Люди

В заложниках у Винни-Пуха

Хотя у Алана Милна много пьес, сценариев, романов - миру он известен как автор истории о медвежонке

В литературе нередко бывает так, что писатель, несмотря на солидный творческий багаж, становится знаменитым благодаря одной-единственной книге.

Сервантес известен всем как создатель «Дон Кихота»; Дефо - как автор «Робинзона Крузо», Конан Дойл - как человек, придумавший истории о Шерлоке Холмсе, хотя полное собрание его сочинений насчитывает 25 томов. К числу писателей «одной книги» относят и Алана Александра Милна. Хотя его перу принадлежит немало пьес, сценариев и детективных романов, для нас он в первую очередь - писатель, подаривший миру незабываемые истории о Винни-Пухе и его друзьях. Как и Конан Дойл, Милн считал обидным и несправедливым, что огромный успех книг о медведе с опилками в голове затмил все остальные его произведения. А для его сына Кристофера Робина слава хозяина Винни-Пуха стала настоящим наказанием...

Детство

Алан Александр Милн родился в 1882 году в Лондоне. Он был третьим, самым младшим сыном в семье Джона и Сары Милн. Отец его заведовал небольшой частной школой Хэнли Хаус, знаменитой тем, что в ней некогда преподавал Герберт Уэллс. Все дети Милнов в свое время обучались в ее стенах. Глядя на старших братьев, Алан довольно рано начал проявлять интерес к учебе. В пять лет он выучился читать и прочитывал любые книги, попадавшие к нему в руки. Он хотел делать вместе со старшими уроки. А когда отец составил для него распорядок дня с обязательным временем для игр, Алан очень расстроился - пришлось игры вычеркнуть. За начальной школой последовала учеба в Вестминстер скул, после чего Алан поступил в знаменитый Тринити-колледж Кембриджского университета на математический факультет.

Первые успехи

В университете жажда знаний у Милна сменилась интересом к творчеству: он начинает сочинять стихи и рассказы и вскоре становится редактором студенческого журнала «Грант». Литература увлекает его настолько, что он решает сделать ее своей профессией. Однако опубликовать в каком-то серьезном издании свои сочинения оказалось не просто. Бывало, что редакторы даже не читали рукописи, которые Милн разносил по редакциям журналов. Поэтому он не поверил собственным глазам, когда однажды увидел опубликованной свою пародию «Возвращение Шерлока Холмса» в журнале «Ярмарка тщеславия». Потом вышло еще несколько произведений, его имя стало известным в определенных кругах. В 1906 году Милн устраивается редактором в юмористический журнал «Панч», для которого начинает писать статьи, небольшие рассказы, фельетоны. Здесь он и познакомился со своей будущей женой Дороти (Дафной) де Селинкур. Она была крестницей шефа Милна, который как-то, отправляясь к ней на день рождения, прихватил с собой и молодого журналиста. Роман Алана и Дороти довольно быстро завершился свадьбой, но радость их семейной жизни была недолгой. Дороти, избалованная и капризная аристократка, больше всего жаждала успеха и славы.

Пацифист и моралист

Через год после их свадьбы началась Первая мировая война. Романтика боя никогда не была близка Милну: по своей натуре он был философом-пацифистом, умеющим любой серьезный конфликт превратить в объект для своей иронии. Но все же он пошел на войну добровольцем, и был зачислен в офицеры. Милн попал на Восточный фронт во время боев на Сомме. В качестве лейтенанта службы связи ему приходилось несколько раз участвовать в рискованных вылазках по прокладке телефонного кабеля, подниматься из окопов в атаку, где на глазах у него гибли товарищи. «Я почувствовал, что становлюсь больным от окружавшего меня кошмара, интеллектуального и нравственного разложения», - вспоминал впоследствии Милн. Сложно сказать, чем бы закончилась для писателя военная служба, если бы он не подхватил окопную лихорадку и с ней не был бы эвакуирован в Англию. Этот этап жизни писателя нашел отражение в его книге «Мир с честью», в которой Милн, на тот момент убежденный пацифист, гуманист и моралист, осуждал войну. Известно, что Первая мировая породила в стране целое «потерянное поколение» молодых людей, которые, вернувшись с фронта, так и не смогли найти себя в мирной жизни. Милна и на этот раз выручило чувство юмора. Он начинает писать сценарии и пьесы, где с тонким юмором показывает светскую жизнь англичан. К нему приходит настоящий успех: пьесы, особенно «Мистер Пим», нравятся и публике, и критикам, сборники фельетонов и эссе для «Панча» регулярно переиздаются. Милн решает полностью посвятить себя писательству и бросает «Панч». Постепенно критики стали называть Милна «одним из наиболее успешных, плодовитых и хорошо известных драматургов Англии». Но слава «серьезного» писателя была недолгой: все изменила сказка про плюшевого медвежонка...

