Культура

Когда художник владеет не только красками

Николай Жулинский представил свою книгу «Пiд зоряним дахом ночi»

Не альбом рисунков и не мемуары - Николай Васильевич написал художественные рассказы. Они интересные и читаются легко. В них много юмора, фантазии и лирики. Живописание словом ему удалось.

И хотя сам автор в оценке своих писательских способностей осторожен, его рассказ о том, как рождалась эта книга, просится на страницы следующей: «Во-первых, я не писатель, я художник. А книжка появилась сама собой. Наверное, в жизни всегда есть моменты, когда происходят вещи, которые ты не планируешь. Однажды я заболел. Не спалось. Чтобы легче было переносить бессонные ночи, я потихоньку стал писать. Фантазировал, играл словами. Это мне понравилось. Незаметно увлекся, начал писать. Когда написанного стало много, жена сказала: «Вся квартира в бумагах. Ты с этим что-то сделай, а то я сожгу или выброшу». Я подумал, что, наверное, надо что-то делать.

У меня много друзей-писателей. Чего больше всего боятся писатели? Таких писак, как я. Которые приносят читать свои опусы. Поэтому, когда я спросил у одного такого товарища, мог бы он прочитать написанное - больше я его не видел. Я все понял и рукопись забросил. Лежала она в мастерской года три, может, больше.

Но однажды ко мне зашел Александр Васильевич Вертиль, ему нужно было написать картину на подарок. Начали мы договариваться о работе. Дошла очередь до цены. Я предложил: «Я не буду с тебя брать денег - ты посмотришь мою рукопись». Вижу, его затрясло. Сел, опустил глаза, схватился за стул. Стало ему не по себе. Потом спрашивает: «Сколько страниц?» Я понял, что надо спасать ситуацию. Если скажу, что много, то у нас ничего не получится. Говорю: «Страниц сто». Вижу, румянец появился на лице. Отошел. Говорит: «Сто осилю. Давай». И так мы договорились. Но страниц было не сто, а намного больше. Я начал писать портрет. Сначала - сто дал страниц. И пишу портрет. Нарисовал ухо - еще сто страниц дал. Дальше - нос. Еще сто страниц. Так потихоньку-потихоньку... Саша понял, что он влип».

Не просто влип, а увлекся. «Перша сторiнка, друга, третя... Занурившись у свiт лiтературних героїв, поступово так призвичаївся до нього, що вже з нетерпiнням чекав наступного дня, аби прочитати новi сторiнки повiстей, оповiдань, шкiцiв», - так написал преседатель Сумской областной организации Национального союза писателей Украины Александр Вертиль в предисловии к книге.

О чем книга? Обо всех нас, но прежде всего о художниках. В ней немало действующих лиц-художников, она отражает истоки творчества художника, его внутренний мир, его видение жизни. Не только самого Николая Васильевича - в ней немало автобиографического, - но некоего типичного художника. В книге он стал объединяющим образом, зажившим самостоятельно и независимо от воли автора формирующим уровень художественного подсознательного.

Показателен рассказ «День народження Меланхтона». В нем речь идет о крахе самосознания некоего профессора философии и члена-корреспондента Академии наук Владимира Михайловича, который последовал за крахом нашего привычного бытия. К нему стал приходить во сне некий старый дед (потом оказалось, что это Меланхтон), который обзывал профессора недоумком и спекулянтом, дурящим студентов примитивной философией. Ему вспомнился друг Иван, с которым они вместе изучали философию в университете, да так, что вышли за рамки официальной материалистической концепции. К ним применили меры партийно-административного воздействия. Владимир Михайлович «все понял», а друг - нет. Друга исключили из университета. Потом выдворили из страны. А потом Иван стал профессором философии Гарвардского университета и лауреатом Нобелевской премии.

Вскоре и Владимир Михайлович стал эмигрантом, но уже в своей собственной стране. В отличие от Ивана, попавшего в родную по духу среду, он здесь был чужим. Осталось каяться и ругать тех, кого он слушался прежде. В конце концов он ушел из университета и скрылся от всех в четырех стенах своей квартиры. Что там происходит, никто не знает. Возможно, он «окукливается», и однажды из квартиры выпорхнет обновленный профессор, страстно пропагандирующий «истинное знание» от Меланхтона, немецкого теолога XVI века, стремившегося объединить идеи гуманизма и реформации, но одобрявшего казни еретиков и отвергавшего систему Коперника; одного из тех, кто утвердил господство князей над религиозной жизнью по принципу «чья земля, того и вера». Очень может быть. Потому что, после замены в формуле привычного профессору мировоззрения плюсов на минусы и наоборот, она не стала ему ближе. Обе чужды его собственному мировоззрению, которое застряло где-то в XVI веке.

И хотя рассказ о философе, вспоминаются слова Ильи Репина: «Художники большей частью люди впечатлительные, робкие; притом и специальное занятие искусством так поглощает их энергию и время, что они уже бывают бессильны бороться с господствующими требованиями общества».

Для самого Николая Жулинского во времена перемен неизменным вдохновляющим ориентиром остается свет детства. «Вiн добре запам’ятав тiльки дитинство. Звiдти, iз тiєї, тепер безмежно далекої, свiтлої i чарiвної країни, постiйно вiяло чистою свiжiстю i приємним теплом. Коли Петру Андрiйовичу робилося важко, вiн завжди туда тiкав», - так сказано о герое рассказа «Альфа i омега», но трудно не заметить, что это относится к самому автору. Не случайно автобиографический рассказ, который он посвятил своей матери, называется «Сонячна повiсть».

Книга издана всего в 300 экземплярах. Купить ее пока нельзя, а вот прочитать можно - она есть, например, в отделе искусств областной научной библиотеки.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Чехов в иллюстрациях, и не только

Эмоциональным и нестандартным мероприятием отметили 158-ю годовщину со дня рождения «частично сумчанина» Антона Павловича Чехова его мемориальный музей, областная универсальная научная библиотека и институт культуры и искусств СГПУ им. Макаренко.

Тепло вспоминали о нем 29 января... Читати статтю повністю

Всего - 80 и уже почти - 38

Читати статтюВ Сумском ТЮЗе прошел концерт, посвященный дню рождения Владимира Высоцкого

Концерт под девизом «Я, конечно, вернусь...» прошел накануне памятной даты. В этом году 25 января легендарному актеру, поэту, автору песен и исполнителю исполнилось бы 80 лет.

Зал был полон. Пришли давние... Читати статтю повністю

Те, кто вдохновляет: Елена Петрова

Сумчанам рассказывают о земляках, с которых действительно можно и нужно брать пример

25 ЯнварЯ в Сумах началась серия встреч под названием «Те, кто вдохновляет». Речь на них будет идти о художниках, спортсменах, общественных и культурных деятелях, экспертах - тех, с кого действительно... Читати статтю повністю