Досуг

Вертикальный Гонконг и запрещенный Синатра

Юго-Восточная Азия, которая продолжает нас удивлять

КонотопЧанин Владимир Доленко - бывалый путешественник. Отпечатки своих походных ботинок он уже успел оставить в четырех десятках стран мира. В этот раз его путь лежал в дальние и пока еще довольно экзотичные для украинцев края.

Владимир Доленко:

- Перед тем как отправиться в Азию, мы с моей девушкой объехали автостопом всю Европу. Прочувствовав атмосферу Запада, нам захотелось в противоположную от Украины сторону света.

У нас была открыта китайская виза на 2 въезда по 2 месяца, и между ними нужно было выехать за пределы Китая и снова въехать. Гонконг хоть и является специальным административным районом КНР (наряду с Тайванем и Макао), но выезд туда с территории «материкового Китая» засчитывается.

Первое, что впечатлило нас в Гонконге, - в это почти независимое государство (формально, конечно, оно относится к Китаю, но автономия Гонконга настолько широка, насколько узки его улочки) мы попали на метро. Прямо из Шэньчженя мы доехали на метро до границы, которая представляет собой станцию пересадки. Так мы оказались на территории Гонконга, где пересели в другой поезд уже местного метрополитена. Стоимость билета до ближайшей станции - 30 гонконгских долларов (HKD). Это в три раза дороже, чем обычные поездки в метрополитене, стоимость которых варьируется от 5 до 15 HKD. Так власти Гонконга решили подзаработать на китайцах. Дело в том, что на импортные товары пошлин в Гонконге нет. Поэтому многие жители материковой части Поднебесной ездят сюда затариваться.

Гонконг = Сянган, а Китай =/ Гонконг

Гонконгские станции метро разительно отличаются от китайских. Каждая станция здесь оборудована компьютерами с доступом в Интернет, которыми любой может воспользоваться абсолютно бесплатно. Для контраста - в китайском сегменте Всемирной паутины царит жесткая цензура - большая часть популярных у нас сайтов, соцсетей и мессенджеров заблокирована, а скорость Интернета очень низкая. Поэтому бонусы гонконгского метро показались нам очень приятными и удобными. Вообще вся транспортная система в этом городе-государстве меня сильно впечатлила. Двух-этажные автобусы и трамваи, которые ходят буквально каждую минуту, выполняют функцию туристического транспорта - с них хороший обзор, водного транспорта здесь много и он пунктуален. Немного непривычно левостороннее движение. Это традиция - колониальное наследие (после того как Империя Цин проиграла британцам и французам во Второй Опиумной войне, в 1860 г. Великобритания завладела частью китайских территорий).

Скомбинировав два вида транспорта - автобус и метро, метро и трамвай или автобус и паром, можно легко и быстро добраться в любую точку Сянгана (Xianggang). Именно так называют Гонконг китайцы, а вот Hongkong - это кантонский диалект, распространенный в этих краях.

Каким бы заезженным ни было представление о Гонконге как о месте, где встречаются Восток и Запад, но так оно и есть. С одной стороны, он напоминает какой-то английский город с футуристическим обликом. С другой - почти 95% его населения - этнические китайцы. Но все они свободно владеют английским языком, который здесь считается вторым официальным. В Сянгане сразу бросается в глаза более высокий уровень культуры и образования населения, его подражание европейскому стилю жизни и западному мышлению. «Китайские» китайцы заметно уступают им в этих аспектах. Нередки случаи, когда китайцы были замечены справляющими нужду посреди улицы в своем современном мегаполисе. Наверное, фишка в том, что такие суперсовременные города, как Шеньчжэнь, еще лет 30 назад были захудалыми деревушками. Но благодаря грамотной политике государства за одно поколение все изменилось, прогресс громадными шагами прошелся почти по всей территории коммунистического Китая. А вот окультуриться вчерашняя глубинка не успела, хотя в стиле «новых русских» с постсоветского пространства там, где нужно, и нет, пытается продемонстрировать свой статус. Часто это выглядит нелепо и смешно. Ну, а со стороны гонконгцев чувствуется, что они ставят себя выше китайцев. Возможно, что-то изменится через 30 лет, когда истечет срок действия китайско-британской декларации. По ее условиям, до 2047 года КНР не посягнет на капиталистический строй и образ жизни Гонконга.

«Широка страна моя родная» - это не о Гонконге

Гонконгцы любят заниматься хайкингом. Благо, рельеф местности, на которой расположено государство, позволяет это делать. Она усеяна холмами и крутыми горами. Люди в Гонконге, как мне показалось, устали от суперурбанизированности, они ищут любую возможность озеленить город, уделяют много внимания экологии. В джунглях, окружающих Гонконг, проложены тысячи хорошо продуманных и организованных туристических маршрутов. Вдоль дорожек для прогулок даже в труднодоступных местах нам встречались телефонные автоматы, с которых в случае чего можно вызвать экстренные службы. Глубоко в лесу мы даже видели специально закрепленный набор для оказания первой помощи. В джунглях мы часто натыкались на покинутые деревни. Так что не только из украинских сел идет отток людей в города. Это общемировая тенденция. Но есть одно «но». Если на гонконгском хуторе, затерянном высоко в горах, остался хотя бы один житель, там обязательно будут исправно работать электричество и водопровод. И туда хотя бы раз в неделю обязательно будет ходить рейсовый автобус или паром.

