Люди

Лучший танцовщик мира

Серж Лифарь прожил в Париже почти 60 лет, возродил французский балет, но остался украинцем

30 лет назад, 18 декабря 1986 года, по личному указанию президента Франции Франсуа Миттерана гроб с телом Сержа Лифаря провезли через весь Париж и предали земле на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

И теперь каждый, кто найдет его могилу, может увидеть плиту с надписью «Serg Lifar de Kiev» - «Серж Лифарь из Киева». На целые десятилетия его имя у нас было предано забвению, а если о нем и вспоминали, то только как об «изменнике Родины», а не о звезде мирового балета. Когда президент Франции Шарль де Голль на одном из приемов обратился к нему со словами: «Глубокоуважаемый господин Лифарь, вы сделали для Франции столько, сколько мало кто сделал из знаменитых французов. Не время ли вам стать французом и по паспорту?», Серж Лифарь ответил: «Искренне благодарен за ваше предложение, но я никогда не был и не буду французом, так как я украинец и родина моя Украина и мой любимый Киев». Позже и в предсмертной записке, обращенной к любимой жене Лиллан, Сергей написал: «Серж из Киева. Украинец до конца».

Он научил и свою жену, шведскую графиню, любить Украину. В один из приездов она передала президенту Украины для Музея исторических драгоценностей семейную реликвию - золотую балетную туфельку, которой в 1955 г. Серж был награжден как лучший танцовщик мира.

Чудом сбежал...

Родился Сергей 2 апреля 1905 года в зажиточной киевской семье чиновника департамента водного и лесного хозяйства Михаила Лифаря и его жены Софьи - дочери хозяина имения в Каневском уезде. Среди семейных преданий были рассказы не только о предках - запорожских казаках, но и о всадниках, приехавших на украинскую землю с Востока, судя по описаниям - из Индии, которые и дали начало роду Лифарей. Сергей с большой теплотой вспоминал отца и «дорогую мамочку», дом с усадьбой на ул. Тарасовской, где жил ребенком, дом на Софиевской площади, куда семья переехала в 1919 году, когда в усадьбах стало опасно жить из-за грабежей и разбоев... Он учился в Императорской Александровской киевской гимназии, получал стипендию за высокие способности, пел в хоре, живо интересовался театром, занимался музыкой... Он отмечал, что повзрослел очень рано - и к 14 годам был совершенно самостоятельным. Время было такое.

Гимназисты ухаживали за ранеными в лазарете, а во время сражения с наступавшими на Киев большевиками генерал Драгомиров решил бросить 50 гимназистов в бой. В этом бою Сергей был ранен в руку, длительное лечение осложнилось гангреной, с мечтой стать пианистом пришлось распрощаться. Вскоре его призвали в Красную армию. Ему было всего 16 лет, но он сразу же получил звание офицера, новенькую военную форму, большой револьвер и несколько десятков человек под свое командование. Но впереди его ждало новое увлечение - в 16 лет, случайно увидев занятия в балетной студии, Сергей страстно захотел танцевать. «Я стал танцором, еще не умея танцевать, не зная техники, но я знал, что овладею ею и никакие препятствия не остановят меня», - писал он. И действительно, препятствий было множество. Главное из них - возраст. 16 лет для балета - практически старость. Он некоторое время увлеченно занимался в студии Брониславы Нижинской, но затем она уехала из страны. Казалось бы, мечта Сергея окончательно рухнула, но он отличался просто невиданным упорством. Он полностью изолировал себя от окружающей жизни и неистово занялся балетом. 15 месяцев он буквально не выходил из дома, посвящая тренировкам все время, как будто ждал знака от судьбы...

И вот Бронислава Нижинская для пополнения знаменитой труппы Дягилева «Русский балет» пригласила в Париж пятерых своих лучших учеников. Четырех танцовщиков нашли, а пятого не было. И тогда Лифарь предложил себя, с жаром доказывая, что справится.

Первый его побег через границу был неудачным. Лифаря тогда чудом не расстреляли, посадив в камеру, где лежали умирающие от тифа. Весь пол был буквально усеян вшами. Сергей решил, что единственное спасение - стоять. И простоял голодный (ему ничего не давали есть) четыре дня и четыре ночи! В отчаянии он даже думал выпрыгнуть из окна - камера находилась на втором этаже. Но мысль о том, что он может переломать себе ноги и остаться на всю жизнь калекой, остановила его.

