Люди

Самородок из Одессы

Как Леонид Утесов из малолетнего задиры стал культовым мэтром эстрады

То, что Леонид Утесов не имел полного образования - ни музыкального, ни среднего, - не помешало ему стать любимцем миллионов, по-настоящему народным артистом, который был одинаково талантлив и как музыкант, и как актер, и как чтец, и как поэт. И хотя он не обладал особым голосом - он пел сердцем.

Под звуки скрипки

Леонид Утесов (Лазарь Вайсбейн) родился 21 марта 1895 года в Одессе в многодетной семье. Он и его сестра-двойняшка Полина были младшими из девяти детей (четверо из которых умерли). Отец будущей знаменитости служил экспедитором в порту. Жалованье он получал более чем скромное, за что выслушивал от своей властной супруги постоянные упреки...

Однажды маленького Лазаря отец застал на площадке под чужой дверью - тот лежал, прижавшись ухом к полу. Увидев отца, он прошептал: «Тише. Сейчас он опять...» Из-за двери послышалась скрипка... Потом малыша отпаивали чаем с медом и корицей - лежание на холодном полу не прошло для него просто так. Но, едва выздоровев, он снова обосновался у дверей, уже других - где был фонограф. Тогда отец отдал Ледю (так ласково в семье называли сына) учиться на скрипке, не предполагая, что музыка станет для него делом всей жизни.

Своим темпераментом и неугомонным нравом Лазарь пошел в мать - он был зачинщиком многих мальчишеских боев. К тому же у него постоянно водились деньги. Родители не на шутку беспокоились, как бы Ледя в будущем не связал свою жизнь с воровским миром. И потому решили отдать его в коммерческое училище Генриха Файга, где даже самых пропащих выводили в люди. Порядки там были самые демократические - за всю его

25-летнюю историю оттуда был отчислен только один ученик. И это был Лазарь Вайсбейн. В училище он поступил в восемь лет. Но на четвертом курсе у него возник конфликт с преподавателем (в отместку за замечание он вымазал чернилами его одежду). Дерзкого ученика исключили, несмотря на то что провинившийся солировал в хоре, играл на скрипке и вообще подавал большие надежды. Не дожидаясь родительской кары, он уехал из города с бродячим цирком. Для родителей это было страшным ударом, его стали считать самым непутевым в семье. А старший брат и вовсе предрекал ему жизнь на большой дороге.

Тем не менее Ледя уже в четырнадцать лет играл в разных оркестрах, ничуть не смущаясь, пел на улицах под гитару, в пятнадцать - выступал в цирке на кольцах и трапеции. А к двадцати годам с театрами и балаганами он успел побывать почти во всех крупных городах Украины.

Однажды одесский артист Скавронский, с которым Утесов играл скетч, посоветовал ему выбрать какой-нибудь возвышенный, красивый сценический псевдоним. Горский, Скалов - уже были. При взгляде на утес с рыбачьей хижиной в его голове пронеслось: «Утесы, утесы!» Так появился Леонид Утесов! В 1917-м он занял 1-е место на конкурсе куплетистов в Гомеле. После чего, спасаясь от гражданской войны, уехал в Москву, где организовал небольшой оркестр, с которым выступал в саду «Эрмитаж». В те годы он заявил о себе не только как артист эстрадного жанра, но и как киноактер. Его кинематографическая биография началась в 1919 году ролью адвоката Зарудного в фильме «Лейтенант Шмидт - борец за свободу» и была продолжена в других кинолентах.

Дружба с Мишкой-Япончиком

Особенно горячо Утесова принимала Одесса-мама. В числе его верных поклонников - некоронованный король Михаил Виницкий, более известный как Миша-Япончик. Вообще-то Миша по своим воровским законам должен был убить Утесова: тот по-

зволил себе ударить кого-то из его ближайшего окружения. Но дело кончилось миром, да так, что Утесову позволено было в любое время захаживать в кафе «Фанкони» (что-то вроде штаба Япончика). Леонид Осипович этим пользовался. Однажды куплетист Лев Зингель пожаловался ему: «Фрак украли, не в чем выступать». Утесов кинулся в «Фанкони», а когда приехал обратно в театр, увидел ошарашенного Зингеля, утопающего в разноцветном ворохе фраков - «мальчики» Миши-Япончика не смогли припомнить, какой именно фрак они украли из театра, и привезли восемнадцать штук. Когда же во время гражданской войны и безвластия жители Одессы, опасаясь грабежей, стали неохотно ходить в театр, Утесов снова обратился к Мише-Япончику. «Король» вник в проблему и велел написать на афишах: «Свободный ход по городу до 6 утра». Одесситы все поняли правильно и снова стали покупать билеты.

