Люди

Авиаконструктор от Бога

За что нашему соотечественнику Игорю Сикорскому почти 30 раз вручали награды американские президенты?

Довольно долго имя великого авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского у нас было забыто. И лишь совсем недавно, в 2016 году Киевскому политехническому институту, где он когда-то учился, было присвоено его имя.

А между тем его можно назвать родоначальником отечественной авиации. Он создал один из первых вертолетов, строил многомоторные самолеты, когда считалось, что это невозможно. Первые пассажирские лайнеры, пересекшие небо над океаном, создал тоже он. Зная о том, что он есть в расстрельных списках, эмигрировал из Киева сначала во Францию, а затем и в Штаты. Можно с уверенностью утверждать, что американская военная и гражданская авиация своим развитием во многом обязана нашему талантливому соотечественнику. Его компания в США стала настоящим прибежищем для белых офицеров, которым он находил работу, спасая от голода и нищеты...

Детская мечта

Родился Игорь Сикорский 25 мая 1889 г. в семье профессора психологии Киевского университета Ивана Алексеевича Сикорского. Он был пятым ребенком в семье. Его отец и сам был выдающимся человеком. Будучи выходцем из небогатой многодетной семьи сельского священника, он стал признанным мировым авторитетом в области психологии и психических заболеваний. Своим трудолюбием он подавал прекрасный пример детям, всегда подчеркивая, что настоящий человек должен честно выполнять свою работу, не думая о почестях и наградах. Они сами придут, если работа будет того стоить.

Мама Игоря Зинаида Степановна имела медицинское образование, но занималась исключительно семьей - пятеро детей требовали много внимания и времени. Как-то она рассказала маленькому Игорю о великом Леонардо да Винчи и его летательных машинах, и мечта создать нечто подобное навсегда захватила мальчика. В 11 лет он увидел сон о чудесном летающем корабле с полом, покрытым коврами, и стенами, отделанными под орех. Сон запомнился Игорю на всю жизнь и оказался вещим.

Годы учебы

В 1903 г. Игорь поступил в Морской кадетский корпус в Петербурге. Учился он с удовольствием, но вскоре понял, что военная карьера не для него. Он по-прежнему мечтал о небе, а тут еще в газетах появились сообщения о полетах братьев Райт. Желание создавать летающие машины снова охватило его. В 1906 году он оставил кадетский корпус и отправился учиться в Париж, в техническую школу. Но через год семью Сикорских постиг удар - умерла Зинаида Степановна, и Игорь был вынужден возвратиться домой. Здесь он поступил в Киевский политехнический институт. Все свободное время он проводил в домашней мастерской и, к изумлению всех, вскоре построил паровой мотоцикл. В 1908 году Игорь с отцом поехали в Германию на каникулы. Здесь, начитавшись о полетах графа Цеппелина на дирижабле, о летательной машине братьев Райт, он прямо в гостинице начал строить модель вертолета. По возвращении домой он изучил практически все, что было к тому времени написано об авиации.

Показывая неплохие результаты в академической успеваемости, Игорь все же решает не тратить времени на изучение не обязательных для авиаконструктора дисциплин (диплом он получит только через 7 лет, уже будучи известным авиаконструктором) и вновь едет в Париж, чтобы познакомиться с последними разработками авиастроения. Его сестра даже пожертвовала своим приданым, чтобы у брата были деньги на эту поездку.

В Париже, столице развлечений, Сикорского интересовали исключительно летательные аппараты. Он набирался знаний и опыта, буквально живя на аэродромах. 1 мая 1909 г. Игорь вернулся в Киев, привезя с собой книги по авиации, личные записи и двигатель для своего будущего вертолета.

Его первым авиазаводом стал маленький домик в саду родительской усадьбы. И хотя первая построенная машина не смогла подняться в воздух, работа над ней дала Сикорскому ценнейший опыт. Следующий его вертолет мог поднимать собственный вес, но полет с пилотом пока так и оставался лишь мечтой. Сикорский переключился на аэропланы.

Успехи и неудачи

В Киеве в то время появилось много энтузиастов воздухоплавания, создавались аэроклубы, студенческие кружки и общества. Сикорский не оставался в стороне и вместе с Федором Былинкиным начал постройку первого аэроплана. В 1910 г. биплан С-1 был готов к испытаниям, и Сикорский сел в кресло пилота. Но полета не получилось - биплану не хватало мощности, хромало рулевое управление.

