Люди

Неразгаданные тайны Гудини

Секреты удивительных фокусов великого иллюзиониста до сих пор не раскрыты

Жизнь и смерть легендарного мистификатора XX века Гарри Гудини до сих пор окутаны загадками. Часть из них он старательно создавал сам, остальное придумали его поклонники.

Но на самом деле в трюках Гудини не было ничего сверхъестественного, хотя даже сегодня некоторые из них кажутся невероятными. К тому же повторить лучшие из тех номеров, с которыми Гарри объехал полмира, пока не удалось никому.

Мальчик-фокусник

Настоящее имя Гудини - Эрих Вайсс. Он родился 24 марта 1874 года в Будапеште, однако этот факт стал известен только после его смерти. Гарри везде указывал, что появился на свет 6 апреля 1874 года в американском городе Эпплтон (штат Висконсин). Отец Эриха был раввином. Семья Вайсс с четырьмя детьми переехала в США из Венгрии в 1878 году и обосновалась в Эпплтоне. Еще в раннем детстве Эрих проявлял необыкновенную любознательность. Он разбирал и собирал все часы и замки в доме, а еще ловко отпирал буфет со сладостями, восхищая братьев и сестер. Когда маленьким зрителям надоели замки, он перешел к фокусам с монетами, картами и лентами. Мальчик не пропускал ни одного представления заезжавших в Эпплтон бродячих цирков, стараясь разобраться в трюках фокусников. Он был очень наблюдательным и сообразительным, так что вскоре ему это удалось.

Когда Эриху исполнилось девять лет, в Эпплтон приехал передвижной цирк Джэка Хефлера, и Гудини предложил себя в качестве артиста. Проба прошла удачно, причем хозяину цирка больше всего понравился оригинальный номер, придуманный самим Эрихом: подвешенный за ноги мальчик ухитрялся собрать рассыпанные на арене булавки с помощью бровей и ресниц. Правда, когда цирк покинул город, Хефлер не предложил ему остаться в труппе. Но Эрих уже твердо знал, что отныне его судьба навсегда связана с яркими огнями, шумными аплодисментами публики и радостным волнением перед выходом на арену. В 11 лет он бросил школу ради будущих выступлений в цирке. Прежде всего Эрих решил серьезно заняться своим первым детским увлечением - замками. Ему хотелось досконально познать принципы их

устройства, чтобы потом использовать это в своих трюках. Он поступает учеником в слесарную мастерскую. Через несколько месяцев Эрих не только сравнялся в мастерстве со своим учителем, но и обогнал его, придумав, как делать из кусочка проволоки отмычку, открывавшую любые замки.

Но больше всего времени он уделял физическим тренировкам, развивая гибкость суставов, накачивая мускулы, вырабатывая выносливость. В 16 лет Эрих купил книгу под названием «Мемуары Роберта Гудина, посла, писателя и мага, написанные им самим». Месяцами он читал и перечитывал ее и даже выбрал фамилию Гудина в качестве своего сценического имени, прибавив к ней одну лишь букву «и» да заменив имя на Гарри.

Первые успехи и женитьба

Первые шаги Гарри Гудини в цирковом мире были весьма скромными. Вместе с младшим братом Теодором он выступал с бродячими труппами. Особой популярностью пользовался номер, в котором Гарри снимал с себя на сцене наручники и кандалы. В 1893 году Гудини познакомился с молодой артисткой Вильгельминой Беатрис Ранер. Спустя три недели они поженились. Пикантность ситуации состояла в том, что сначала девушка считалась невестой брата Гудини. После свадьбы Бесс заняла место Теодора, и их номер уже назывался «Супруги Гудини», а бедному Теодору пришлось зарабатывать на хлеб одному. Их пара очень нравилась зрителям - мускулистый Гарри казался огромным рядом с крошечной Бесс. Семейная жизнь двух артистов оказалась нелегкой, но они нашли остроумный способ сохранить хорошие отношения друг с другом на протяжении многих лет. Для этого у них была придумана своя тайная «система знаков»: так, если Гудини поднимал три раза правую бровь, это означало, что он рассержен и жене следует немедленно замолчать. А если не в духе была Бесс, то муж должен был выйти из дома, обойти его и бросить шляпу в окно: если жена снова выбрасывала шляпу, ему приходилось делать еще не один круг.

