Люди

Он разрывался между талантами

15 февралЯ 1887 года студенты, друзья, преподаватели Медико-хирургической и Лесной академий, члены Русского химического общества, слушательницы женских врачебных курсов провожали в последний путь Александра Бородина.

Его гроб через весь Петербург до Александро-Невской лавры несли на руках студенты. Он умер в 54 года от разрыва сердца, изношенного непосильной нагрузкой последних 30 лет. И был похоронен на Тихвинском кладбище рядом с Мусоргским...

Крепостной, чахоточный, купец...

Судьба Александра была не-обычной с самого его появления на свет в Санкт-Петербурге 31 октября 1833 года. Отец его был 62-летним грузинским князем Гедиановым (Гедеванишвили), мать - 25-летней мещанкой удивительной красоты. Мальчик родился от внебрачной связи и был записан сыном крепостного, слуги князя. От него Александр получил отчество и фамилию - а также принадлежность к крепостным. В этом сословии он оставался до восьми лет - князь перед смертью дал сыну «вольную».

«Вольная» не дала ему сословия, необходимого для учебы в гимназии. Но его мать, которую князь успел выдать замуж за военного медика, не особо переживала по этому поводу. Она баловала сына, тряслась над ним, водила за руку через дорогу до 14 лет - какие уж тут казенные

учреждения? Он рос изнеженным, кротким, но в то же время нервным и болезненным ребенком. Лет до 14 все родственники и друзья матери были уверены, что он чахоточный и скоро умрет. Поэтому советовали ей не тратить время на его обучение. Но она обеспечила его хорошими учителями, а поскольку он отличался склонностью к музыке, позаботилась о его музыкальном образовании. Они жили тогда около Семеновского плаца. Саше было 8 лет. На плацу играла иногда военная музыка, и Саша в сопровождении гувернантки непременно отправлялся ее слушать. Он перезнакомился с музыкантами, рассматривал их инструменты, следил, как на каждом из них играют. А дома садился за фортепиано и по слуху наигрывал то, что слышал. Видя такую его любовь и способность к музыке, мать устроила для него уроки на флейте.

Вскоре его знакомые заметили, что у Саши Бородина не одна страсть к музыке, но есть еще другая, не менее сильная, - страсть к химии. Не только его собственная комната, но чуть не вся квартира была наполнена банками, ретортами и всякими химическими снадобьями. За это Сашу нередко ругали: во-первых, весь дом провонял его химическими препаратами, а во-вторых, боялись пожара.

Когда Бородину было 13 лет, он написал свой первый концерт для флейты с фортепиано. Следующим его сочинением было трио для двух скрипок и виолончели, которое мальчик написал без партитуры, прямо на голоса.

Чуть позже Александр начинает усиленно готовиться к поступлению в Медико-хирургическую академию, где как раз были кстати его глубокие познания в химии. Чтобы Сашу приняли на учебу, его через знакомых приписали в купечество третьей гильдии. Занятиям в академии он предался всей душой. Как вспоминает его брат, на втором курсе ему пришлось однажды препарировать труп, у которого прогнили позвонки. Саша просунул в отверстие средний палец, чтобы исследовать, насколько глубоко болезнь проела хребет. При этом какая-то тонкая кость впилась ему под ноготь, от чего у него случилось трупное заражение, от которого он слег и поправился лишь благодаря усилиям профессора Бессера. Учился он отлично и «первым» переходил из курса в курс.

Полюбил жену за музыкальный слух

Во время учебы в академии Бородин усиленно занимался химией под руководством профессора Зинина, много играл, писал романсы. Его интересная наружность (сказалась грузинская кровь отца) привлекала к нему многих женщин, которые недвусмысленно за ним ухаживали, но он как будто не обращал на это внимания. Возможно, потому, что был рассеян.

