Люди

Трижды начинал свою жизнь с нуля

О взлетах и падениях самого известного в мире кутюрье

Уже полвека имя Кристиана Диора ассоциируется с миром моды, где он совершил настоящую революцию, смело смешивая цвета, узоры, фактуры, стили.

Жизнь не раз преподносила ему тяжелые испытания, но он умел преодолевать любые удары судьбы и после падений идти дальше. Кристиан Диор, годовщина смерти которого приходится на 24 октября, трижды начинал свою жизнь с нуля. И каждый раз поднимался на вершины популярности.

Разбитые надежды

Родился Кристиан 21 января 1905 года в нормандском городке Гранвиле. Он был вторым ребенком из пяти детей коммерсанта, занимавшегося производством химических удобрений. Семья жила достаточно богато, чтобы держать прислугу и немку-гувернантку, которая занималась с детьми иностранными языками. Диорам принадлежал роскошный дом на берегу Ла-Манша с большим садом. В отличие от всех своих братьев и сестер - людей активных и деятельных - Кристиан был тихим, задумчивым мальчиком. Он любил рисовать - и часто целые дни проводил в саду, перенося на бумагу мамины цветы. Мама навсегда осталась для него символом настоящей утонченности и женственности, и цветы он тоже любил всю жизнь и нередко использовал их названия и формы в будущем. Кристиан хотел стать художником, но родители прочили ему карьеру дипломата. Семья Диор переехала в Париж. Кристиан уступил уговорам матери и поступил в Свободную школу политических учений. Но к политике он относился более чем прохладно, а потому вместо занятий по международному праву и географии будущий кутюрье проводил время в музеях и кино, учился музыкальной композиции и живописи.

Кристиану удалось уговорить отца помочь ему открыть художественную галерею. Диор и его друг Жан Бонжак в 1928 году стали выставлять там для продажи работы Дерена, Матисса, Брака, Пикассо. Казалось, молодому богатому художнику принадлежит весь мир. Но тут жизнь нанесла ему целую серию жестоких ударов. В 1929 году разразился экономический кризис. Торговля картинами пришла в упадок. Младший брат Кристиана попал в психбольницу и там умер. Вслед за ним от рака умерла и мать. Отец вначале отказался продолжать финансировать галерею, потом и сам, вложив все деньги в недвижимость, обанкротился - и, не пережив этого, умер от сердечного приступа. Молодой художник остался совершенно один в Париже, без денег, жилья и средств к существованию. Квартиру у него отобрали за долги, ему пришлось скитаться по знакомым, затем он спал на улице, чтобы не докучать друзьям. Огромный стресс и жизнь бомжа привели к тому, что Диор заболел туберкулезом. Друзья помогли ему уехать в пансионат к морю на лечение.

Иллюстратор модных журналов

Чтобы справиться с последствиями краха и вернуться к жизни, Кристиану понадобилось несколько лет. Он жил на Балеарских островах, всерьез занялся ковроткачеством, подготовил серию эскизов новых ковров - но дело не пошло из-за отсутствия денег. Вернувшись в Париж, он поселился у друга и начал учиться новому для себя направлению - изображению одежды. Освоив основы модной иллюстрации, Диор начинает сотрудничать с журналами и публиковать свои модели шляпок и одежды. Через какое-то время он становится довольно известным и популярным в своей области. Вскоре его привлекло сотрудничество с модными домами, и он стал перестраиваться с журнальных иллюстраций на наброски эскизов одежды. В 1938 году он уже снимал жилье сам и начал работать ассистентом в Доме мод Робера Пиге. Эта работа захватила его целиком - ведь в моде тогда были ретро-платья с пышными юбками и подчеркнутыми талиями. Но очень скоро все, вновь выстроенное Диором, рухнуло - его призвали в армию. За три года, которые он служил на юге Франции, мир моды забыл о нем. Да и мода изменилась. Нужно было все начинать сначала.