Рождение сына и... Винни-Пуха

В 1920-м у Алана и Дороти рождается сын. Жизнь малыша по имени Кристофер Робин была не такой радужной, как у одноименного литературного героя. Во-первых, родители очень хотели девочку и были разочарованы, когда родился мальчик. Впрочем, Милн вскоре заявил друзьям: «Мы действительно больше хотели, чтобы была Розмари, но я надеюсь, что мы будем счастливы с этим джентльменом». Увы, особого счастья в будущем не испытывали ни родители, ни сын. Мать лишь изредка снисходила до того, чтобы поиграть с ребенком. Ни теплоты, ни душевной близости между ними не было. Воспитанием малыша занималась няня. Что же касается отца, то, по воспоминаниям самого Кристофера, «он всегда был наглухо застегнут». Значительный писатель, серьезный драматург, он любил сына, но совершенно не представлял, что с ним делать и о чем разговаривать. Тогда Милн стал делать то, что умел лучше всего, - сочинять. Будущая книга рождалась из сказок на ночь о самом Кристофере Робине и его любимом игрушечном мишке Эдварде. Впрочем, сначала были стихи - знакомая Милнов открыла детский журнал и попросила Милна написать для него несколько стихотворений. Писатель отказался, однако все же стал думать, что бы такого он мог написать. В результате появилась поэма «Соня и доктор» и другие стихи, которые в 1924 году вышли отдельной книжкой. Там впервые упоминается медвежонок Винни-Пух - имя родилось из клички настоящей медведицы из Лондонского зоопарка, которую звали Виннипег. А потом Милн вспомнил все сказки, которые он рассказывал сыну, и стал их записывать. Первая глава, «в которой мы впервые встречаемся с Винни-Пухом и пчелами», была впервые напечатана в лондонской вечерней газете 24 декабря 1925 года и тут же стала любимой детской историей. В 1926 году вышла первая книжка «Винни-Пух», которая включала в себя десять историй про медвежонка и его друзей.

Через год появилась новая книга детских стихов, а в 1928-м - книга «Дом на Пуховой Опушке», куда вошли еще десять историй про Винни-Пуха. Первая книжка о медвежонке вышла, когда Кристоферу было три года, а последняя - когда ему было уже восемь. В 1925 году Милн приобрел Кочфордскую ферму - большой сельский дом со службами и лесом в 200 гектаров, где в основном и разворачивалось действие сказки.

В плену у плюшевого медведя

Примечательно, что весь «детский» период творчества Милна охватывает не больше семи лет - сын вырос, и больше к детской тематике автор не возвращался. Более того, он буквально возненавидел своего «Винни-Пуха» и сердился, если с ним заговаривали о новых приключениях плюшевого медведя: «Если человек однажды написал про полицейского, от него так всю жизнь и будут требовать, чтобы он писал только про полицейских».

Безусловно, масла в огонь подливала жена Милна, которая обзывала мужа «детским писателишкой с опилками в голове». Будучи светской дамой, она стыдилась его детских сказок, ей хотелось быть женой серьезного драматурга. Но, увы, в возрасте 48 лет литературная удача покинула талантливого писателя. А в 1938 году, после полного провала театральной постановки пьесы «Сара Симпл», он зарекся писать для театра. В это время Дафна во время путешествия по Америке влюбилась в певца и бросила Милна. Впрочем, не насовсем: она посоветовала мужу подождать, пока она будет проверять свои чувства.

Как ни странно, для Милна и для его сына этот период оказался счастливым. Большую часть времени они проводили с семьей брата Алана; он давно умер от туберкулеза, зато его жена Мод и их четверо детей стали для Алана и Кристофера новой семьей. Неизвестно, были ли у Алана близкие отношения с невесткой, но то, что ему было рядом с Мод уютно и спокойно, - наверняка. Однако через три года вернулась блудная жена, и Алан с Дафной воссоединились. Вот только сын наотрез отказался жить вместе с ними и остался у тети Мод.

Невыдуманный Кристофер Робин

Кристофер Робин начал страдать от славы своего литературного близнеца уже в школе. Он, будучи застенчивым и необщительным ребенком, постоянно подвергался насмешкам однокашников. Педагоги выделяли его из общей массы, поскольку отец сделал его звездой - книга «Винни-Пух и все-все-все» к тому времени стала в Англии бестселлером. Ее прочитали все от мала до велика. Ровесников Кристофера это раздражало. И, раскусив, что он не способен дать отпора, буквально глумились над ним. Наиболее обидным было издевательское цитирование отрывков из книги, а также стихотворений, которые Алан посвятил сыну. Не было ни одной мысли, ни одной привязанности, ни одной мечты мальчика, которая бы не отразилась в творчестве Милна-старшего. У Кристофера не осталось личного пространства - за ним все время подглядывали, причем не любящие родительские глаза, а весь мир. «Отец забрался на мои детские плечи и украл мое доброе имя», - так Кристофер Робин считал всю жизнь.