После окончания академии во время ординатуры в военном госпитале ему стало не до музыки. Александр усерднейшим образом занимался медициной - и всего через четыре года защитил докторскую диссертацию. В следующем году он уехал за границу для совершенствования в химии и медицине. Три года он жил в немецком Гейдельберге, где вместе с другими молодыми русскими учеными занимался в лаборатории тогда еще начинающего, а впоследствии знаменитого химика Эрленмейера. К тому времени он уже был автором нескольких романсов, инструментальных пьес, ансамблей. Некоторые из его фортепьянных пьес были даже изданы. В Гейдельберге Бородин тоже сочиняет, в основном камерно-инструментальные ансамбли: фортепьянное трио, секстет, струнный квинтет. Они сразу же охотно исполняются на музыкальных вечерах.

В 1861 году Бородин познакомился с молодой русской пианисткой Екатериной Протопоповой. Она страдала от тяжелейшей бронхиальной астмы и приехала в Германию по предписанию докторов. Услышав, как она играет доселе неизвестных ему композиторов, Бородин пришел в восторг и старался как можно больше проводить времени с Екатериной, гулял с ней в горах, по вечерам слушал, как она играет. «Уже тогда начались нежные его заботы обо мне, всю жизнь затем не прекращавшиеся... - вспоминала она. - А.П. просто трогал меня своей заботливостью о моем здоровье, лечении, даже о моих денежных средствах, когда мы с моей знакомой зачастили как-то в Баден-Баден, увлекшись рулеткой. Однажды поехала я с Бородиным в Баден-Баден на музыку. Пока оркестр играл какую-то пьесу, я обратилась к А. П.: «Как, - говорю я, - хорош переход из такой-то тональности в такую!» Я видела, как изумился Бородин. «Как! Вы так слышите абсолютную тональность? Да ведь это такая редкость!» - воскликнул он и лицо его и глаза были такие ясные, счастливые. В этот самый вечер, именно после этих моих слов для него стало несомненно, что он крепко, бесповоротно, на всю жизнь любит меня. И действительно, с этого вечера мы знали уже наверное, каждый сам про себя, что любим друг друга...»

Когда похолодало, состояние здоровья Екатерины резко ухудшилось. По совету докторов Бородин отвез ее в Пизу и должен был возвращаться в немецкую лабораторию, но итальянские химики Лукка и Тассинари предложили ему свое помещение, и он смог остаться возле любимой. Это был счастливейший год в его жизни. Бородин создает одно из лучших своих камерных сочинений - Фортепьянный квинтет. Всего же за 3 года пребывания за границей он выполнил 8 оригинальных химических работ, принесших ему широкую известность. В 1862 году они вернулись в Петербург, Бородин занял должность адъюнкт-профессора на кафедре химии в Медико-хирургической академии. Жалованье его составляло только 700 рублей в год, тогда как прежде, числясь ординатором госпиталя, он получал 900 рублей. Кроме того, Бородин долго не мог получить обещанную казенную квартиру. Пришлось отложить свадьбу, которая состоялась только в апреле 1863 года. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться - преподавать еще и в Лесной академии и заниматься переводами.

Химик, преподаватель, композитор...

В 1874 году А.Бородин был назначен руководителем химической лаборатории, а в 1877-м - избран академиком Медико-хирургической академии. Одновременно с 1863 года он - профессор и Лесной академии (кафедра химии), в 1868 году - один из членов-учредителей Русского химического общества. Бородин - автор более 40 работ по химии. Он разработал оригинальный способ получения бромзамещенных жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина-Хунсдикера; первым в мире получил фторорганическое соединение - фтористый бензоил, исследовал ацетальдегид, описал альдоль и реакцию альдольной конденсации.

Но любую научную работу он отставлял в сторону ради своих студентов. Близкое, задушевное отношение Бородина к ученикам не ограничивалось только лабораторией. Почти все работавшие там были приняты в его семью как самые близкие знакомые, часто завтракали, обедали и даже ужинали у него, когда оставались долго в лаборатории. Квартира Бородина была постоянно открыта для них. Даже после окончания учениками академии он постоянно помогал им.