Освобождение из тюрьмы

Им постоянно не хватало денег, хотя Гарри выступал до двадцати раз в день, а по ночам он часами выдумывал и репетировал все новые и новые фокусы. Как-то он даже пытался продать газетам секрет своего освобождения от наручников, но никто не заинтересовался. В конце концов он понял, что нужна большая сенсация. Друзья устроили ему знакомство с шефом чикагских детективов. После этого Гудини вместе с женой дважды приходил с визитами в городскую тюрьму. Пока Бесси развлекала светскими разговорами полицейского, ее муж сумел незаметно познакомиться с тюремными замками. Третий визит Гудини нанес в сопровождении репортеров и фотографов, которым он пообещал продемонстрировать невозможное: будучи закованным в наручники, освободиться от них и выйти из запертой тюремной камеры. Но план провалился - хотя Гудини вышел из камеры, репортеры решили, что он просто заранее ухитрился сделать слепок с ключей или замков. Чтобы убедить скептиков, он решил повторить освобождение, но уже голым, да еще с гипсовой повязкой на рту. Его тщательно осмотрели на предмет отсутствия отмычек, а одежда была спрятана в другой камере. Вскоре Гарри вошел в кабинет шефа детективов полностью одетым, а наутро проснулся знаменитым. Впоследствии он повторял этот трюк во всех главных тюрьмах США и Европы, а в 1908 г. во время гастролей в России успешно освободился из Бутырской тюрьмы. В общих чертах известно, как он избавлялся от оков и выходил из камер: Гудини изобрел крохотные отмычки, которые искусно прятал на теле. Кроме того, путем постоянных специальных тренировок он научился делать со своим телом все, что ему заблагорассудится: складываться пополам, значительно увеличивать или уменьшать объем мышц и даже смещать кости в суставах.

Тур в Европу и новые фокусы

В 1894 году Гарри поссорился с редактором газеты, которая печатала о нем статьи. В то время он как раз придумал трюк «Метаморфоза». Гарри завязывали руки за спиной, накидывали сверху мешок, обвязывали веревкой и помещали в деревянный ящик с замками. После того как ящик скрывался за занавеской, за нее уходила и ассистентка иллюзиониста. После хлопков девушки занавеска распахивалась, и перед публикой появлялся Гарри, а девушка лежала в ящике под замками. Благодаря этому фокусу Гудини заметили в цирке братьев Уэлш и пригласил в турне. Однако без рекламы в газетах люди ходили на Гудини лишь в крупных городах, в то время как провинция его не знала. Контракт был расторгнут, и в 1899 году Гарри и Бесс отправились в тур по Европе.

Европейцы не были избалованы фокусами, и Гудини сразу стал звездой. В Лондоне он сразил публику номером «Исчезновение слона», когда животное, накрытое тканью, пропадало, как только с него срывали покрывало (на самом деле под белой тканью было покрывало из черного бархата, и на фоне черной стены слон под ним казался невидимым). Там же, в присутствии тысяч зевак, скованного кандалами с замками и чугунным шаром артиста сбросили в Темзу. Каково же было удивление толпы, когда он всплыл через несколько минут!

Впоследствии Гудини усложнил трюк. Например, в наручниках его помещали в ящик, заколачивали крышку и кидали в воду. Еще слыша стук молотка, Гарри умудрялся снять наручники, а пока ящик опускался, вытаскивал незакрепленные доски и всплывал. Но однажды он решил вылезти из ящика уже на дне. Однако ящик лег как раз той стороной, где были доски. Гудини выбрался с трудом, будучи на волосок от смерти.