Справедливости ради надо сказать, что Милн-старший осознал, что подложил сыну свинью намного крупнее Пятачка. Он даже пообещал никогда больше не писать детских книг, в которых бы фигурировало имя Кристофера Робина. И слово свое сдержал. Но это не помогло: «Винни-Пух» пользовался сумасшедшим успехом.

Повзрослев, Кристофер Робин свел почти на нет все контакты с родителями. Тут, правда, сыграла свою роль его женитьба на двоюродной сестре, которую не одобряли родители. Но Кристофера это мало заботило. Вместе со своей супругой Лесли он открыл книжный магазин, в котором можно было отыскать любое издание, кроме... «Винни-Пуха».

У них долгое время не было детей, а когда наконец появилась Клэр, то выяснилось, что у нее детский церебральный паралич. Кристофер оказался любящим отцом. Все свободное время он проводил с дочкой, собственными руками перестроил дом и мебель так, чтобы ей было удобно...

После смерти отца и матери Кристоферу досталось солидное наследство, а заодно и все авторские права на «Винни-Пуха». Но деньги никогда не волновали Кристофера. Большую их часть он передал на благотворительность, обеспечив при этом будущее дочери. А после того как не стало самого Кристофера, его вдова Лесли учредила благотворительный фонд Клэр Милн - для помощи детям, больным ДЦП. В этот фонд и идут гонорары за использование образа Винни-Пуха.

Последние годы и судьба медвежонка

Впоследствии один из биографов Милна справедливо писал, что «винни-пуховский» цикл оказался подобен «чудищу Франкенштейна» - творение овладело творцом. Дети требовали продолжения, а критики стали намеренно плохо отзываться о серьезных пьесах и романах «сказочника». Автор переживал, что стал заложником смешного медвежонка. Казалось, отношение читателей к его таланту должно было измениться в 1939 году, когда Милн опубликовал свою автобиографию под лирическим названием «Слишком поздно». Но это был лишь кратковременный успех. Прошло совсем немного времени, и Милн вновь стал лишь «автором Винни-Пуха». Читатели охладели даже к его юмористическим рассказам, которые вновь публиковались на страницах «Панча».

Милн умер в возрасте 74 лет после тяжелой болезни головного мозга, которая мучила его последние годы. Его супруга без согласования с сыном продала авторские права на Винни-Пуха компании Уолта Диснея. Это усугубило и без того их натянутые отношения - Кристофер после этого не виделся с матерью до самой ее смерти. В Америке Винни-Пух стал одним из самых ценных литературных героев: его имя принесло новым хозяевам огромные барыши (и сейчас приносит около 6 млрд. долларов ежегодно). Именно имя, потому что новый Винни-Пух, созданный американскими кинематографистами, не имел ничего общего с милновским Пухом.

История «Винни-Пуха» в СССР началась в 1958 году, когда 20-летний литовский писатель Виргилиюс Чепайтис опубликовал свой вариант перевода, основанный на польском переводе Ирены Тувим. В том же году с Винни-Пухом познакомился и Борис Заходер, которому предстояло создать русскую версию похождений медвежонка. В ней, в отличие от оригинала, есть только 18 глав. Сам Заходер не скрывал, что его перевод Милна - весьма вольный. Например, в оригинале Винни-Пух не является настолько креативным, как у Заходера, который придумал Кричалки, Вопилки, Шумелки, Пыхтелки... Работа над советской мультипликационной экранизацией Винни-Пуха началась в конце 1960-х годов. Сценаристом мультфильмов стал Борис Заходер, а постановщиком - Федор Хитрук. Всего вышло три мультфильма, хотя изначально предполагалось снять фильмы по всем главам книги. Причиной отказа от этой идеи стали конфликты между ними - у каждого из этих необычайно талантливых людей было свое видение, каким должен быть Винни-Пух, а договориться между собой им так и не удалось.

Тем не менее три отснятые мультфильма обрели невероятную популярность. Не в последнюю очередь это было связано с актерами, которых пригласили на озвучание персонажей. Винни-Пуха доверили Евгению Леонову, который после этого мультфильма стал для всех «заслуженным Винни-Пухом СССР», Пятачка - неподражаемой Ие Саввиной, а ослика Иа озвучил патриарх отечественного кино Эраст Гарин. В одном из своих интервью Федор Хитрук рассказывал, что во время встречи с американскими коллегами режиссер американской версии Вулли Райтерман признался, что советский мультфильм нравится ему гораздо больше его собственного...

Подготовила Ольга Гордиенко


п»ї
Читайте у цій рубриці

Хронограф

Умер Джон Голсуорси

Автор знаменитого цикла «Сага о Форсайтах» Джон Голсуорси родился 14 августа 1867 г. в английском городе Кингстон-Хилл, в зажиточной семье. Учился в Оксфорде, затем занимался адвокатской практикой. В 28 начал писать. Свою первую книгу «Под четырьмя ветрами» опубликовал... Читати статтю повністю