Культура

«Образ и форма» Сергея Побожия

В галерее искусств «Академическая» прошла выставка графических работ Сергея Побожия «Образ и форма». Экспозиция составлена из пяти триптихов и трех отдельных работ.

Последние играют роль своего рода знаков препинания: не дают обособиться триптихам, соединяя их в единую композицию, и задают ей ритм. Картины выполнены простым карандашом на бумаге.

Работы - плод фантазии художника, хотя за каждой - большое количество натурных зарисовок. Художник не просто ушел от предметности, а отобразил процесс перехода натуры в музыкальный образ, в фантазийный мир.

«Я ставил перед собой задачу - уйти от сюжетности, - поясняет Сергей Иванович. - Хотелось, чтобы линии и пятна вызывали у зрителя некую ответную реакцию, формируя художественный образ, чтобы зритель размышлял, и возник диалог».

«Поверка гармонии алгеброй» мешает художнику творить, а зрителю смотреть, если она предшествует творческому импульсу и живому впечатлению. Но последующий анализ формирует опору, которая удерживает внимание художника и зрителя после художественного откровения. Мы воспользовались тем, что Сергей Побожий - искусствовед и преподаватель (СумГУ), для того, чтобы услышать, как нужно читать его (и не только его) работы.

Рассказывая о них, Сергей Побожий то и дело сам удивляется прихотливости художественной фантазии, неожиданности выбора изобразительных решений на стадии творчества. И все же он попытался привести их в систему.

Так, отправной точкой для триптиха «Гливицкие фантазии» послужил орган собора св. Петра и Павла в польском Гливице, точнее музыка, которую на нем исполняли. Орган соединяется псевдоготическими нервюрами с городом. Мы видим здесь Ратушу, костел Всех Святых, шпиль собора св. Петра и Павла, но они угадываются лишь настолько, насколько это нужно, чтобы сформировать впечатление от города, в котором звучит музыка. «А вот здесь некий вход, - показывает Сергей Иванович на один из листов триптиха. - И здесь тоже. Этот элемент для меня очень важен. Надо было создать некое поле для фантазии зрителя, который бы домысливал входящих и выходящих людей».

А вот другой триптих - «Качановские рефлексии». Качановка - знаменитое имение в Черниговской области, бывшее некогда меккой для многих художников и писателей благодаря меценатству его хозяев Тарновских. На центральной части триптиха - дом с неведомо как попавшей туда парусной лодкой - символом мечтательной безмятежности. Но правую часть разгадать сложно, если не знать, что она отсылает к картине А.Я.Волоскова «Усадьба. Качановка» (1849 г.) из Сумского областного художественного музея. Те же фигуры женщины и девочки из господского дома, что и на картине. Девочка правой рукой показывает в сторону дома с колоннами. На левой части триптиха тоже есть подобные фигуры, но попроще и в ином окружении.

«Здесь важны жесты рук, - говорит Сергей Побожий. - Детские фигурки показывают на центральную часть, которая мною представлялась, как некий идиллический образ Качановки. Это был некий рай. Тарновский швырял деньгами. Надо издать Кулишу книгу? Пожалуйста. В конце концов он обанкротился. Но он создал некий культурный эдем. Здесь бывали и Шевченко, и Гоголь, и Репин, и молодой Серов... Там альбом заполнен автографами известных людей, в разное время посещавших усадьбу. Так было до 1917 года. А потом началась страшная история. Как это передать карандашом? Я выбираю такой ход: наступление светлых пятен. На картине Волоскова - деревья. А у меня не деревья, а некие структуры. Я пытался передать вот эту надвигающуюся беду».

Посетители выставки могут сами попытать свои силы в прочтении графических работ. Кроме уже указанных, там есть также «Венецианские воспоминания», «Петербургские видения» и «Птицы над Люблином». Их основное содержание ясно из названия. Но, как мы уже знаем, чтобы их разгадать, от зрителей требуется немалая эрудиция.

К сожалению, 4 ноября выставка завершает свою работу.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

«Очень простая история» -

Читати статтюзамечательный спектакль, на котором нет равнодушных зрителей

«ОЧень простую историю» мне посоветовали посмотреть еще весной - артисты Сумского областного театра юного зрителя должны были представлять на его конкурсе «Сумская Мельпомена».

Но один из ведущих артистов тогда сломал... Читати статтю повністю

Способность предчувствовать

На этот раз они были посвящены теме предчувствия любви. Мастера поэтического выражения чувств по очереди делились своими удачами в поисках предчувствия.

Выйти за пределы привычного оказалось непросто. Поэты все больше говорили о своих переживаниях любви: ожиданиях, разлуках, воспоминаниях,... Читати статтю повністю

Профессионализм и хобби в городской галерее

25 октября в правом зале Сумской городской галереи открылась выставка живописи и графики художника Игоря Василевского. Это третья выставка художника за последний месяц. Первая - «От Сум до Gliwice» - была посвящена урбанистическому пейзажу Сум и польского города Гливице. Вторая -... Читати статтю повністю

В объятиях органа и виолончели

Концерты молодого белгородского органиста Тимура Халиуллина - всегда событие для сумчан. В этом году он уже во второй раз выступал вместе с виолончелистом Белгородской филармонии Олегом Шейной в рамках фестиваля «Бах-фест 2016».

Зрители, многие из которых бывали на предыдущих выступлениях... Читати статтю повністю

«Тетя Ада» бережет «Свободу»

Читати статтюВинниЧанина Александра Больменко анонсировали в социальных сетях как «настоящего» и даже «эталонного» шансонье, продолжающего традиции французского шансона. Если это так, то 28 октября у сумчан была уникальная возможность познакомиться с классикой жанра.

Мы не принадлежим к поклонникам... Читати статтю повністю