После этого ему предлагали стать сексотом, обещали даже помочь с выездом за границу, чтобы он оттуда сообщал о намерениях эмигрантов. Юный танцовщик отказался - и, несмотря на усиленную слежку, все-таки сбежал во второй раз. За невообразимую цену (50 миллионов рублей) он купил билет до небольшого приграничного городка в вагоне 3-го класса. С помощью местных жителей на санях через леса темной ночью он пересек польскую границу. После нескольких недель бродяжничества с двумя попутчиками в Варшаве он наконец получил деньги от Дягилева для оплаты поездки до Парижа.

Париж и «Гранд-опера»

В антрепризе «Русский балет С.Дягилева» Лифарь продолжал совершенствовать мастерство под руководством Б.Нижинской и некоторое время - у педагога труппы, известного танцовщика и балетмейстера итальянца Энрике Чекетти. Он прошел путь от артиста кордебалета до первого солиста и балетмейстера, танцевал главные партии в балетах: «Жар-птица», «Аполлон Мусагет», «Петрушка» (роль Арапа), «Блудный сын». Эти роли помогли ему в полной мере раскрыть свой талант. Но этого бы не случилось, если бы не поддержка Дягилева. Ходили слухи, что Лифарь был его фаворитом не только в труппе... Но как бы там ни было, Серж действительно обожал Дягилева. Ведь он помог ему создать себя, дал ему отличное образование у маэстро Чекетти, познакомил с культурной элитой мира: Пабло Пикассо и Жаном Кокто, Полем Клоделем и Полем Валери, Коко Шанель и другими... Радуясь своему успеху, Серж был настоящим бессребреником. После спектаклей к нему приходили художники-эмигранты и просили за самую скромную цену купить их работы. Лифарь всегда выручал их, давая значительно большие суммы. В его коллекции были работы лучших европейских художников.

Потом Дягилев умер. Сергей не стал продолжать его дело - он считал, что «русские сезоны» изжили себя. В свои 24 года он принял предложение совместить три должности - главного балетмейстера, хореографа и танцовщика-премьера в легендарной «Гранд-опера». Это был 1929 год - начало его новой жизни. Плату за свой первый год в «Гранд-опера» он полностью потратил на то, чтобы выкупить бесценный архив Дягилева - коллекцию театральной живописи и библиотеку. Это положило начало его страсти к коллекционированию. Он собирал старопечатные книги XVI-XIX веков, пушкинские раритеты, среди которых особое место занимали 10 оригиналов писем поэта к Гончаровой, картины. Средства на это у него были - почти без перерыва с 1930 по 1977 гг. он был солистом (до 1956 г.), балетмейстером и педагогом «Гранд-опера».

Нужно сказать, что на момент его прихода туда французский балет был полностью мертв. Танцевальные выступления были бесплатной добавкой к операм, после которых они шли. Найти публику, которая выложит деньги за то, чтобы смотреть только балет, казалось невероятным. Лифарь изменил эту ситуацию уже за несколько лет.

Его работа в период между двумя мировыми войнами имела огромнейшее значение для возрождения французского балета. Постановки Лифаря всегда собирали полные залы, на которые приходил весь парижский бомонд. Лифарь был достаточно жестким руководителем. Его реформы многих повергали в шок: «Я велел закрывать дверь зала, как только поднимется занавес. Закончились шумные вхождения господ, разогретых хорошим ужином, и дам, озабоченных тем, чтобы заставить всех любоваться их украшениями». А еще Сергей Лифарь запретил артистам выходить на бис, а зрителям заходить в зал... с букетами. По его мнению, их часто вручали несправедливо, за молодость и красоту, а не за искусство, к тому же букеты порождали зависть между членами труппы. Главным новаторством стало появление в «Гранд-опера» так называемых «балетных сред», когда один день в неделю отдавался исключительно балетным постановкам. Вначале ставились небольшие одноактные балеты, но когда начались аншлаги, руководство театра согласилось на постановку многоактных спектаклей. В итоге балетная труппа «Гранд-опера» стала одной из лучших в Европе. Лифарь старательно разрабатывал выразительные партии солистов. Он брал сюжеты из античной и библейской мифологии, классической литературы и поэзии и требовал от танцоров актерской выразительности, гармоничного единства музыки, мимики и жестов. Также Лифарь - известный теоретик балета, он написал множество работ по истории и теории балета, в которых отнес свое творчество к неоклассицизму.