Театрализованный джаз

В 20-е годы он продолжал выступать на эстраде и играть в театрах Москвы, Ленинграда, Риги, а в 1928 году во время поездки в Париж Утесов впервые услышал американский джаз-оркестр Теда Льюиса. Он настолько его поразил своей театрализованностью, что после возвращения он собрал музыкантов и стал готовить свою авторскую программу. Так был создан первый в СССР театрализованный джаз, который дебютировал 8 марта 1929 года на сцене Малого оперного театра в Ленинграде с программой «Теа-джаз». В своем джаз-оркестре Утесову удавалось совмещать дирижирование с конферансом, танцами, пением, игрой на скрипке и чтением стихов.

Коллектив Утесова исполнял блатную романтику, западные шлягеры и специально написанные инструментальные композиции и песни. Благодаря дружбе Утесова с Дунаевским репертуар оркестра пополнился отличными джазовыми «рапсодиями» - обработками русских, украинских и еврейских песен, а также песнями на стихи современных поэтов.

Успех некоторых блатных песен, особенно «С одесского кичмана», был настолько ошеломительным, что их пела вся страна. После убийства Кирова, когда повсеместно начали закручивать гайки, Утесова предупредили, что, если еще хотя бы раз споет свой приблатненный «кичман», то это станет его «лебединой песней». Рассказывают, как в Георгиевском зале устроили прием в честь спасенных челюскинцев, куда пригласили оркестр Утесова. В разгар концерта к нему подошел дежурный с тремя ромбами в петлицах и шепнул: «Просят спеть «С одесского кичмана!». «Мне запретили, - ответил Утесов, - чуждая идеология». На что получил ответ: «Пойте! Ничего не будет. Ведь это заказ САМОГО!» Утесов спел. Потом он еще три раза исполнил запрещенный шлягер на бис.

«Веселые ребята»

В 1934 году на экраны кинотеатров вышел фильм Григория Александрова «Веселые ребята», в котором снимался весь оркестр Утесова. Общее настроение картины определили песни Дунаевского на стихи Лебедева-Кумача: «Сердце, тебе не хочется покоя» и «Марш веселых ребят» в исполнении Утесова. Успех фильма принес ему огромную популярность. При этом в газетных рецензиях исполнитель главной роли даже не был упомянут.

Все лавры за фильм достались режиссеру Александрову (орден Красной Звезды) и начинающей актрисе Любови Орловой (звание заслуженной артистки). Утесову же вручили... фотоаппарат ФЭД. И это при том, что именно он нашел драматургов и композитора для постановки этой картины, забраковал плохие тексты песен, поручив переделать их В.Лебедеву-Кумачу. Болезненно пережил Леонид Осипович, когда Александров убрал из фильма многие сцены с участием утесовского джаза и заменил их эпизодами с Любовью Орловой. «Мадам съела всю мою пленку», - шутил артист. А потом Александров нанес еще один удар по Утесову, выпустив новый вариант «Веселых ребят», где вместо Леонида Осиповича пел Владимир Трошин. Возмущение зрителей было настолько велико, что режиссеру пришлось вернуться к старому варианту. Ведь песня была как действующее лицо фильма.

Военные годы

Объявление о начале Великой Отечественной войны застало Утесова во время репетиции новой программы в «Эрмитаже». Желая поддержать солдат, его оркестр в короткий срок создал первую военную программу «Бей врага!», в которой прозвучали новые произведения - «И не раз и не два мы недруга учили», «Партизан Морозко», «Привет морскому ветру». За первый год войны оркестр дал свыше 200 концертов на заводах, кораблях и на фронте. «Жди меня», «В землянке», «Темная ночь» - песни, которые помогали тогда выживать.

