрослой, певица рассказывала: «С тех самых пор я не расстаюсь с образами святой Терезии и младенца Иисуса. Потому, что я верующая, смерть не страшит меня. Был период в моей жизни после смерти дорогого мне человека, когда я сама призывала ее. Я потеряла все надежды. Меня спасла вера».

Воробышек парижских улиц

В четырнадцать лет Эдит ушла от отца. Она вынуждена была забрать к себе свою сводную одиннадцатилетнюю сестру Симону, так как ее мать (у которой было семеро детей) настаивала на том, чтобы дочь начала зарабатывать на семью. Девочки вместе выступали и кое-как зарабатывали на оплату комнаты, еду и одежду. Они выступали на улицах и в небольших трактирах, исполняя те песни, которые нравились их слушателям. А вскоре Эдит встретила Луи Дюпона, который стал ее первой любовью. Он зарабатывал на жизнь, развозя продукты на своем старом велосипеде. Вместе они были недолго, часто ссорились, дрались. Вскоре 17-летняя Эдит родила малышку Марсель и ушла от Луи. Дочь она взяла с собой. Потом Луи ее выкрал, рассчитывая, что это заставит Эдит вернуться. У отца девочка заболела менингитом и попала в больницу. Навещая дочь, заразилась и Эдит. Девочку спасти не удалось, она умерла (Марсель была единственным ребенком, родившимся у Пиаф). Ее 19-летняя мать выжила и вернулась на улицы. После этой трагедии муж навсегда исчез из ее жизни.

В октябре 1935 года девушка встретила человека, который изменил всю ее жизнь. Звали его Луи Лепле, он содержал небольшой ресторанчик на Елисейских полях. Лепле разглядел в уличной певичке талант и вывел ее на сцену в своем кабаре. Кстати, он же придумал ей и псевдоним - «Пиаф», что по-французски означает «воробышек». На афишах ее имя было написано как «Малышка Пиаф» (свой маленький рост - 147 см - она унаследовала от отца). За день до своего дебюта Эдит поняла, что ей не в чем выйти на сцену. Всю ночь напролет она вязала платье, но так и не успела к своему выступлению доделать один рукав. Лепле, застав ее в гримерке со спицами в руках, был в панике. Девушка надела платье без рукава - а через несколько минут Луи вернулся с белым шарфом, которым прикрыл ей руки. Посетителям ресторанчика пришлась по душе необычная певица. Луи учил ее держаться на сцене, и за выступление она теперь получала 50 франков - баснословные для нее тогда деньги. При этом круг ее общения остался прежним. Романа между ними не было - Лепле был гомосексуалистом, Эдит называла его «папой». Лепле не пытался ее перевоспитать, но использовал все свои связи, чтобы протолкнуть Пиаф на большую сцену. Вскоре представился подходящий случай - и Эдит выступила на ежегодном благотворительном балу-концерте в Каннах вместе со звездами первой величины. О ней узнали, заговорили, все шло на лад, она записала два альбома, но... через год после их первой встречи Лепле застрелили. Есть версия, что Лепле убили из-за того, что он отказался отдать Пиаф конкурентам, у которых были связи с преступным миром. Эдит не просто лишилась покровителя - в связи с тем, что он завещал ей небольшую сумму, она попала в список подозреваемых, и публика сразу же изменила к ней свое отношение. В одночасье идущая на взлет карьера резко оборвалась.

«Великая певица Франции» и война

Однажды Эдит нашла в кармане записку с номером телефона и именем поэта Раймона Ассо. Когда они встретились, он сказал: «Я помогу тебе. Но ты будешь делать то, что я скажу». До сих пор таких условий «воробышку», привыкшему к свободе, никто не ставил - но особого выбора у нее тогда не было. И Эдит не прогадала - именно Раймон сделал из нее великую певицу. Он научил ее не только тому, что непосредственно относилось к ее профессии, но и правилам этикета, умению выбирать одежду и многому другому, исходя из ее индивидуальности, создал «стиль Пиаф», написал песни, подходящие только ей. А главное - Раймон Ассо добился, чтобы Эдит выступила в самом знаменитом мюзик-холле «АВС» в Париже, и убедил ее сменить сценическое имя с «Малышки Пиаф» на Эдит Пиаф. И это сработало. Парижские газеты писали: «Вчера на сцене «АВС» во Франции родилась великая певица». Они усердно репетировали, имя Эдит стало известным и популярным, но... началась Вторая мировая война. Затем она рассталась и с Раймоном - ведь она уже была звездой первой величины, а он все еще пытался ею руководить.