Революция моды

Вернувшись в Париж, Диор снова выполняет заказы на эскизы для журналов, делает наброски для домов мод - и вскоре его берет на работу Люсьен Лелонг - известнейший кутюрье того времени, незадолго до войны избранный руководителем журнала Elle и президентом Парижского синдиката высокой моды. Но сама мода военных лет не радует дизайнера: минимализм и практичность, грубые платформы, поролоновые подплечники, квадратные силуэты, мешковатые юбки до колена, чтобы тратить меньше материи - все это мало ассоциировалось с женственностью. К тому же Диор переживает новую драму - его сестра Катрин была в Сопротивлении, попала в плен и провела около года в концлагере Равенсбрюк. Кристиан очень любил свою сестру и переживал за нее. В 1945 году он развернул операцию по ее освобождению. Вся измученная, исхудавшая Катрин вернулась в Париж с другими беженцами. И Диор с новыми силами взялся за работу.

Он показал свои наброски текстильному барону Марселю Буссаку. И тот загорелся идеей открыть собственный Дом моды, где царили бы самые разные яркие ткани и кружева, а не примитивные, но ноские темные плотные ткани. Первый показ Дома моды Dior, посвященный его открытию, сразу же заставил заговорить о нем не только всю Францию, но и весь мир моды. Такими непривычными и чужеродными, такими неоправданно роскошными выглядели эти силуэты с затянутой талией, высоко поднятым бюстом и длинными юбками. Они были откровенно непрактичными, их задача была украшать женщину и в то же время делать ее более слабой и беспомощной. И конечно, к таким фасонам нужна была соответствующая обувь.

Никто из дизайнеров, развивавших моду в сторону все большей упрощенности, функциональности, стирания различий между полами, не поверил бы, что публика, годами наряжавшаяся в невзрачные одежды военного времени, примет коллекцию с восторгом. Но это было действительно так - некогда блестящие и утонченные парижанки устали от ограничений, нищеты и квадратных силуэтов, они хотели снова быть женщинами - мужчины ведь вернулись с войны. Это был настоящий триумф. После первого же показа новый стиль обретает легендарное название New Look. Неожиданно резкой была реакция американских кутюрье: «Как он посмел вернуться к роскоши в стране, парализованной забастовками, где правительства сменяются одно за другим, где не хватает буквально всего?» Был создан клуб в защиту коротких юбок. Диора обвиняли в том, что он обезобразил женщин. Это был неожиданный удар - но Диор придерживался правила: «Лучше пусть тебя склоняют на первой полосе, чем уделяют две строчки похвалы на последней». И этот принцип всегда оказывался верным. Так и в 1947 году газетная шумиха только привлекла внимание к новому Дому моды и новому направлению в мире высокой моды. «Женщины инстинктивно почувствовали, что я хотел их сделать не только более красивыми, но и более счастливыми», - объяснял позже свой успех Диор. Не удивительно, что в том же 1947 году Диору вручили Оскар высокой моды. Этот высокий знак отличия до сих пор присуждается тем, кто внес принципиальные новшества в свою профессию.

Признание и ученики

В следующие 10 лет Диор придумывал и демонстрировал публике по две коллекции в год. Он стал настоящим законодателем моды, во многом именно его коллекции вносили изменения в модные тенденции, которые сразу подхватывал Париж, а за ним - и остальной мир. Да, Диор вернул Парижу звание столицы моды. Он же начал широко внедрять практику филиалов своего дома моды, разрешая другим предпринимателям копировать свои модели. Позже в Доме моды появился отдел мехов, а в Париже - фирма «Духи Диор». «Достаточно открыть флакон, чтобы возникли все мои платья, а каждая женщина, которую я одеваю, оставляла за собой целый шлейф желаний. Духи - необходимое дополнение личности женщины, это завершающий аккорд для платья, это роза, которой Ланкре подписывал свои картины», - объяснял позже свой замысел Диор. Первый популярный аромат - «Мисс Диор» - он назвал в честь своей сестры Катрин. Вслед за духами идут другие дополнения к изысканному образу - предприятия Диора стали выпускать галстуки, корсеты, перчатки, сумки, драгоценности. В 1953 году в торговом доме Диора появилась еще и обувь - и к середине 50-х Диор возглавил настоящую империю, ставшую признанным лидером в мире роскоши. Он получил орден Почетного Легиона и был принят всеми королевскими домами Европы. Королева Англии пригласила Кристиана представить свою коллекцию в посольстве Франции в Лондоне. Такое же предложение поступило от правителей Греции. Но апофеозом стал показ моделей во Дворце Бленхейм перед аристократическими семействами Великобритании во главе с принцессой Маргарет и ее гостями - герцогом и герцогиней Мальборо.