Вскоре был готов самолет С-2.

3 июня 1910 г. Сикорский впервые поднялся в воздух на аппарате собственной конструкции. Полет на высоте 1-1,5 м дальностью 200 м длился 12 секунд. Это был третий полет в Российской империи на самолете отечественной сборки. За С-2 последовали С-3 и С-4, но настоящей победой стал самолет С-5. Он поднимался на высоту до 300 м и находился в воздухе до получаса. 18 августа 1911 г. Сикорский на С-5 сдал экзамен на звание пилота-авиатора. В сентябре он принял участие в военной выставке и сразу же установил четыре всероссийских рекорда: высота - 500 м, дальность полета - 85 км, продолжительность - 52 мин и скорость - 125 км/ч. При этом его самолет по большинству параметров превосходил зарубежные аналоги. Талантливого конструктора и бесстрашного летчика заметили, а его имя стало известно широкой публике. В ноябре 1911 г. появился трехместный С-6, а затем и его доработанная версия - С-6А. 29 декабря 1911 г. на этом самолете с тремя людьми на борту был установлен мировой рекорд скорости - 111 км/ч. И это при том, что на тот момент Сикорский был всего лишь 22-летним студентом, не имеющим даже диплома инженера. 14 марта 1912 г. Сикорский установил новый рекорд, достигнув скорости 106 км/ч с пятью людьми на борту.

Отец тяжелой дальней авиации

После триумфа С-6А на Московской воздухоплавательной выставке 23-летнему Сикорскому предложили должность главного конструктора авиационного отдела Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ). За два довоенных года благодаря его авиаконструкторскому гению было разработано множество типов самолетов (например, первый в мире гидроплан). Три аэроплана были признаны лучшими в своем классе на международных выставках. Когда была закончена работа над многомоторным самолетом «Русский витязь», большинство специалистов были уверены, что эта огромная конструкция даже не оторвется от земли. Но в 1913 г. самолет весом около 4 тонн и размахом крыла 27 м не просто взлетел, но и установил мировой рекорд продолжительности полета - 1 час 54 минуты. Сикорский получил премию в 75000 рублей, а «Русский витязь» по праву стал родоначальником всех многомоторных тяжелых самолетов в мире.

Дальнейшим развитием этой модели стал целый класс самолетов под общим названием «Илья Муромец». В середине июня 1914 г. экипаж Сикорского на «Муромце» совершил беспрецедентный для своего времени перелет из Петербурга в Киев и обратно. Расстояние почти в две тысячи километров преодолели за 13 часов 40 минут, совершив лишь две посадки. По сути, это был первый пассажирский самолет, который впервые в истории авиации был оснащен отделенным от кабины комфортабельным салоном, спальными комнатами и даже ванной с туалетом. «Муромцу» также было суждено стать самым лучшим самолетом Первой мировой войны. Его использовали как бомбардировщик. Аппарат осматривал лично Николай II и передал в подарок конструктору свои золотые часы. Всего воздушный флот получил 85 таких самолетов, равных которым не было ни в одной другой армии. Ни один из них немцы так и не сбили, настолько он был сверхнадежен и неуязвим...