Утесов рассказывал, что, когда он пел «Одессит Мишка», он чувствовал, что говорил собственные слова, забывая, что он артист, и подбадривал не только Мишку, но и самого себя.

Однажды концерт проходил на перроне Ярославского вокзала для полка морской пехоты. Утесов пропел про партизана Морозко. И вдруг из теплушки выскочил плечистый матрос, перепоясанный пулеметными лентами, с автоматом на груди и протянул Утесову руку: «С такой песней и в бой идти не страшно». Пожалуй, никогда раньше Утесов не слышал такого общего одобрения своего творчества, как в годы войны. С репертуаром у него всегда было непросто, ведь хорошая песня - вещь дефицитная. Но как раз в военные годы хороших песен появилось больше, чем в предыдущие, да и в послевоенные тоже. О чем бы ни пел Утесов, все шло от души, а потому и находило путь к сердцам слушателей.

Всего же за время войны джаз-оркестр Утесова дал около 500 концертов. На средства оркестра были построены три самолета и названы «Веселые ребята».

9 мая 1945 года, в День Победы Утесов выступил со своим коллективом на площади в Москве. В 1966 году он принял решение покинуть сцену. За оставшиеся 16 лет он написал свою вторую книгу «Спасибо, сердце» (первая - «Записки актера» - вышла в 1939 г.), руководил оркестром, много снимался на ТВ. Он стал первым артистом эстрады, удостоенным звания «Народный артист СССР».

Любимые женщины Утесова

Своей первой женой Утесов чуть было не обзавелся еще в 15 лет, но вовремя одумался и сбежал. После Анны Кольбы у него появляется еще немало поклонниц, которые будут сопровождать его всю жизнь. Однажды в Одесский театр пришла наниматься начинающая актриса Елена Голдина (сценический псевдоним Ленская), и, поскольку у нее не было крыши над головой, Леонид предложил девушке пожить у него. Ленская согласилась и, попав под его обаяние, вскоре стала его женой. В 1915 году у них родилась дочь Эдит, или Диточка, как ее называли дома. Даже в самые трудные годы Леонид Осипович был готов выступать где угодно - лишь бы дочка полноценно питалась и одевалась как с картинки. Елена поддерживала тепло домашнего очага, берегла здоровье мужа, создавала условия для успешной работы. Лена была очень похожа на мать Утесова - и лицом, и характером. Будучи на три года старше своего мужа, она крепко держала в руках штурвал семейного корабля - и Леониду с ней было спокойно и комфортно. Правда, это не мешало Утесову увлекаться своими партнершами и поклонницами. Как-то во время концерта Утесов упал с колосников, и по Одессе прокатился слух, что он погиб. Услышав это, одна из его почитательниц даже застрелилась.

Однажды Утесов ушел из дому, переехав к своей новой пассии - польской красавице Казимире. Роман был жарким, но... в холодной квартире.

Тогда отопление в домах было печным, а красотка предпочитала тратить деньги не на топливо, а на новые наряды. Узнав об этом, жена Утесова отправила любовнице машину дров с запиской: «Топи, не жалей дров. Береги Ледечку!» После этого Утесов немедленно собрал чемодан и вернулся в семью. Вскоре Казимира погибла во время пожара.

Об удивительной мудрости и терпении жены Утесова ходили легенды. Однако, когда Леня увлекся Марией Мироновой (будущей матерью Андрея Миронова), Голдина поставила вопрос ребром: «Либо я, либо она!» Утесов выбрал Елену, но... втайне продолжал посещать Миронову. Мария Владимировна вспоминала: «Утесов очень любил Андрюшу. Он дарил ему разные пиликалки, дудочки. А Андрей их ломал. Утесов страшно огорчался и говорил: «Андрей, это невозможно, неужели ты не любишь музыку?» Андрюша музыку любил, но ему было интересно посмотреть, что там внутри. Впоследствии Андрей Миронов вспоминал: «Все мое детство было связано с Утесовым. Я старался походить на него, даже пытался петь его голосом. Один из первых экземпляров своей книги воспоминаний он подарил мне с надписью: «Дорогой Андрей Миронов, помню тебя маленьким мальчиком - вижу большим актером. Радуюсь! Твой дядя Леня».

