Люди

Акио Морита: «Сделано в Японии»

Как военный инженер превратил японские товары в глобальный бренд качества

Название Sony известно практически всем. Но прежде чем достичь всемирного признания, эта японская компания прошла стремительный и непростой путь.

Ее успех во многом связан с одним из основателей - Акио Моритой. Предприниматель, прошедший через войну, стал одним из тех, кто помог возродить Японию и вывести ее на нынешний высочайший технологический и производственный уровень. Трудно поверить, но во многом именно благодаря этому человеку бренд «Сделано в Японии» сегодня стал общемировым символом совершенства и отменного качества...

Детские годы

Акио Морита родился в 1921 году в Нагое. Его семья более 300 лет производила сакэ (алкогольный напиток из риса), который для японцев является частью культуры, поэтому род Морита пользовался уважением. Семейное предприятие процветало. Семья жила в большом доме с теннисным кортом, Акио как старшего сына учили традициям рода и готовили к тому, что он со временем возглавит семейное дело. Но уже с ранних лет Акио больше проявлял интерес к электронике, чем к секретам производства алкоголя. Особенно интересовался записью звука. В одной из автобиографий он напишет, что был потрясен изобретением магнитофона. Увлеченность будущего миллиардера электроникой плохо сказывалась на его школьных успехах. Вместо выполнения домашних заданий он изучал устройство электрических приборов, тратя все свое свободное время на эксперименты, исследование физических явлений, чтение специальной литературы.

Судьбоносное знакомство

Несмотря на все это, после окончания школы он поступает в Императорский колледж в Осаке, чтобы в будущем стать дипломированным физиком. Лекции Акио посещал нечасто - его больше интересовала прикладная наука, и он стал ассистентом известного профессора Асады. В 1944 году Акио получает диплом, а в 1945-м благодаря протекции Асады получает должность военно-морского инженера в Управлении авиационной техники в Йокосуке.

Там он знакомится и с талантливым ученым Масару Ибукой, который затем станет одним из основателей корпорации Sony. Но все изменилось в сентябре 1945 года. После варварской атомной бомбежки Хиросимы и Нагасаки и поражения Японии во Второй мировой войне в страну вошли американские войска. Морита так описывал тот период: «В Токио работала лишь десятая часть всех дорог. Только 60 автобусов и несколько автомобилей и грузовиков оставались на ходу. В городе свирепствовали болезни; количество больных туберкулезом среди населения достигло 22%. В больницах не хватало бинтов, простыней, йода и дезинфицирующих препаратов. Полки магазинов были пусты, в продаже оставались только совершенно ненужные вещи, вроде смычков для скрипок или теннисных ракеток».

В 1946 году судьба вновь свела Акио и Масару, который к тому времени подрабатывал в небольшой мастерской по ремонту электронного оборудования. Друзья, посовещавшись, решили открыть свое собственное дело.

Основание компании и первые трудности

Они сложили все имеющиеся у них деньги (всего около $370) и открыли компанию Tokyo Tsushin Kogyo. Будущая всемирно известная корпорация расположилась в жилом квартале в небольшой лачуге. Вход в нее преграждала бельевая веревка, на которой жильцы из соседних домов сушили свои вещи. Компаньоны решили делать электрические устройства для приготовления риса, но не смогли продать ни одно из них - разоренные войной японцы не спешили автоматизировать приготовление пищи, вполне довольствуясь традиционными способами. После этого друзья пытались делать коротковолновые приставки для радиоприемников, бытовые приборы и детали для музыкальных проигрывателей, но продажи шли плохо, и компания терпела убытки. И только финансовая поддержка отца Мориты позволяла ей держаться на плаву.

Первый магнитофон

Первым крупным заказом стал микшерский пульт для радиостанции NHK. При доставке пульта заказчику Ибука увидел в одном из кабинетов NHK американский магнитофон Wilcox Gay, запись в котором производилась не на проволоку, а на магнитную ленту. И друзья загорелись мечтой сделать нечто подобное. Самой серьезной технической проблемой оказалось изготовление магнитной ленты. Из единственной книги, посвященной этому вопросу, инженеры узнали, что лента представляет собой пластиковую основу, на которую нанесен магнитный материал. В качестве этого материала был выбран железный порошок, но тут возник вопрос: как закрепить его на пленке? Вначале было решено использовать рисовый отвар, который наносился на ленту, после чего посыпался порошком. После испытаний выяснилось, что единственным звуком, воспроизводимым на такой ленте, был резкий треск. Следующие образцы ленты тоже делались вручную: в поджаренный на сковородке оксид железа добавлялся лак, после чего полученный состав наносился на ленту кисточками. Но качество записи также было отвратительным. Нужно было искать другой материал с магнитными свойствами. Им оказался оксолат железа, который и был использован в изготовлении первого катушечного магнитофона, произведенного в Японии. Им стал 35-килограммовый монстр, получивший название Type G. Долгое время Морита не мог продать ни одного экземпляра. Ведь эта «игрушка» стоила огромных денег - 170 тыс. иен, тогда как средняя зарплата в Японии в то время была в 17 раз меньше. После длительных безуспешных попыток найти частных покупателей Морита сумел все-таки сбыть товар Верховному суду Японии, которому не хватало стенографисток. Представители фирмы убедили чиновников, что магнитофон сможет их заменить. На вопрос «А что будет, если пленка помнется?» Морита, не моргнув глазом, ответил: «Ее нужно просто распрямить и разгладить». Вопрос о покупке 24 магнитофонов был решен положительно.