В другой раз импресарио сообщил Гарри, что река замерзла и что шоу стоит отменить. На что Гудини ответил, что лед - не помеха, а ему нужна лишь полынья. Когда обмотанного цепями иллюзиониста скинули в воду, он, как обычно, стал освобождаться от наручников. Но течение отнесло его от проруби. К счастью, Гарри сообразил прильнуть ртом ко льду - между ним и водой была прослойка воздуха. Помощник бросил в прорубь веревку, и ее конец, отнесенный течением, все-таки попал в поле зрения фокусника. Пробыв подо льдом 8 минут, он всплыл, убедив публику в своих нечеловеческих способностях.

«Охотник за привидениями»

Впоследствии Гудини даже пришлось выпустить ряд книг с разоблачениями своих фокусов. Ведь из-за популярного в те годы спиритизма каждый второй фокусник объявлял свои трюки доказательством общения с духами и потусторонним миром. Именно Гудини, признанный «отец иллюзии», первым объявил войну спиритам. Вместе с переодетым в штатское констеблем он стал инкогнито посещать спиритические сеансы, чтобы разоблачить шарлатанов, и заметно преуспел в этом. Газеты тут же окрестили его «охотником за привидениями». Гарри неоднократно приглашали в качестве эксперта на судебные процессы в отношении спиритов, и Гудини всегда блестяще повторял в зале суда их трюки. Это стоило ему давней дружбы с известным писателем Артуром Конан Дойлем, который после гибели сына стал увлекаться спиритизмом. Однажды, будучи в трех кварталах от дома Гудини, Конан Дойл написал на листке бумаги: «Мене, текел, фарес» - слова, согласно Библии, появившиеся на стене дворца Валтасара. Через час в доме Гудини писатель увидел, как обмазанный белилами пробковый шарик самопроизвольно вывел эти слова на грифельной доске. Конан Дойл потерял дар речи и признал друга «величайшим медиумом». Но тот возразил ему при свидетелях: «Сэр Артур, над этим фокусом я работал почти всю зиму. Не хочу раскрывать его секрет, но заверяю вас, что это - ловкость рук в соединении с некоторыми несложными устройствами. Я разработал трюк специально, дабы показать вам, на что способен ловкий и опытный человек. И я вас очень прошу: когда вы видите что-то невероятное, не торопитесь с заключением, что тут не обошлось без сверхъестественных сил!» Увы, литературный отец Шерлока Холмса не поверил Гудини, сочтя это жестоким розыгрышем, и рассорился с ним на всю жизнь...

Фокус с президентом

С 1910 года Гудини стал сниматься в кино. В том же году поставил номер по освобождению из жерла пушки за считанные секунды до того, как сработает запал. Заинтересовавшись авиацией, он приобрел биплан и совершил первый в истории полет над Австралией. Он также сблизился с бывшим президентом Теодором Рузвельтом. Этому поспособствовал хитрый фокус. Когда Рузвельт, возвращавшийся из Европы на фешенебельном судне «Император», узнал, что путешествует вместе со скандально известным иллюзионистом Гарри Гудини, он развеселился и решил лично его разоблачить. Гудини давал представление в кают-компании, во время которого просил зрителей задавать вопросы «духу». Ответы же должны были появиться на чистой грифельной доске. Рузвельт написал свой вопрос, стоя спиной к Гудини, и положил листок в корзину, с которой ассистент обходил всех желающих.