В 1944 году в его жизнь вошла другая женщина - Антонина Ревельс. Тоже деловая. Тоже хозяйственная. Тоже энергичная. Она была настоящим асом кулинарии и обустройства быта.

Тоня (так ее все называли) умела обращать на себя внимание. В 1944 году перед 49-летним Утесовым предстала пара молодых танцоров. Поразительно красивый Валентин Новицкий и его супруга и партнерша - Антонина Ревельс. Маленькая, тощая женщина чуть старше двадцати, с раскосыми глазами и резкими скулами, заявила с порога, что будет танцевать либо в ансамбле Утесова, либо в каком-нибудь колхозе: погибать, мол, так погибать. Мэтр отреагировал на этот «шантаж» и принял пару на работу. Постепенно Ревельс стала незаменима не только для Утесова, но и для всех его домочадцев. Для Диты она была подружкой, которой любвеобильная дочь великого джазмена изливала подробности своего очередного романа. Для Утесова - подругой, домработницей, администратором домашнего быта и залогом спокойствия в семье. Для Елены Осиповны - информатором о дочери, которая в то время была солисткой в оркестре Утесова и своими похождениями на сторону дискредитировала отца. А также секретаршей для ее мужа, который должен был вовремя поесть, принять лекарства и т.д. Довольная докладами Ревельс, Елена Осиповна закрывала глаза на ее отношения с Утесовым, равно как и муж Тони, который ревностью не страдал. Так и жили эти два семейства бок о бок целых восемнадцать лет. В 1962 году Елена Осиповна, с которой Утесов прожил почти 50 лет, умерла. После чего на семью посыпались тяжелые испытания. Серьезно заболели и сам Утесов, и Дита, и ее муж. Теперь Тоня не только занималась хозяйством, но и постоянно подбадривала Леню, которого одолевали и депрессия, и страх перед сценой, и воспоминания о жене.

Тяжелобольная Дита была вынуждена оставить сцену. Тоню она стала подозревать во всех грехах. Даже уговорила отца выгнать ее. Та уехала на родину в Воронеж. Но вскоре Утесов вызвонил Ревельс обратно. Злые языки шептали: «Тонька метит на имущество Утесовых». Так ли было на самом деле? Вполне возможно... Прошло еще двадцать лет. Хоть Новицкий умер еще в 1974 году, Утесов на Тоне жениться не торопился. Она теряла терпение - Дита злилась и болела.

В конце концов Ревельс поставила перед Утесовым вопрос ребром: или ты на мне женишься, или я за тобой не ухаживаю. 87-летний Леонид Осипович испугался и женился. По слухам, эта новость добила Диту, которая умерла от лейкемии 21 января 1982 года.

Весной этого же года, оставив «молодую» супругу (Тоне было тогда 60 лет), Леонид Осипович уехал поправить здоровье в военный санаторий «Архангельское» под Москвой. Во время прогулки к нему на лавочку подсел генерал. Утесов пожаловался, что чувствует себя неважно, мол, сердце пошаливает. Потом сам себя перебил: «Ну что это я все жалуюсь по-стариковски. Хотите анекдот?» Пока генерал смеялся, Леонид Осипович тихо умер. Похоронили Утесова на Новодевичьем кладбище. На его похороны пришли тысячи людей.

После смерти его вторая супруга стала единственной законной наследницей семейных ценностей и недвижимости, оставив племянников Утесова ни с чем. Ревельс выпустила вполне достойную книгу воспоминаний под неброским названием «Рядом с Утесовым». Леониду Осиповичу суждено было стать легендой при жизни и остаться ею после смерти...

Подготовила Елена Ильинская


п»ї
Читайте в этой рубрике

Хронограф

15 марта умер Спок

Знаменитый американский педиатр Бенджамин Спок родился в 1903 году в Нью-Хейвене в семье преуспевающего юриста. В 1946 г. на полках книжных магазинов Америки появилась его книга «Уход за ребенком в духе здравого смысла». Чтобы понять нужды детей, Спок первым из... Читать статью полностью















На заметку потребителям
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
ВАШ ШАНС в соцсетях
Афиша
Телефоны служб
Новости
Loading...
Новости
Loading...