Type G был слишком громоздким и тяжелым аппаратом, и, кроме того, зарядка пленки требовала специальной подготовки. Морита понимал, что рядовому потребителю нужна более простая и удобная в обращении вещь. Инженеры засели за работу и к марту 1951 года создали бытовую модель магнитофона - Type Н. Он был втрое легче своего предшественника (весил «всего» 13 кг) и даже имел ручку для переноски. Таким образом, Tokyo Tsushin Kogyo (ТТК) вышла на рынок бытовой электроники.

Транзисторы и новое имя

Следующим серьезным продуктом компании стал транзисторный радиоприемник. До этого бытовые приемники мало отличались по весу от многокилограммовых магнитофонов. Идея создания миниатюрного радиоприемника, способного обеспечить хорошее качество звука и при этом поместиться в нагрудном кармане мужской рубашки, вначале казалась фантастической. В 1953 году у американской компании Western Electric за $25 тыс. был выкуплен патент на производство транзисторов. Хозяева патента были этому очень рады, поскольку, в отличие от японцев, не представляли себе, где можно широко применять транзисторы. Первый транзисторный приемник поступил в продажу в 1955 году. Хотя он был еще очень большим и ни в какой карман не помещался (его размер соответствовал увесистому книжному тому), он оказался настоящим прорывом в радиоэлектронике. Достаточно сказать, что приблизительно в это же время еще одна японская фирма Casio выпустила первый электронный калькулятор, который по размеру превосходил два двухтумбовых стола.

Экспансия в Америку

Продукция ТТК пользовалась спросом, и Морита задался целью выйти на рынки других стран. Было решено, что Ибука будет заниматься производством, а Морита расширением бизнеса. В это время он наладил продажи в США, выбрав в качестве дистрибьютора компанию Delmonico. Правда, это сотрудничество продлилось недолго: Акио не нравилось желание партнеров реализовывать низкокачественную продукцию, чтобы за счет низкой цены увеличить число продаж. Ведь к тому времени компания Мориты боролась за то, чтобы ее бренд ассоциировался с безупречным качеством. Через два года на рынок был выпущен приемник поменьше. «Это был самый маленький приемник в мире, но все же больше обычного кармана мужской рубашки, - вспоминал позднее Морита. - Поэтому мы специально заказывали рубашки для наших коммивояжеров с несколько увеличенными карманами, достаточно большими, чтобы опустить туда приемник».

Сегодня в это сложно поверить, но тогда слова Made in Japan были постыдными - их старались прятать подальше от глаз потребителя. Ведь после завершения Второй мировой разрушенная экономика и тотальная нищета привели к тому, что на экспорт из Японии поступали разве что дешевые игрушки и бумажные полотенца. Репутация у таких товаров, а вместе с ними и у всей японской промышленности, была соответствующая. Поэтому компания военных инженеров Масару Ибуки и Акио Мориты на первых порах старалась писать «Сделано в Японии» на своих товарах как можно более мелким шрифтом. С этим был связан забавный эпизод, когда американская таможня завернула партию приемников из-за того, что надпись на них о стране происхождения была малочитабельной. Сложно представить, что всего спустя два десятилетия надпись Made in Japan станет синонимом эталонного качества. И в этом несомненная заслуга - именно основателей Sony. К слову, это название фирмы напрямую связано с выходом компании на американский и европейские рынки. Понимая, что основной рынок сбыта продукции будет находиться в США, Морита решает переименовать Токийскую инженерную компанию. Поскольку основной продукцией компании была аппаратура для воспроизведения звука, за основу было взято латинское слово sonus (звук). Наиболее близким по звучанию в японском языке было сочетание слов son-ny, что переводилось как «потеря денег». В итоге Акио решил убрать одну букву «n», получив название, которого не было ни в одном языке мира. В результате в 1958 году компания официально стала называться Sony Corporation.