Внезапно на грифельной доске Рузвельт увидел карту, начерченную цветными мелками, с дорогой и стрелкой, указывающей на конкретную точку. Это был район Южной Америки, куда президент несколько месяцев назад ездил в экспедицию. Когда же развернули записку Рузвельта, там было написано: «Где я провел Рождество?» Комментарии, как говорится, были излишни. А между тем президент и не догадывался, что стал жертвой хорошо продуманного фокуса. Перед отплытием Гарри побывал в редакции лондонской газеты «Телеграф» (где работал его приятель) и узнал, что ближайшая центральная статья издания будет посвящена поездке Рузвельта в Анды на минувшее Рождество. Ему также удалось скопировать карту, иллюстрирующую будущий материал. Рузвельт в свою очередь знал, что статья еще не напечатана, и был уверен, что посторонние не могут знать о его экспедиции. Но и это еще не все! Чтобы точно знать, что напишет Рузвельт в своей записке, Гудини придумал остроумный трюк. Живописно разложив на столах в салоне несколько книг из судовой библиотеки, он предусмотрительно вложил под суперобложку одной из них копировальную бумагу и лист обычной бумаги. Когда Рузвельт искал твердую поверхность, чтобы написать свой вопрос, ассистент Гудини просто подал президенту «ближайшую» книгу. Перерисовать карту цветными мелками на доску для опытного иллюзиониста уже было делом техники. А результат «маленького чуда на корабле» превзошел все ожидания: в порту Нью-Йорка Гудини встречали с не меньшими почестями, чем самого Рузвельта. Даже появились слухи, что Гудини связан с американскими спецслужбами и со Скотленд-Ярдом. В Нью-Йорке он показывал еще немало интересных трюков: например, брал у зрителей несколько носовых платков, складывал их в пакет и сжигал. А затем на автобусах зрители отправлялись к статуе Свободы и на самом верху, возле головы, находили ящик с «сожженными» платками, причем сторожа в один голос заявляли, что за последние шесть часов никто на острове не появлялся. Все эти трюки очень эффектны, некоторые из них не разгаданы до сих пор.

Нелепая смерть

Гудини сказочно разбогател, поговаривали, что в 20-х годах прошлого столетия иллюзионист получал почти вдвое больше зарплаты президента. Но он не собирался почивать на лаврах. Гудини постоянно усложнял свои трюки, хотя с возрастом это становилось все тяжелее. Несколько раз он даже попадал в больницу после выступлений. Умер он в 52 года, во время гастролей. Смерть великого фокусника была нелепой и трагичной... 22 октября 1926 года Гарри был на гастролях в Монреале. Он только что отыграл свое новое шоу, включавшее самые эффектные, самые сложные номера. Гарри отдыхал в гримерной, лежа на диване. Два студента рисовали его портрет. Вдруг вошел юноша - как выяснилось позже, боксер-любитель. Он спросил, правда ли Гудини может выдержать любой удар в живот, и неожиданно нанес ему три коротких удара. Гудини схватился за живот и застонал. В этот момент у него лопнул аппендикс, который был воспален уже несколько дней. Но Гудини сосредоточился и напряг пресс. Студент нанес еще несколько ударов и затряс ушибленным кулаком... Гастроли в Монреале закончились. Гарри дал еще несколько представлений, собрал реквизит сел на поезд, идущий в Детройт, где были назначены следующие концерты. Несколько дней его мучили ужасные боли. У Гудини резко подскочила температура. В Детройт он приехал уже в лихорадке, но вышел на сцену. Во время исполнения номера с освобождением из смирительной рубашки Гарри упал в обморок. Сразу по окончании шоу его отвезли в больницу с температурой в 40 градусов. У него развился перитонит. Он умирал несколько дней. Вечером 30 октября 1926 года Гудини впал в беспамятство и в себя больше не приходил. Похороны были назначены на 4 ноября. Его тело было заключено в бронзовый сундук, который он подготовил для будущего номера с освобождением из песочного плена, и отправлено в Нью-Йорк.

После его смерти газеты писали, что в сейфе одной из старинных нотариальных контор Нью-Йорка хранится запечатанный пакет, который по завещанию артиста должен быть вскрыт в день столетия со дня его рождения. В этом пакете якобы все тайны иллюзиониста: каким образом он вышел из завинченного болтами ящика в Лондоне и из тюремных камер Вашингтона и Москвы, как платки, взятые у зрителей, оказались внутри статуи Свободы и многое другое. Назначенный день наступил, сейф вскрыли, но он оказался пустым. Великий обманщик опять обманул всех...


п»ї
Читайте у цій рубриці

Хронограф

Покинул мир Корней Чуковский

Корней Иванович Чуковский - псевдоним поэта Николая Васильевича Корнейчукова. Он родился 31 марта 1882 г. в Санкт-Петербурге. Отцом его был Эммануил Левенсон, в доме которого служила его мать - полтавская крестьянка Екатерина Корнейчукова. Детство Николай... Читати статтю повністю