В Гонконге ярко выражен жилищный кризис. Население растет, территория, пригодная для строительства жилья, ограничена морем и горами, зажимающими людей на узкой полоске земли между ними. Оттого Гонконг нереально перенаселен. И все, что там сейчас строится, строится вверх. Небоскребов высотой за 150 м здесь больше, чем в любом другом городе мира. В районе Коулун, где до 1994 года находился знаменитый и ужасный город-крепость, в большинстве зданий и сейчас невероятно крохотные квартирки. Мы бывали в таких апартаментах, которые больше напоминают спичечные коробки. Там даже двоим людям тяжело разминуться. До сноса города-крепости в нем на 2,5 га проживали 50 тысяч человек! У многих наших фанатов-дачников есть под Сумами участки по 1 га под картошку. Так вот, представьте, что на таком участке проживает 20 тысяч человек... Понятно, что власти там ничего не контролировали. В Коулуне правила мафия, процветала наркоторговля и проституция. Об этом снято немало фильмов, в основном, боевиков. Сейчас на месте города-крепости расположен парк.

Более обеспеченные гонконгцы стараются жить в пригороде. Цена на простенькую 3-комнатную квартиру около 100 кв. м с балконом и видом на горы колеблется в пределах $1,8 млн. Даже для гонконгцев, у которых очень приличные зарплаты, купить собственное жилье - задача не из легких. Большинство арендует квартиры. Зато автомобили, как и все остальные товары в Гонконге, не облагаются пошлинами и стоят относительно дешево. И сянганцы пользуются этим - балуют себя дорогими машинами. На любой парковке можно встретить по несколько Ferrari, Lamborghini или Bugatti Chiron. Но парадокс заключается в том, что ездить на спортивных авто здесь просто негде: в городе все узко, за городом - опасные горные серпантины. И все эти красавцы по полмиллиона баксов не могут показать всю свою мощь и выполнить свое истинное предназначение: разогнаться до 100 км/ч за 2,5 секунды, заставить поработать на полную свой 8-литровый квадро-турбо-двигатель с 1500 лошадками... Они обречены лишь демонстрировать статус своих владельцев.

Однажды мы прогуливались по Гонконгу и заметили веселящуюся под одной из многочисленных городских эстакад компанию. Можно было просто пройти мимо, но все же нам стало интересно и мы подошли поближе. Оказалось, что это - филиппинцы, отмечающие день рождения. Что особенно приятно, филиппинцы умеют здорово веселиться без употребления алкоголя. Они предложили присоединиться к их вечеринке. В итоге мы и «Червону руту» спели, и по репертуару украинской рок-группы «Плач Єремії» прошлись. Филиппинцы были в восторге от наших музыкальных традиций. Я скачал в интернете аккорды, и вскоре гитара в руках наших новых знакомых начала издавать такую знакомую для каждого украинца мелодию легендарной «Вона».

Как поступают на Филиппинах с джипами и наркоторговцами

В Гонконге мы познакомились еще с несколькими интересными филиппинцами и в процессе общения загорелись идеей побывать у них на родине. Тем более, это островное государство ну очень экзотично - своей историей, культурой, природой. Еще и входит в Тихоокеанское огненное кольцо, что гарантирует экстремальное соседство с 18 активными вулканами. Как вы уже догадались, из Гонконга наш дальнейший путь лежал на Филиппины.

Своим названием Филиппины обязаны испанскому королю Филиппу II. В XIV веке Испанская корона установила свою власть на островах вплоть до 1898 года, когда они были переданы США. Победившие в испанско-американской войне Штаты, согласно международному договору за $20 млн забрали у Испании, кроме Филиппин, еще и Кубу с Пуэрто-Рико и Гуамом впридачу. До сих пор в филиппинском (тагальском) языке можно распознать много испанских слов, иногда сильно измененных. От Америки Филиппины получили независимость аж в 1946 году. Зато на английском и сейчас говорят очень многие филиппинцы, у них он - второй государственный язык.