Смертный приговор

В годы Второй мировой войны, когда Париж был захвачен гитлеровцами, все руководство «Гранд-опера» сбежало из страны. Театру грозило полное закрытие. По просьбе коллектива и парижской власти Лифарь возглавил «Гранд-опера». «В годы Второй мировой войны моя общественная деятельность была направлена главным образом на спасение от разгрома немцами парижской Оперы, музея и библиотеки шведского магната Rolf de Маrе, русской консерватории им. Рахманинова, русских балетных школ и, в конце концов, моей личной библиотеки и коллекции», - писал он. Под его руководством «Гранд-опера» продолжала работать, он выдавал документы евреям-танцовщикам о том, что их работа очень необходима. Известно, что Лифарь уклонился от личной встречи с Гитлером, когда тот посетил «Гранд-опера», а также решительно отказался передать Геббельсу из ее коллекции портрет знаменитого немецкого композитора Вагнера работы Ренуара (его хотели подарить фюреру). Серж Лифарь заявил, что эта картина, написанная французским мастером, принадлежит Франции и потому выдаче не подлежит.

Тем не менее после оккупации стали распространяться слухи о сотрудничестве Лифаря с фашистами, на основании чего он был приговорен французским Движением Сопротивления к смертной казни. Серж вынужден был бежать из Франции. В 1944-47 гг. он возглавил труппу «Новый балет Монте-Карло» в Монако. Вслед за ним в коллектив перешло много ведущих танцовщиков из «Гранд-опера». Позже Национальный французский комитет по вопросам «чистки», разобравшись, все же отменил обвинения в адрес Лифаря.

Возвратившись в 1947 г. в Париж, С.Лифарь открывает Институт хореографии, а с 1955-го - ведет в Сорбонне курс истории и теории танца. Он был ректором Университета танца, профессором высшей школы музыки, почетным президентом Национального совета танца при ЮНЕСКО. Серж поставил свыше 200 балетов, многие из которых сохраняются в репертуаре театров мира до сих пор, воспитал немало балетных звезд.

Горькое расставание

В 1958 году Серж Лифарь уходит из «Гранд-опера» уже навсегда. Его не взяли на гастроли с театром в Москву и сделали это очень некрасиво: прямо в аэропорту задержали под видом проверки документов и не пустили в самолет, а во время гастролей выяснилось, что его имени - балетмейстера и постановщика - не было даже на афишах. Как это ни парадоксально, но балетный мир практически сразу забывает о нем. Его приглашали ставить спектакли в Берлине, Лондоне, Загребе, но он вынужден был отказываться, поскольку его балеты были собственностью «Гранд-опера».

Даже при постановке его собственных балетов в «Опере» не считали нужным приглашать его на репетиции. «Опера» ставит спектакль хореографа, живущего рядом с театром. У коллектива - трудности с хореографическим текстом. Тем не менее амбиции заставляют администрацию воздержаться от приглашения автора», - вспоминает последний ученик Сергея Михайловича, звезда парижской сцены, профессор консерватории Сирил Атанасов.

Лифаря поддерживала только жена - шведская графиня Лиллан Алефельд-Лаурвиг, с которой он познакомился и поженился в 50-х годах. Позже он признавался, что за свою жизнь любил только трех женщин - маму, Натали Палей и Лиллан, свою жену. Натали Палей - французская манекенщица и актриса, княжна из дома Романовых, внучка Александра Второго, выросла в эмиграции, стала лицом модного дома Люсьена Лелонга и вышла за него замуж. С Лифарем она познакомилась у могилы Дягилева, какое-то время между ними продолжался преимущественно платонический роман. Натали искала сильных чувств, но бросать мужа не собиралась, а Сержу нужно было делать карьеру. Они расстались добрыми друзьями, он всегда с теплом вспоминал о ней: «Она была самым красивым оружием в мире».

С Лиллан Серж встретился, когда оба они были уже зрелыми людьми. Лиллан стала его женой и верным другом. «Я всегда воспринимала Сережу как ребенка, потерявшего свою родину», - говорила о нем Лиллан. Когда они познакомились, далекая от театрального мира графиня даже не знала, кто это, - но не смогла оторвать взгляд от его черных глаз и смоляных волос.

В 1961 году Серж Лифарь после 40-летнего перерыва приехал с женой в Москву - как турист. А оттуда вырвался на один день в Киев. Навестил могилы своих родителей: «Кладбище запущено, на нем я отыскал две могилы. От горечи и боли я упал на колени. И сказал им: «Это я, ваш Сергей. Я танцевал во всем мире, но вы, самые близкие люди, никогда не видели этого...» К слову, после того как Серж эмигрировал (а позже его братья и сестры), родители постоянно жили под надзором спецслужб, изредка получая от детей письмо или открытку. В Киеве Серж нашел никогда не виденную им мачеху - уже старенькую бабушку, доживавшую свой век в полуподвале и бережно хранившую семейный архив Лифарей, в котором были, среди прочего, все 58 открыток, которые Сергей отправил родителям.