Но почивать на лаврах художник не собирался. Он открывал представительства в разных странах и разрабатывал для них специальные модели, соответствующие запросам местных модниц, шил костюмы для популярных кинофильмов, в сотрудничестве с художником по стеклу Даниэлем Сваровски начал изготавливать украшения из граненых кристаллов горного хрусталя. Его педагогический талант отмечали все. Ученики Диора еще несколько десятилетий формировали модные направления. В Доме моды Диор кроил женские костюмы своей первой коллекции Пьер Карден, учились тайнам профессии Жан Луи Шеррер, Фредерик Касте. Диор не только отыскивал таланты, но и помогал им пробиваться в мир высокой моды. Так, Фредерик Касте уже в 24 года имел собственное ателье. Когда в 1955 году в Дом Диора пришел некий Ив Сен-Лоран, Диор сразу же увидел талант новичка и вскоре назначил его своим преемником. В общем, все, казалось, было хорошо.

Несчастливая любовь

По характеру Диор был мягкий, нежный и застенчивый. Он очень боялся одиночества. Все, кто работал с ним, знали его как мечтательного, скромного и вежливого человека. Он был практически идеальным работодателем - со всеми раскланивался, к каждому работнику относился с вниманием, каждому из них выбирал подходящие рождественские подарки. Диор обеспечил служащих комфортом, питанием и социальным страхованием. Кристиан Диор всегда с любовью относился и к своим манекенщицам. Любимыми музами Диора были модели Ренэ, Кука и русская модель Алла Ильчун, которая проработала в модельном бизнесе рекордное количество лет - 20. Моделей Диор называл «мои девочки» - но никогда не пытался завязать с ними роман - великий дизайнер был гомосексуалистом. Он не пытался пропагандировать свои сексуальные предпочтения - в то время это еще не одобрялось европейским обществом. Поэтому он всю жизнь страдал от неразделенных влюбленностей, каждая из которых заканчивалась депрессией, и скрывал от публики все, что касалось его личной жизни.

Что такое разделенное чувство, кутюрье фактически узнал только в 51 год. Предметом его страсти стал молодой североафриканец Жак Бенита, который ответил ему взаимностью. Модельер воспрянул духом, стал больше следить за своей внешностью, сел на строгую диету. Но сердце его не выдержало, и 24 октября 1957 года оно перестало биться. Модельеру было всего 52 года.

После смерти кутюрье у руля Дома встал его преемник - Ив Сен-Лоран, которому тогда был только 21 год. Но его силуэты публика приняла прохладно, да и опыта молодому дизайнеру откровенно недоставало. Вскоре Сен-Лоран покинул руководящий пост. После него на протяжении почти 30 лет Дом Диора возглавлял Марк Боэн. Затем традиции Диора, уже считающиеся сдержанными, возродил Джанфранко Ферре, а в 1997 году собственник Дома моды предпочел ему скандального и экстравагантного Джона Гальяно, превратившего показы коллекций в эпатажные представления. Работа Гальяно в Диоре закончилась в 2011 году в связи с его расистскими высказываниями. Сейчас детище Кристиана Диора возглавляет Раф Симонс.


п»ї
Читайте у цій рубриці

Хронограф

135 лет самому дорогому художнику в мире

Пабло Пикассо родился в Малаге (Испания) 25 октября 1881 года. Его отец был учителем рисования, рано начал рисовать и сын. Он окончил школу и Королевскую академию изящных искусств, переехал в Париж, проводил выставки, но это не приносило... Читати статтю повністю