Отъезд и новое начало

После большевистского переворота Сикорский был на волоске от смерти - его как убежденного монархиста чекисты внесли в расстрельные списки. К этому времени Сикорский уже был женат на 17-летней дочери друга отца Ольге Синькевич и имел грудную дочь Татьяну. Но этот брак оказался недолгим. Ольга увлеклась революцией, забыв и о муже, и о ребенке, воспитанием которого занималась сестра Игоря - Елена. Решив не дожидаться расправы, Сикорский навсегда покидает Россию. Он с трудом добрался до Мурманска, а оттуда на английском пароходе - до Франции. Ему, 29-летнему конструктору с мировым именем, военное ведомство Франции предложило построить самолет, который мог бы нести тысячекилограммовую бомбу. Но Первая мировая вскоре закончилась, и финансирование проекта было заморожено. Нужно было искать новую работу, но где? Европа обескровлена мировой войной, в России идет кровавая гражданская война. И Сикорский принимает решение переехать за океан. 30 марта 1919 г. он ступил на американскую землю. Но и здесь, в Америке, попытки найти работу по специальности были безуспешными. Сикорский ютился в самой дешевой квартире, тратя на еду не более 80 центов в день. Изредка его приглашали читать лекции. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, он стал преподавать математику в школе для русских эмигрантов. Здесь он и встретил Елизавету Семенову, которая работала в школе учительницей. Она бежала в США с Дальнего Востока из Благовещенска, где погибла вся ее семья, и эвакуировалась вместе с полевым американским госпиталем, где работала медсестрой. В эти годы горе не обошло стороной и самого Сикорского. В письме, чудом дошедшем из Киева, сестра Елена писала, что его отец умер за день до того, как взявшие город красные пришли его арестовывать. Узнав, что профессора Сикорского больше нет в живых, комиссар взглянул на его тело и плюнул покойнику в лицо. О бывшей жене сестра сообщила, что та работает в политуправлении и ходит в кожанке с маузером на боку и что ее новый муж какой-то важный комиссар.

В добрую и красивую Елизавету Сикорский влюбился с первого взгляда. Он ухаживал за ней три года, и 27 января 1924 г. они обвенчались в православном соборе Нью-Йорка. Этот брак оказался по-настоящему счастливым. Елизавета родила Игорю четверых сыновей, сумела создать в семье атмосферу заботы, взаимного уважения и уюта.

Мекка для белой эмиграции

Собрав вокруг себя энтузиастов, в марте 1923 г. Сикорский создает свою компанию «Сикорски АК» с капиталом всего в 800 долларов. Ранней весной 1923 года на ферме одного из друзей Сикорский начал работу над новым самолетом S-29A (Сикорский-29, А - американский). Все работали почти бесплатно, на одном энтузиазме. В это время в Америку приехали сестры Сикорского с детьми и привезли его дочь, которую он не видел почти пять лет. Вечерами они часто собирались вместе и вспоминали Киев, вертолеты в саду и первые аэропланы.

На постройку самолета не хватало денег, инструментов, оборудования. Не было даже ангара. В этот тяжелый момент помогло увлечение Игоря музыкой. Чуть ли не за последние доллары он купил билет на концерт гениального пианиста и композитора Сергея Рахманинова. В конце вечера он попал за кулисы, чтобы поблагодарить маэстро за великолепную музыку. Тот, конечно, слышал о Сикорском и предложил ему вместе выпить чаю. Авиаконструктор рассказал о своих трудностях. Рахманинов в ответ достал из кармана весь свой гонорар - пять тысяч долларов - и отдал их собеседнику, чтобы тот мог поднять свою фирму. По тем временам это была просто огромная сумма! Для рекламы компании знаменитый композитор даже согласился стать ее вице-президентом. На эти деньги Сикорский арендовал ангар, и вскоре

S-29A был готов. После доработки красавец-самолет поднялся в воздух и принес компании первые 500 долларов - его зафрахтовали для перевозки двух пианино из Рузвельтфилда в Вашингтон. Это стало хорошей рекламой для самолета. Дела компании пошли в гору. Но 20 сентября 1926 г. новый самолет S-35 разбился при испытаниях. Машина не была застрахована, и для компании снова настали тяжелые времена. Нужно было создать новый самолет, простой и надежный, который бы быстро окупился. И таким самолетом стал S-38. Он садился на сушу и на воду, с полным взлетным весом в 4700 кг менее чем за одну минуту набирал высоту 300 м, мог лететь на одном двигателе. Его максимальная скорость составляла 210 км/ч, крейсерская - 160 км/ч. Первые десять S-38 были мгновенно проданы. Следующая партия в десять самолетов тоже разошлась очень быстро. S-38 использовались также в Канаде, Центральной и Южной Америке, на Гавайях, в Африке. Этот успех позволил открыть новый завод в Стратфорде (штат Коннектикут), который к весне 1929 года стал лучшим в Америке. В Стратфорд перебралась и вся русская команда выдающегося авиаконструктора.