Он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 до их ликвидации в 1885 году, и отношение его к студенткам было такое же сердечное, горячее и беспредельно доброжелательное, как и к студентам академии. Бородин брал себе одну работу за другой - и тем не менее постоянно испытывал материальные проблемы. Часть жалованья уходила на помощь родственникам, нуждающимся студентам, на содержание воспитанниц (своих детей у Бородиных не было), на приобретение всегда недостающих в лаборатории препаратов. Также изрядных денег стоило Бородину постоянное лечение жены. Она любила своего мужа, но большую часть года жила врозь с ним. Из-за астмы она не могла жить в Петербурге и полгода обычно проводила у родителей в Москве или Подмосковье. Да и приезды ее в Петербург отнюдь не облегчали жизнь Бородина - даже в безопасные сезоны у нее случались тяжелейшие приступы астмы, и он бросал все, чтобы за ней ухаживать. Все это выбивало его из сил - а ведь была еще и музыка...

Один из «Могучей кучки»

Год свадьбы стал поворотным для Бородина и в отношении его композиторской деятельности. Он познакомился с композитором Милием Балакиревым и его кружком (впоследствии известным под именем «Могучей кучки»), состоявшим из Цезаря Кюи, Николая Римского-Корсакова и Модеста Мусоргского. Балакирев был настоящим наставником своих подопечных, учил их технике, музыкальной форме и инструментовке. «До встречи со мной он считал себя только дилетантом и не придавал значения своим упражнениям в сочинении. Мне кажется, что я был первым человеком, сказавшим ему, что настоящее его дело - композиторство», - вспоминал Балакирев. Бородин писал свое первое большое произведение несколько лет. Вдохновение нападало на него периодами, к тому же у него не всегда бывало время для творчества. Но уж дорвавшись до музыки, он забывал обо всем на свете. А когда он отрывался от такой работы, то долго еще не мог прийти в нормальное состояние. И хотя Первая симфония создавалась урывками, она поражает своей гармоничной цельностью, стройностью, своеобразием бородинского стиля - музыка его полна контрастными и вместе с тем неуловимо сходными образами то могучей силы, твердости духа, то душевной мягкости, ласковой нежности. Ввиду загруженности композитора научной, преподавательской и издательской деятельностью окончание Первой симфонии затянулось. Однако в 1867 году симфония была все-таки закончена, а в 1869-м году исполнена под управлением Балакирева.

Она стала одной из первых русских симфоний, по-настоящему эпическим произведением нового направления - и была благосклонно встречена публикой. Балакирев и его ученики ликовали - и Бородин начал все больше внимания уделять именно композиторской работе. Больше всего в последующее время он сочиняет песни и романсы - в том числе на собственные стихи.

Опера «Князь Игорь»

Уже после успеха Первой симфонии Бородина ему захотелось поработать с такой формой, как опера. Он рассказал Балакиреву о своих терзаниях по поводу сюжета, и тот продумал для него всю композицию будущего произведения, посвященного прошлому Киевской Руси - походу князя Игоря на половцев. Бородин начал работу, но вскоре остыл, использовав уже готовые части произведения для Второй симфонии, которую писал в это же время. Он закончил ее в 1875 году. И хотя публика восприняла ее довольно прохладно, друзья-композиторы были от нее в восторге. Сейчас она считается одним из лучших образцов русской симфонической музыки.

Он снова вернулся к работе над оперой в 1874 году - и какое-то время работал над ней со всем жаром и горячностью - тоже урывками вырывая время на сочинения во время отпуска, поездок к родственникам жены, даже при разливе реки, задержавшем его в пути. К сожалению, такие оказии случались все реже - ведь преподавательская нагрузка Бородина все время возрастала. В итоге для того, чтобы сочинять, только болезнь могла исключить другую его работу. «Когда я болен настолько, что сижу дома, ничего делать не могу... я сочиняю музыку», - писал он в одном из писем.