Во время войны Эдит Пиаф много выступала с концертами в Германии перед нацистами и французскими военнопленными. За это ее осуждали и собирались судить - но, как выяснилось, она была чуть ли не лучшим агентом влияния французского Сопротивления, а ее высокое положение при арийцах дало ей возможность фотографироваться и общаться с французскими пленными. Известен факт, когда из одной такой групповой фотографии были вырезаны маленькие фото заключенных, которые затем были вклеены в фальшивые паспорта. При следующей встрече с теми же заключенными Эдит раздала паспорта, помогла им совершить побег. Таким образом Пиаф спасла более полусотни человек. Она помогала пленным и семьям убитых солдат деньгами и продуктами, устраивала благотворительные концерты.

Трагедия любви

Послевоенное время стало периодом настоящего расцвета карьеры Эдит Пиаф. Она была любима и обласкана публикой, собирала многомиллионные концерты, у ее ног всегда было множество поклонников, она снималась в популярных фильмах, сама писала для себя песни...

Эдит искренне сочувствовала тем, кто, как и она, пытался пробиться на большую сцену. Она считала себя обязанной вернуть долг тем, кого уже не было рядом. Поэтому она таскала с собой на гастроли «унылого парнишку с грустными глазами и большим носом» - Шарля Азнавура, пока он не набрался уверенности и не стал выступать самостоятельно, помогала ансамблю «Компаньон де ла Шансон», Эдди Константену. Она же сделала звездой Ива Монтана - в 23 года он прибыл в Париж с единственной афишей с концерта в Марселе и несколькими песенками «под американца». Пиаф забавляли манеры этого увальня и его смешной говор. Она составила ему новый репертуар, сама написала песни, заменила гардероб, отработала дикцию, научила двигаться на сцене - словом, придумала новый образ, который прирос к нему на всю жизнь. Монтан стал успешно сниматься в кино. Два года они жили и работали взахлеб, не расставаясь ни на минуту. Но пришел день, когда Эдит просто выставила его за дверь - потому что разлюбила, да и в ее помощи Ив больше уже не нуждался.

Огромным успехом Эдит Пиаф пользовалась в Америке. Для американцев, привыкших к разноцветным шоу с блестками, перьями, десятками танцовщиц, маленькая женщина в простом черном платье, которая просто выходила к роялю и пела, была образцом европейского стиля. Ее гастроли имели ошеломительный успех.

Во время одного из выступлений она познакомилась с 33-летним боксером алжирского происхождения Мишелем Серданом. У него была жена и трое детей, но вскоре он бросил их ради того, чтобы быть с Пиаф. Но при этом помогал семье материально. Они не скрывали свою любовь. Во время пресс-конференции на бесконечные расспросы о связи с Пиаф Сердан ответил прямо: «Хотите знать, люблю ли я Эдит Пиаф? Да, люблю! Да, она моя любовница, только потому, что я женат». Это заткнуло рты недоброжелателям.

Сердан претендовал на титул чемпиона мира и проводил в Штатах финальные бои. Но ради ее концертов он забывал о строгом спортивном режиме, в свою очередь и она присутствовала на всех его матчах, до боли сжимая в кулачке образок святой Терезы. Но счастье было недолгим. В 1949 году Сердан вылетел из Парижа в Нью-Йорк на встречу к своей любимой, но они так и не встретились... Самолет разбился, а Марселя опознали только по рукам. Он носил часы, подаренные Эдит Пиаф, на обеих руках. Она узнала о смерти Сердана утром, а вечером должна была выходить на сцену. Горе буквально свалило ее с ног, на сцену Эдит вынесли на руках. В тот вечер она спела только одну песню - «Гимн любви», которую посвятила Марселю.