Контрастным душем для нас после Гонконга стала транспортная система Филиппин. Разобраться в ней было очень непросто. Но главная ее фишка, да и вообще, гордость и достопримечательность страны - маршрутные такси - джипни. Когда американцы покидали острова, на их базах осталось много военных автомобилей марки Jeep Wrangler. Филиппинцы не просто продлили этим авто жизнь, а сделали из них свой собственный бренд. Местные умельцы отремонтировали и так оттюнинговали каждую машину, что все они стали музеем дизайнерской мысли на колесах. Не существует двух одинаковых джипни - внешняя и внутренняя отделки салона всегда эксклюзивные, а сами машины собираются вручную. Комплектующие покупаются у японцев, запчасти берутся из автомобилей китайского и корейского производства. Сидячих мест - около 15 (пассажиры сидят на длинных лавочках вдоль салона), но в час пик набивается и до 30 человек. Филиппинские маршрутки джипни, в отличие от сумских «Рут», вызывают у местного населения лишь гордость. В столице Филиппин Маниле ежегодно даже проводят карнавал «Король джипни». Чем ярче и оригинальнее бусик, тем больше шансов у него стать королем.

Но понять, по какому маршруту следует такое красочное чудо на колесах, нереально. Однако, не джипни едиными знаменит общественный транспорт Филиппин. Есть у них еще и собственные тук-туки - трайсиклы. Они выполняют функцию такси и больше похожи на наши мотоциклы с крытой коляской. Только филиппинские коляски переоборудованы таким образом, что в них вмещаются около 7 человек. На этом филиппинские автокулибины не остановились, изобретя еще и велосипеды с коляской. Не брезгуют в этой стране и гужевым транспортом. Нам попадались и красивые кареты для туристов, и обычные возы, которыми пользовались местные.

В нашей и особенно западной прессе в последнее время мелькает множество сообщений о кровавых войнах филиппинского государства с наркокартелями. Особенно критикуют президента Родриго Дутерте - известного своей жесткой позицией в отношении наркоторговцев. Последних убивают сотнями без суда и следствия. Международные правозащитные организации пытаются остановить это. Но жители южной части Филиппин, где все это как раз локально и происходит, поддерживают такой радикализм властей в отношении преступников. За время облав и спецопераций уже убито около 3000 наркоторговцев, больше 700 тысяч дилеров и обычных наркоманов сдались, чтобы избежать расправы.

Мы были на севере страны и все эти события нас никак не касались. Но внешний вид полицейских сильно удивлял. Если бы они не были одеты в форму и не носили жетон, я точно бы подумал, что это какие-то бандиты. Вооружены полицейские кто чем: у одного современная американская винтовка, у другого самодельный револьвер. И обращаются с оружием филиппинские копы как-то безалаберно. Я видел, как один страж правопорядка шел по улице, крутя свой пистолет на указательном пальце. Походка и мимика - все в стиле американских вестернов. На Филиппинах действительно боятся терроризма - все на том же неспокойном юге страны временами орудует еще и ИГИЛ. Так как эта страна небогатая, функции металлоискателей в общественных местах пока выполняют полицейские с деревянной палочкой.

Смертельное караоке

На северных островах абсолютное большинство жителей - католики. Филиппинцы очень религиозны, на воскресных мессах в церквях негде яблоку упасть. Ровно так же дело обстоит и по вечерам в караоке-барах. Их здесь - несметное количество. Жители Филиппин просто обожают петь. Для них это национальная забава. Мы часто встречали на улице людей, самозабвенно напевающих какую-нибудь песенку. Так что для любителей караоке - здесь просто рай.

Только не пытайтесь исполнить «My Way» («Мой путь») Фрэнка Синатры. На Филиппинах с этой композицией связан странный феномен: как только кто-то начинает петь в баре эту песню, тут же происходит убийство... По крайней мере, так говорят. Какова доля правды в этом поверье - не знает никто. Но многие считают, что если непрофессионалы поют «My Way», то это получается страшно заунывно и тогда у какого-то парня с пушкой сдают нервы. Поговаривают, что за последние годы застрелили больше 15 караоке-исполнителей, которые сильно фальшивили. А сам хит Синатры переименовали в «Мой путь получить пулю». Во многих караоке-барах, где владельцы суеверные, исполнение «My Way» вообще запрещено.

Туризм на Филиппинах только развивается. Города еще очень грязные - гораздо больше шансов встретить на другом конце света, например, своего одноклассника, чем мусорный бак. Зато море очень чистое - идеальное для дайвинга, купания и занятия водными видами спорта. А на нескольких островах находятся уже всемирно известные и классные курорты. Изумрудные джунгли в сочетании с горно-вулканическими пейзажами точно впечатлят любителей пеших походов.

Анна Клочко

Фотоотчеты из путешествий Владимира смотрите

в «Фейсбуке» в группе Svit za ochi


п»ї
Читайте у цій рубриці

Когда кораблики запускают профи...

Акватория Сумщины принимала чемпионат Украины по судомодельному спорту

В конце июля Глухов собрал профессионалов и любителей радиоуправляемых моделей, запускаемых в воду. Здесь, на Скоропадском озере, проходило сразу два мероприятия по судомодельному спорту: чемпионат Украины и... Читати статтю повністю