Люди

«Мне повезло с учителями»

Юная бандуристка Олеся Пиюк о своем инструменте, музыке, конкурсах и учителях

Наше знакомство с творчеством бандуристки Олеси Пиюк произошло не на концерте, не на конкурсе, а в Сумской городской галерее, на открытии художественной выставки.

Время от времени организаторы для создания нужного настроения приглашают на вернисаж музыкантов. И бывает так, что повод, по которому их пригласили, забылся, а музыканты - нет. Вот так было и с Олесей. Ее бандура то скромно аккомпанирует голосу, то звучит многоголосным оргАном, а то изощренно интерпретирует популярную музыку. Захотелось лучше познакомиться с инструментом и музыкантом, который с ним так хорошо ладит.

Итак, Олеся Пиюк - студентка второго курса Сумского высшего училища искусства и культуры им. Д.Бортнянского. В училище пришла по окончании школы №29. В школе Олеся впервые увидела бандуру и подружилась с ней. Как это было?

- Я была очень активным ребенком: танцевала в коллективе «Артес», занималась в театральном кружке, пела в школьном ансамбле «Дзвiночок». Меня заметила мой будущий педагог Татьяна Владимировна Тягленко. Она предложила познакомиться с бандурой поближе и, если меня это заинтересует, ходить к ней на занятия. Я тогда была в первом классе. Но заниматься начала со второго, с семи лет. И вот уже 10 лет учусь игре на этом инструменте.

Любовь с первого звука

- Что же вас в нем заинтересовало?

- Его необычная форма, большие размеры. А когда я услышала перебор струн, наигрыш - я была удивлена и восхищена, захотелось попробовать. Очаровала меня и мой педагог. Татьяна Владимировна учит не просто основам игры, но и умению чувствовать произведения, понимать их. Она сама играла мелодии, а мы должны были рассказать, что мы чувствуем. Уроки проходили в форме игры.

Каждое выученное произведение мы переживали вместе, к каждому звуку, к каждой ноте учились относиться бережно. Очень нравилось заниматься, я всегда бежала на уроки в ожидании чуда. Татьяна Владимировна прививает любовь к этому инструменту, живет своими детьми, своей работой. Считаю, что именно благодаря ей я связала свою жизнь с бандурой. В училище мне снова повезло: здесь прекрасный коллектив преподавателей, которые всегда поддержат, посоветуют. А по классу бандуры моим наставником стала Раиса Ивановна Лелюшкина. Она также руководит ансамблем бандуристок. Ее знания, опыт - бесценны.

- Вы начинали на детском инструменте?

- К сожалению, в нашем регионе мало у кого есть детские маленькие бандуры. Я начинала на ученической подростковой. В

4-м классе родители мне купили концертный инструмент, он дает больше возможностей для исполнителя.

- Струны довольно жесткие для ребенка - как с этим?

- Начинать, конечно, тяжело. Мозоли, слезы, но постепенно пальчики привыкают. Со временем, когда более или менее

овладеешь инструментом, делают специальные накладные ногти, что дает возможность увеличить силу звука. А первые концерты, первые конкурсы - играли своими пальчиками.

- Как отнеслись к вашему выбору родители?

- Сначала скептически. Но, посетив школьный концерт, поменяли свое мнение. Дуэт девочек-бандуристок, исполнивших песню «Если б не было тебя», поразил моих родителей до глубины души. Эту композицию любил играть папа на гитаре. А вообще родители меня всегда поддерживали. Прежде всего видя мой энтузиазм. Я приходила домой, увлеченно рассказывала, что выучила на уроке. Каждый вечер усаживала их, играла и спрашивала: «Что вы чувствуете? О чем это произведение? Как, вы думаете, оно называется?» И сейчас родители, бабушка заходят в комнату, садятся и слушают. Даже моя трехлетняя племянница, приходя в гости, просит сыграть на бандуре.

Такая разная бандура

- Какую музыку вы любите исполнять?

- Сейчас мы пытаемся популяризировать бандуру. Больше играем современных произведений. У многих сложился стереотип, что бандура - это что-то отжившее и на ней играют только исторические думы и баллады. Да, мы, бандуристы, делаем единое дело - сохраняем и умножаем наше культурное наследие. Но молодому поколению нужна новизна, свежесть, яркость. Слушатели удивляются, когда слышат блюз, джаз, рок-музыку. Я не призываю играть всех поп, джаз, фольклор или только классическую музыку. Каждый сам решает, находит то, что ему ближе. Бандура должна звучать во всей красе своих возможностей. Потому что это - интересно, современно и стильно.

- И добиваться сплава классики с современной музыкой, как у Романа Грынькива, например?

- Да, у него очень интересное отношение к бандуре и к подаче музыкального материала. Он прекрасно импровизирует. Нам довелось побывать на его мастер-классе. В дуэте с женой исполнение инструментальных и вокальных импровизаций были просто непревзойденными.

- Кого бы вы назвали из бандуристов, которые играют современную музыку?

- Ярослав Джусь, Марина Круть, одесский бандурист Георгий Матвеев (Матвiїв. - В.С.) - мне очень нравится его музыка. Ищем ноты, и на каждом концерте, конкурсе я стараюсь играть какое-то из его произведений.