У нее началась тяжелейшая депрессия, которая чуть не свела ее с ума, на нервной почве обострился артрит, причинявший невыносимую боль в суставах. Она начала пить и принимать морфий, у нее случались постоянные припадки, а однажды она едва не выбросилась из окна. Пиаф вновь потянуло на улицу. Она одевалась в старье и пела на улицах города, а ночью приводила к себе в дом мужчин. Но постепенно старые раны затянулись. Эдит вышла замуж за поэта Жака Пилса и продолжила сольную карьеру. Однако судьба была беспощадна к певице. Ее жизнь постепенно превращалась в кошмар.

Новая боль - и новая любовь

В 1952 году Пиаф попала в две автокатастрофы (оба раза с Шарлем Азнавуром), в результате которых сломала обе руки и почти все ребра. Чтобы облегчить страдания в период реабилитации, врачи начали давать певице морфий, и ее наркотическая зависимость возобновилась. Ее брак распался. Чтобы окончательно не сойти с ума, певица еще больше погрузилась в работу. Удивительно, но в этот период она создает новые и новые хиты, ездит на гастроли, с огромным успехом выступает на самых престижных площадках мира. И все это - на износ, ведь ее организм так и не справился с последствиями катастроф, наркотиков и алкоголя.

В течение 1960-1963 гг. она неоднократно попадает в больницы, иногда на несколько месяцев. Склероз печени усугублялся циррозом, организм был сильно ослаблен. В 1961 году врачи впервые диагностировали у нее рак. Но певице об этом не говорили.

Это же время стало началом и ее новой любви. 27-летний грек, парикмахер Теофанис Ламбукас, настойчиво приходил к ней домой и в больницу, приносил цветы и делал маленькие подарки.

47-летней Эдит не хватило духа отказать ему в просьбе стать его женой. Она придумала ему сценический псевдоним «Тео Сарапо» («сарапо» значит - «я тебя люблю») и вывела его на сцену. Перед свадьбой Тео познакомил невесту со своими родителями и двумя сестрами. Впервые Эдит открыла для себя, какое это счастье, когда вокруг стола собирается настоящая семья. Свадьба состоялось 9 октября 1962 года. Молодые венчались в православной церкви, к которой принадлежал Тео. Эдит была так счастлива, что дала концерт в престижном парижском зале «Олимпия». Публика принимала свою любимицу на ура, и только Тео знал о приговоре врачей - максимум год. Вскоре ее вновь положили в больницу с диагнозом «отек легкого». Из больницы муж увез Эдит в инвалидном кресле. Они поселились в загородном доме, где Тео заботился о ней до самой смерти. Врачи скрывали от Эдит правду, но она догадывалась о близкой кончине.

11 октября 1963 года объявили о смерти певицы. Пиаф хоронили десятки тысяч парижан, цветов было столько, что люди буквально шли по ним, а ее могила, где лежит ее отец и она сама, стала местом паломничества для нескольких поколений французов. Там же был похоронен и Тео, погибший в автокатастрофе семь лет спустя.

Руслана Рябинина


п»ї
Читайте у цій рубриці

«Театр! І хто тебе придумав?»

Читати статтюПообщатьсЯ с Евгенией Климовной мне выпало счастье на следующий день после того, как она сыграла в посвященном ее юбилею спектакле. И когда я зашла в гримерку актрисы, мне на минуту показалось, что я попала в какой-то сказочный цветочный сад.

Вся гримерка была заполнена цветами.... Читати статтю повністю

Хронограф

5 октября ушел из жизни Иван Ефремов

Это случилось в 1972 году. Иван Ефремов - автор самых известных фантастических романов: «Туманность Андромеды», «Час Быка», «Лезвие бритвы». А через месяц в его квартире сотрудники КГБ провели тщательный обыск. Рассматривалась даже версия, что... Читати статтю повністю