Работа над оперой таким образом растянулась на 18 лет - вплоть до самой его смерти. Друзья пытались подстегнуть процесс. А он писал меньшие формы, которые хотя бы мог закончить, - струнные квартеты, фортепианные пьесы, камерные ансамбли. Музыку Бородина уже исполняли в Германии, Бельгии и Франции. Он усиленно работал над новой симфонией - Третьей, которая, по его мнению, должна была стать самым ярким, самым значительным его произведением. Отдельные фрагменты из нее он уже проигрывал друзьям, как и части оперы. А они, видя, как живет Бородин, как разрывается между семьей, наукой, преподаванием, проблемами студентов и музыкой, готовы были на все, чтобы продвинуть музыку в начало списка.

Бородин записывал музыку на отдельных клочках бумаги, на написание партитуры у него не оставалось времени. Видя эти клочки и слыша исполняемые отрывки, Римский-Корсаков просто приходил в отчаяние от того, как мало удается сделать такому талантливому человеку. В конце концов Римский-Корсаков пригласил Бородина к себе домой, позвал на помощь Лядова, и они все втроем сели писать партитуру. Для ускорения дела писали не чернилами, а карандашом, а чтобы он не стерся, химик Бородин покрывал исписанные листы специально приготовленным им составом вроде прозрачного лака, после чего они развешивались для просушки на веревках. Так они собирались несколько раз. Но ни «Князь Игорь», ни Третья симфония так и не были завершены. 15 февраля 1887 года Бородин неожиданно скончался.

Это был последний день Масленицы. Лучший друг студентов решил собрать у себя молодежь и устроить костюмированный вечер, нарядился в народный костюм, общался с гостями - и вдруг упал. Все бросились к нему и тут же на полу начали приводить его в чувства. Среди гостей были врачи, профессора медицины, они испробовали все - и боялись сказать друг другу, что все кончено.

***

Вскоре Римский-Корсаков, который был в большом горе из-за смерти Бородина, собрал всех друзей композитора и его почитателей. Рассмотрев все неоконченные произведения, обсудив, кто что слышал из не записанных на бумаге частей оперы, они выбрали Римского-Корсакова и Глазунова, которые лучше других были знакомы с замыслами композитора, чтобы записать услышанные ими части по памяти, разобрать черновики и соединить произведение в единое целое.

Композиторам действительно удалось небывалое, учитывая размер и сложность произведения. К тому же Глазунов по памяти и черновикам восстановил две части Третьей симфонии Бородина и многие романсы. 23 октября 1890 года в Мариинском театре состоялась премьера оперы «Князь Игорь». Ее успех был огромен, опера завоевала сцены всего мира.

Руслана Рябинина


п»ї
Читайте у цій рубриці

Владимиру Голубничему нужна помощь!

С 28 октября в реанимационном отделении Сумской областной больницы после инсульта находится двукратный Олимпийский чемпион, участник пяти Олимпийских игр Владимир Степанович Голубничий. Его состояние врачи оценивают как тяжелое. Его ежедневное лечение требует значительных средств... Читати статтю повністю

Настя ждет нашей помощи

Читати статтю13-летнЯЯ Настенька Педос живет в селе В.Чернетчина Сумского района. Первая беда постучалось в их семью еще в 2005 году, когда полностью ослепла мама. Тогда они нашли в себе силы справиться с этим.

Удалось это главным образом благодаря папе Виталию Вячеславовичу, который успевал... Читати статтю повністю

ХРОНОГРАФ

9 ноября - «Хрустальная ночь»

В эту ночь в Германии и Австрии начались массовые еврейские погромы, организованные нацистами. «Хрустальная ночь», или «Ночь разбитых витрин» стала первой массовой акцией Третьего рейха против евреев. До этого, в 1935 году были приняты Нюрнбергские... Читати статтю повністю