Для завоевания рынка США в 1960 году Морита открывает дочернюю компанию Sony Corporation of America. Он решает лично получше изучить потребности местных потребителей, и для этого вместе с семьей перебирается жить в США. Хотя ему на тот момент уже было за 30, он довольно быстро выучил английский язык и благодаря своей врожденной открытости сумел снискать уважение американцев.

Америка: новый взлет

В США Мориту заинтересовали видеомагнитофоны, которые производила компания Ampex. Они создавались для киностудий, а поэтому были очень громоздкими и не годились для домашнего использования. Морита предложил Ибуке создать видеомагнитофон, ориентированный на обычного потребителя. И уже вскоре Sony выпустила первые довольно компактные видеомагнитофоны, которые удалось продать авиакомпании Pan America. Она установила их в своих самолетах, чтобы показывать фильмы пассажирам во время дальних перелетов, и это стало лучшей рекламой продукции Sony.

Параллельно с этим компания разрабатывала цветные телевизоры и в 1968 году выпустила первые из них, сделанные по уникальной технологии, получившей название Trinitron. Уже вскоре «Тринитроны» завоюют признание во всем мире как лучшие по качеству изображения из всех предлагаемых на рынке. Многие производители (такие как LG, Mitsubishi, Toshiba и др.) делали попытки представить нечто подобное, но так и не смогли добиться такого качества. До 2008 г. по всему миру было продано более 280 млн. телевизоров и компьютерных мониторов, поддерживающих технологию Trinitron. Пик продаж припал на 2000 г., когда за год было реализовано 11 млн. штук.

В 1979 году появился первый аудиоплеер Walkman: Акио захотел получить такой гаджет из-за постоянных разъездов и желания слушать музыку во время перелета. По другой версии, он просто обратил внимание на любовь американцев к музыке и понял, что удобный плеер с наушниками, позволяющий параллельно работать, будет пользоваться спросом. В 1976 году Ибука ушел из компании, поэтому грандиозный успех Walkman приписывается исключительно Акио, хотя его многолетний партнер заложил важные основы для этого продукта. В течение 1970-х Sony продолжила выпускать революционную продукцию и открывать филиалы в других странах, сконцентрировавшись в первую очередь на Европе. Филиалы появились в Швейцарии, где было выгодное налоговое законодательство, и в Великобритании, которая была в дружественных отношениях с Японией, во Франции и Германии. Параллельно с этим открывались новые заводы в Японии, а также работала крупная научно-исследовательская лаборатория. Именно здесь в ходе усовершенствования транзисторов исследователь Лео Эсаки открыл тоннельный эффект в диодах, получив за это Нобелевскую премию по физике.

Уход в отставку

В 1980-е Морита переложил часть своих функций на Норио Огу. (Этого человека приняли в компанию после гневного письма, в котором он раскритиковал магнитофон Sony и предложил улучшения.) Несмотря на солидный возраст, он продолжал летать по миру по делам компании и активно заниматься спортом. В 40 лет Морита начал заниматься гольфом, в 50 - теннисом, в 60 - водными лыжами, а в возрасте 69 лет совершил свое первое погружение с аквалангом. Своим вниманием он не обошел и политику. В соавторстве с нынешним губернатором Токио Синтаро Исихарой Морита написал книгу «Япония, которая может сказать «нет». Она послужила поводом для крупного скандала между официальными Токио и Вашингтоном. В этой книге Морита назвал американскую корпоративную культуру конца 80-х «склонной к расслабленности и злоупотреблениям».

В 1994 году предприниматель покинул пост главы компании. Это решение было связано с тяжелой болезнью: в 1993 году, когда Морита по своему обыкновению утром играл в теннис, у него случилось кровоизлияние в мозг, а реабилитационный период затянулся. Предприниматель до конца жизни сохранил за собой должность консультанта, но особой активности не проявлял. В 1999 году Морита умер от пневмонии.

Начав карьеру как военный инженер и наследник семейного бизнеса, он серьезно повлиял на развитие индустрии электроники, создал одну из крупнейших в мире корпораций, превратив японские товары в глобальный бренд качества.

Сегодня Sony по-прежнему занимает лидирующие позиции в электронике. На 2016 год ее капитал оценивается в $35 млрд., а число работающих превышает 125 тыс. человек.

Подготовила Вера Назарова


п»ї
Читайте у цій рубриці

Хронограф

День рождения Конфуция

Великий китайский мыслитель родился в 551 г. до н.э. в обедневшей семье государственного чиновника. В 22 года Конфуций открыл первую частную школу, в которую принимали учеников без оглядки на их материальное состояние и происхождение. В пятьдесят лет стал... Читати статтю повністю