Наше місто

Решится ли город на валютный кредит?

Стоит ли покупать 22 троллейбуса и влезать в долги на 22 года?

На заседании планово-бюджетной комиссии Сумского горсовета 21 марта, обсуждая принятое в тот же день исполкомом решение о распределении свободного остатка средств горбюджета (рекомендации горсовету), среди депутатов возник спор по вопросу покупки в кредит 22 троллейбусов.

Напомним: в этом году в бюджете города заложено 20 млн. грн. на покупку четырех троллейбусов. А еще 22 город хочет взять в кредит за средства, предоставляемые Европейским инвестиционным банком (ЕИБ). Об этом депутатам рассказала директор департамента финансов горсовета Светлана Липовая:

- В этом году мы попали в программу льготного кредитования на развитие инфраструктуры за средства ЕИБ. Мы подавали проект по обновлению парка электротранспорта (покупка 22 новых троллейбусов), и нас отобрали. Кредит предоставляется в валюте, срок погашения - 22 года, под 2% годовых, первые пять лет - льготные (отсрочка платежа). Уже в апреле должна состояться ратификация этого соглашения.

Однако некоторые депутаты оказались категорически против этого кредита. В частности, представители фракции «За Украину!»: «У нас «Электроавтотранс» прибыли не получает, одни только убытки. То есть это не инвестиция, которая может окупиться, а прямые расходы бюджета. И мы собираемся их финансировать за счет кредита? Так что же мы в итоге получим? Мы возьмем этот валютный кредит сейчас, а отдавать его начнем через пять лет, и неизвестно, какой тогда будет курс и сколько мы из-за этого переплатим. Да еще и проценты по кредиту нужно выплачивать, хоть и небольшие, но тем не менее. Я не понимаю, почему мы не можем купить эти троллейбусы на ту же сумму из бюджета - без рисков колебания курса валюты и переплаты в виде процентов? Единственное, что может перекрыть убытки бюджета от этого проекта, - это доходы с депозита (город кладет на депозит временно свободные средства горбюджета и получает с них процент. - А.А.), они у нас больше, чем все расходы по обслуживанию этого кредита и риски валютного курса вместе взятые. Но зачем? Если можно подождать пять лет и купить за это время те же 22 троллейбуса, никому ничего не переплачивая? Кредит, да еще в валюте, можно брать только под те объекты (проекты), которые генерируют прибыль и могут со временем окупиться. Если же речь идет о жизнеобеспечении города, то это должны быть расходы исключительно в рамках возможностей бюджета.

По этому поводу С.Липовая возразила, что если взять городское хозяйство в целом, то в нем не найдется ни одной сферы, ни одного объекта, который приносил бы прибыль, и здесь речь идет не о бизнесе, а о создании комфортных условий для горожан.

- Где вы выдели в бюджете хоть один окупаемый в финансовом плане проект? В бюджете все проекты социально направленные. Не надо рассматривать бюджет города как частное предприятие!

Что же касается вопроса по поводу того, чем покупка троллейбусов за валютный кредит лучше покупки за бюджетные средства, С.Липовая сказала, что, конечно, если депутаты будут настаивать, от идеи с кредитом можно и отказаться, но...

Во-первых, если, взяв кредит, город сможет купить 22 троллейбуса сразу, уже в этом году, то для того, чтобы купить такое количество машин только за счет своего бюджета, городу понадобится не менее 5-6 лет. А цена на троллейбусы с каждым годом растет похлеще курса доллара, и никто не знает, сколько они будут стоить через год, два, а тем более - через пять лет.

Так что переплатить при таком варианте все равно придется. Во-вторых, чтобы купить эти троллейбусы за счет бюджета, городу пришлось бы практически полностью отказаться от других расходов на инфраструктуру.

- Мы потому и пытаемся найти альтернативные источники финансирования для покупки троллейбусов, чтобы хоть что-то сделать по другим направлениям. Если депутаты скажут, что нам не нужно делать капитальный и текущий ремонт дорог, не нужно делать тротуары, дворовые и внутриквартальные проезды - тогда ладно, давайте ничего не будем делать, а на все деньги купим троллейбусы! - возмутилась С.Липовая.

Вторая часть спора касалась вопроса, сможет ли КП «Электроавтотранс» найти такое количество водителей, если город купит сразу 22 троллейбуса за счет кредита, и еще 4 - за счет бюджета (27 марта на них уже состоялись торги в системе ProZorro). Ведь с водителями троллейбусов, как известно, и сейчас большая проблема.

- Первый класс водителей у нас выпускается в мае, он позволит обеспечить стабильный выпуск на линии 46-47 троллейбусов. Сейчас выходит 42-45, но водителей для них не хватает, то есть первый выпуск, по большому счету, позволит только стабилизировать ситуацию с нынешним количеством транспорта, - рассказал директор КП «Электроавтотранс» Виталий Однорог. - Вторая группа выпустится в конце года, что позволит добавить на линии еще 5-6 троллейбусов. Что же касается 22 новых троллейбусов, то, во-первых, далеко не все они пойдут плюсом, потому что с их приходом будут выведены из эксплуатации самые старые и изношенные троллейбусы, которые уже давно отслужили свой срок и сейчас ходят буквально «на честном слове и на одном крыле». Так что эта покупка даст не столько пополнение, сколько обновление парка, что, впрочем, тоже немаловажно, ведь состояние троллейбусов - это качество перевозок и самое главное - безопасность пассажиров. Но ведь мы привлекаем водителей не только за счет нашего класса. Сейчас начинают возвращаться те водители, которые несколько лет назад, когда на КП была критическая ситуация и большие задержки с зарплатой, уехали на работу в Киев. Сейчас, увидев стабильную работу предприятия и узнав о повышении зарплат (а в ближайшее время мы планируем их еще повысить), они начинают возвращаться. Так что, я думаю, с водителями проблем не будет.

Но в итоге депутаты так и не пришли к согласию в вопросе, как лучше покупать троллейбусы - в кредит или за счет бюджета. У каждого варианта есть свои плюсы и минусы, и с этим им предстоит разобраться в ближайшее время, так как 5 апреля в Киеве уже должна состояться ратификация договора с ЕИБ.


п»ї
Читайте у цій рубриці

Театральная площадь: много вопросов

Читати статтюВслед за бурным обсуждением судьбы молодежного центра «Романтика» такая же участь, по всей видимости, ожидает и Театральную площадь. По крайней мере, общественники категорически против ее обновления в предложенном властью формате.

Что хочет город?

По разработанному и прошедшему... Читати статтю повністю