- Бандура тоже меняется?

- И бандура, и приемы игры совершенствуются. Добавляют новые струны, вырезают резонатор для объемного звучания, дизайнеры-художники разрисовывают. Нынешний мой инструмент тоже реставрировали в Чернигове. Подняли уровень струн, вырезали резонаторное отверстие, добавили дополнительные струны.

Музыку нужно слушать сердцем

- У исполнителей есть технические приемы для игры, а есть ли такие приемы для слушателей?

- Я бы не сказала, что есть приемы. Неподготовленный слушатель слушает музыку в целом. Предпочтения отдают своему собственному вкусу. А профессионал слышит глубже: это и ведение звука, и динамика, и интерпретация.

- А как вы слушаете?

- Не все произведения я еще понимаю. Например, недавно играла «20 лет спустя» Астора Пьяццоллы. Но мне только семнадцать, и немного сложно было понять и раскрыть смысл, задуманный автором. За советом обратилась к бабушке: «Расскажи мне хоть что-нибудь, чтобы я понимала».

- Вы используете образы?

- Да, каждое произведение в моем исполнении связано с образом. Всегда есть какие-то мысли, действия, картинки. Целый фильм мысленно про себя прокручиваю. Лично мне это помогает глубже понять, о чем произведение. Можно поразить блестящими техническими навыками, но без сердца, без души в исполнении не найдешь отклика ни у кого.

Конкурсы - это школа развития исполнителя

- Каким был ваш первый конкурс?

- Самый мой первый конкурс был в 2010 году в Ахтырке «Пiд срiбний дзвiн бандур». Совсем еще маленькой девочкой я играла на большой сцене. Меня учили тому, что можно ошибиться, но важно прочувствовать, показать свою интерпретацию произведения, прожить его, пропустить через себя. Я играла современное произведение Русланы Лисовой «Нiколи». Композитор сидела в жюри. После конкурса она подошла к моему педагогу и сказала, что ей очень понравилось, как я сыграла. Выступление было эмоциональным, душевным. Мы заняли первое место. Потом было сложнее. Я часто оказывалась в своей возрастной категории младшей. Не всегда получалось быть первой, но мы не расстраивались. Понимали, что уровень должен быть высокий. Это подстегивало меня к работе.

- Какой из конкурсов был самым памятным?

- Наверное, в Харькове. Это был всеукраинский конкурс. В первом туре играли два произведения, во втором - три. Было очень интересно послушать других конкурсантов. Приехали исполнители из Киева, Львова, Одессы - там очень развито бандурное искусство. Меня настолько захватило это все! Получила огромный опыт, слушая, как играют другие. Познакомились с исполнителями, обменялась репертуаром.

В 2015 году Олеся Пиюк снова победила в Ахтырке в конкурсе «Пiд срiбний дзвiн бандур», но уже в старшей возрастной группе. К этому времени конкурс из городского стал открытым областным. В 2016 г. она победила в Киеве на всеукраинском конкурсе «Веселкове розмаїття» и в Харькове на всеукраинском конкурсе-фестивале современного искусства, в номинации «Инструменталисты» (профи). А последняя победа была уже в нынешнем году - на І Всеукраинском фестивале-конкурсе «Первоцветы» в Сумах.

Позади у Олеси Пиюк - 10 лет работы с инструментом, и в следующем году, после окончания второго курса, она сможет делиться своим мастерством с другими. Но, думается, Олеся продолжит учиться, потому что творческому человеку это жизненно необходимо, потому что это - интересно, потому что ее научили получать от учебы радость.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Хронограф

Родился барон Мюнхгаузен

Реальный прототип знаменитого литературного персонажа, Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен родился 11 мая 1720 г. в Боденвердере, на территории нынешней Нижней Саксонии. Он происходил из богатого дворянского рода. В 1737 г. поехал служить в Россию как паж... Читати статтю повністю

Победа нашего земляка на Мальте

Читати статтюЕгор Бахмут из Шостки получил первую премию на конкурсе пианистов

Еще свежи впечатления от недавнего VIII международного конкурса молодых пианистов «Слобожанская фантазия», проходившего в начале апреля в Сумах, а нам уже сообщили прекрасную музыкальную новость!

Лауреат первой... Читати статтю повністю

«Страна вечных огней»

Читати статтюАзербайджан - это не только нефть, но и вулканы, викинги и лучшая архитектура в мире

Рауф Велиев живет в Сумах всю свою сознательную жизнь. Окончил медицинский факультет СумГУ, работал невропатологом в стационаре 4-й больницы, в поликлинике, а с 2016 года - в пожарной части на Басах.... Читати статтю повністю

Первооткрыватель иммунитета

Читати статтюУрна с прахом Ильи Мечникова хранится в институте Пастера, где великий ученый проработал почти 30 лет

15 маЯ 1845 года буквально в двух шагах от Сум - в селе Ивановка Купянского уезда Харьковской губернии родился будущий знаменитый биолог и лауреат Нобелевской премии Илья Ильич... Читати статтю повністю