В начале 80-х он вместе с женой переехал в Швейцарию. «...Не имея ни времени, ни денег, чтобы удерживать свой дом, я кочевал от гостиницы к гостинице. Собственно, настоящим домом для меня была моя гримерка... Я общался с самыми богатыми людьми мира. Но никогда мне не перепадало от щедрости «меценатов». Моя личная жизнь была, как у монаха, - писал он и горько обижался на парижан: - Я разбудил балет Парижской оперы, который был никудышным и отсталым. Благодаря моим громадным усилиям этот балет стал одним из лучших в мире. Одновременно я был меценатом Национального театра, заказывал для него на собственные деньги произведения таких великих композиторов, как Стравинский и Прокофьев... Я обращался к своим друзьям-художникам - Пикассо, Шагалу, Дали, которые бесплатно передавали свои произведения «Гранд-опера». Но на большой гала-вечер по поводу 100-летия Дягилева меня не пригласили ни в театр, ни в Национальную библиотеку...»

После окончания балетной карьеры он начал рисовать и путешествовать. Часть знаменитой коллекции ему пришлось продать - не хватало средств, еще часть он подарил приютившему его городу Лозанне. Уже тяжелобольной, он часто молился перед иконкой, которую подарила ему мама...

Серж Лифарь умер 15 декабря 1986 года. Выполняя завещание мужа, его жена передала СССР бесценную пушкинскую коллекцию и раритеты российской культуры. Большая часть личного наследия С.Лифаря досталась Украине - от переписки, личных вещей и ценных изданий из его библиотеки до наград и его рисунков. Также Лиллан передала авторское право на постановки балетов Сержа балетной труппе Национальной оперы Украины. С 1994 г. она спонсировала проведение в Киеве Международного конкурса балета им. Сержа Лифаря, а с 1995 г. - фестиваля «Серж Лифарь де ля данс». Она умерла в 2008 году в Лозанне в 94 года, после чего традиция спонсировать художественные события в Украине, посвященные С.Лифарю, прекратилась, а сам фестиваль переехал в Донецк, где им занимался известный украинский артист балета Вадим Писарев. После начала военных событий фестиваль прекратил свое существование...

Подготовила Руслана Рябинина


п»ї

 Комментарии:

Имя Отзыв (сообщение)
 
Отзывов (сообщений) по данной статье нет!

Оставить отзыв

Имя
Сообщение
 

Внимание! Комментарии с нецензурными выражениями, оскорбительного характера, призывающего к межнациональной розни и пр., содержание которых противоречит Законам Украины, а также содержащие недостоверную информацию - будут удаляться. Если у вас есть достоверная информация (с доказательствами) о правонарушении тех или иных лиц, можете связаться с РЕДАКЦИЕЙ.

Код потверждения
Введите код потверждения:

Если Вы не видите картинку с кодом, проверьте, включен ли в Вашем браузере показ картинок. Если Вы сомневаетесь в том, что за символы изображены на картинке, обновите страницу и попробуйте еще раз.
Читайте в этой рубрике

Ушел из жизни Михаил Чичерин

11 декабря на 61-м году внезапно ушел из жизни солист-инструменталист Сумской областной филармонии, лауреат международных творческих конкурсов, заслуженный артист Украины Михаил Юрьевич Чичерин.

Он был гордостью и неотъемлемой частью культурной жизни нашего города. Родился в 1956... Читать статью полностью

Хронограф

50 лет назад не стало Уолта Диснея

15 декабря 1966 года, через десять дней после своего 65-летия ушел из жизни самый знаменитый мультипликатор мира, основатель The Walt Disney Company, создатель первых звукового и музыкального мультфильмов, обладатель 26 «Оскаров» Уолтер Элайас... Читать статью полностью

Уязвимость как любовь

Читать статьюХотелось бы добавить - с известным автором и исполнителем, но, увы, это не так. Пока не так. Александра действительно хорошо известна - среди любителей так называемой авторской песни.

Но после каждого ее выступления к ним присоединяются и те, кто в этот круг не входит. А все потому,... Читать статью полностью





Анонс






о чем говорят?
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Новости
Новости
Товары