Компания Сикорского стала настоящей Меккой для белой эмиграции. Игорь Иванович старался предоставлять работу русским эмигрантам, даже если они не имели ни малейшего отношения к авиации, но оказались на чужбине без средств к существованию. Кадровые офицеры царского флота были у него рабочими и чертежниками, одно время в простых рабочих ходил даже адмирал Б.Блохин. Генерала С.Денисова, впоследствии известного историографа белого движения, Игорь Иванович оформил ночным сторожем. Очень многим такая поддержка помогла тогда встать на ноги. Об отношениях Сикорского со своими друзьями и сподвижниками лучше всего говорят его же слова: «Они готовы умереть за меня! Так же, как и я за них». В Америке Сикорский получил возможность не только много и плодотворно работать, разрабатывая самолеты-амфибии и другие машины, но и вернуться к мечте своего детства - созданию вертолетов. Стоит ли говорить, что у Сикорского получилось и это, он стал создателем первых вертолетов, некоторые модели того времени находятся в эксплуатации до сих пор.

Дела у компании шли все лучше и лучше, вскоре у сотрудников появились хорошие дома и дорогие автомобили, Стратфорд украсил православный храм - Святого Николая, за городом строился дачный поселок Чураевка. Потом компания Сикорского вошла в огромную корпорацию «Юнайтед Эйркрафт», и он построил для нее несколько легендарных самолетов. Огромные «летающие лодки» пользовались такой же репутацией, как и роскошные океанские лайнеры. Они были комфортными, безопасными, с великолепной отделкой. Бренд «Сикорский» стал синонимом качества и надежности.

«Мистер Геликоптер»

К 50 годам Сикорский, казалось, достиг всего, чего можно желать: слава авиаконструктора, состояние, любимая и любящая семья, которой он, несмотря на занятость, всегда уделял время и внимание. Появился и первый внук - от Татьяны. Но его не оставляла идея сконструировать вертолет. Теперь он подошел к ней основательно. Даже съездил в Германию и посетил мастерскую немецкого конструктора Фокке, достигшего больших успехов в вертолетостроении. Конгресс США выделил Сикорскому три миллиона долларов на создание серийного вертолета, и 20 мая 1940 года «Воут-Сикорский 300» поднялся в воздух. За следующие двадцать пять лет Сикорский разработал около пятидесяти вертолетов, в том числе двухэтажный вертолет, вертолет-амфибию, летающий кран, вертолет из прорезиненной ткани... У него даже появилось прозвище «Мистер Геликоптер». Росло и количество премий и наград Сикорского: всего его чествовали 89 раз, причем треть наград конструктору вручали американские президенты.

Постепенно Сикорский начал отходить от дел и посвящать больше времени религиозно-философским занятиям. Будучи глубоко верующим православным человеком, еще в 40-х годах он написал и издал книгу о молитве Господней. Постоянно помогал и лично трудился в общине Никольской церкви, отметившей 15 декабря 2009 года свое 90-летие. В последние годы его жизни вышли статья «Эволюция души» и книга «В поисках Высших Реальностей».

Вот как вспоминает о нем Федор Шевцов, один из старейших священников русского зарубежья, близко знавший легендарного конструктора: «Игорь Сикорский был очень скромным человеком. Предположим, стояли бы рядом 15 человек, так вот Игорь Иванович был бы самым незаметным. Как-то в разговоре, не зная его в лицо, американцы спросили у него, чем он занимается. И он скромно ответил: «Я работаю «у Сикорского».

Скончался авиаконструктор в 1972 году в возрасте 83 лет - во сне. Корпорация Сикорского процветает по сей день, а 99% вертолетов в мире сделаны по предложенной конструктором схеме.

Подготовила Вера Назарова


п»ї
Читайте у цій рубриці

Хронограф

Умер Абрам Ганнибал

Прадед Пушкина, военный инженер и государственный деятель Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал родился в 1697 г. в Эфиопии, в городе Лагоне. В 8 лет его похитили и увезли в Константинополь, а оттуда в 1705 г. русский посол вывез его в Москву как подарок Петру I.... Читати статтю повністю

Обыкновенный гений из Ромен

Читати статтюГениальный композитор Исаак Шварц родился и семь лет прожил на Сумщине

Многие из нас знают и любят Исаака Шварца, порой даже не осознавая этого. Потому что его музыка на слуху, потому что видели фильмы, где она звучит, - «Белое солнце пустыни», «Дерсу Узала», «Звезда пленительного... Читати статтю повністю