Люди

От простого лавочника - до чайного магната

Как бакалейщик из Глазго благодаря признанному напитку и своему таланту стал рыцарем

ИмЯ Томаса Липтона стало легендой еще при жизни, а созданная им торговая марка существует и по сей день. Как ему, начавшему с мелкой торговли, удалось построить настоящую чайную империю, подарить Британии национальный напиток и стать миллионером? Каким он был человеком?

Детство в бакалейной лавке

10 мая 1850 года в семье мистера и миссис Липтон, недавно приехавших в Глазго из Ирландии, родился пятый ребенок. Томас был последней надеждой уже немолодых Липтонов - двое первых детей умерли в младенчестве, здоровье оставшихся сына и дочери вызывало у родителей серьезные опасения. Кто же, как не маленький Том, будет помогать родителям в бакалейной лавке? Уже с пяти лет ему пришлось познавать премудрости торгового дела: хотя крошечная лавка его родителей вмещала не больше пяти покупателей одновременно, работы хватало всем. А с тех пор как Том остался единственным ребенком (его брат и сестра умерли, когда ему не исполнилось и десяти), пришлось забыть даже о дневных занятиях в школе и записаться в вечернюю. Мальчик помогал родителям в лавке с 8 лет и уже тогда подавал оригинальные идеи. Например, предложил, чтобы яйца продавала только мать Томаса: ее маленькие руки создавали впечатление, что сами яйца больше. Родители не могли нарадоваться: отличный растет помощник, если дела пойдут на лад, может, вместо маленькой лавочки удастся открыть магазинчик побольше.

Однако Тома вовсе не привлекала перспектива проторчать всю жизнь в отцовской лавке. Его родной Глазго, возле которого располагались крупнейшие верфи того времени, был основным пунктом отправления судов, перевозящих грузы и пассажиров в Америку. Каждый день Том, улыбаясь покупателям, с тоской думал о тех, кто в этот самый момент пересекает Атлантический океан, - их наверняка ждут необыкновенные приключения в Новом Свете. И в 1865 году 15-летний Томас Липтон присоединился к их числу.

В течение первых трех лет своей жизни в Америке Томас путешествовал по западным штатам в поисках работы. Недавно окончившаяся гражданская война повергла всю страну в глубокую экономическую депрессию. Чтобы выжить, Липтону приходилось браться за любую работу - он выращивал рис в Южной Каролине, скручивал табачные листья в Вирджинии... Но, видно, судьбы бакалейщика Липтону было не избежать.

В 1868 году он стал продавцом бакалейного отдела одного из универмагов Нью-Йорка (универмаги появились в Америке совсем недавно - родившись в Филадельфии, новая форма торговли быстро распространилась по всем крупным городам). Став винтиком огромной торговой машины, Липтон получил уникальную возможность увидеть, как тщательно организована ее работа - продумано все: от расположения товаров на прилавках до методов общения с покупателями. И понял, что с этим оружием сможет достичь намного большего у себя на родине, где торговля была куда консервативнее, а рекламные трюки вообще были в диковинку.

От маленького бизнеса до первого миллиона

В 1871 году он вернулся в Великобританию. Свои новые знания, полученный опыт и заработанные 180 фунтов стерлингов он решил вложить в собственный бизнес - бакалейный магазин Lipton’s Market на Стобкросс-стрит, 101, в родном Глазго. Первое время Липтону приходилось совмещать обязанности управляющего, продавца, закупщика, кассира и посыльного. Он сам привозил в тележке товар с причала, сам доставлял покупки клиентам, лично наносил визиты поставщикам и ни на минуту не прекращал размышлять над тем, как привлечь покупателей и сделать так, чтобы, зайдя в его магазин один раз, они становились его постоянными клиентами. Хорошо было бы пустить в ход рекламу, с возможностями которой Томас познакомился в Америке. Но денег не хватало - Липтон упорно не желал повышать цены в своем магазине, пусть для этого даже приходилось все время мотаться по окрестным фермам и, минуя посредников, закупать товар у самих производителей.

Не имея лишних средств, Липтон был вынужден на полную катушку использовать свою фантазию и изобретательность. В витрине были затейливо разложены продукты, сами витрины - разрисованы забавными картинками, плакаты, приглашающие в магазин, менялись каждую неделю - их рисовал специально нанятый карикатурист. И это сработало: народ у магазина толпился днем и ночью (витрины подсвечивались газовыми горелками). Постепенно затеи Липтона становились все более масштабными. Чего стоил, к примеру, самый большой в мире кусок сыра, заказанный им в Америке специально к Рождеству 1881 года! Жители Глазго долго обсуждали, как эту гору сыра доставляли в магазин при помощи тяжеловозов, какие за ним выстроились очереди и как весь сыр был распродан за два часа.

Шотландцы оказались благодарными покупателями. Торговля пошла так хорошо, что сеть Липтона начала расширяться: он скупал маркеты конкурентов и лет через пять владел уже двумя десятками магазинов по всей окраине Глазго. А через 10 лет его сеть насчитывала более 200 торговых точек в разных частях королевства, собственные склады и упаковочные фабрики. Томас Липтон начал осваивать американский рынок и в 1890 году, в возрасте 40 лет, заработал свой первый миллион фунтов стерлингов. Доходы позволяли ему в любой момент отойти от дел и наконец отдохнуть - отправиться, например, в далекое морское путешествие. Но лучше - в такое путешествие, которое можно было провести с пользой для дела.

Чай и Англия

На протяжении нескольких сотен лет чай для Великобритании имел стратегическое значение. Примерно с начала XVIII века всей торговлей этим товаром заправляла в основном британская Ост-Индская компания. Чай производился в Китае, и компания шла на любые хитрости, чтобы его добыть. Именно она «подсадила» китайцев на опиум, который выращивала в Индии, чтобы хоть как-то вынудить жителей Поднебесной торговать чаем. В начале XIX века качество чая в Европе было, мягко говоря, сомнительным. Во-первых, весь он был старым и выдохшимся, поскольку в основном был собран три-четыре года назад. Вначале он лежал на китайских складах из-за проблем с транспортировкой, потом на складах Ост-Индской компании. Дальше был долгий путь в Англию, но и там чай не сразу попадал к покупателям. Его задерживали несовершенные логистика и торговля: торговцы вначале избавлялись от еще более старых запасов чайного листа. Хотя собственно листьев в развесном товаре было обычно не более половины: остальное составляли в лучшем случае цветы, а в худшем - частички веток кустов, а то и вовсе ивовая кора, сено и прочие «наполнители».

Но даже такой чай буквально перевернул жизненный уклад Англии. В силу особенностей состава и приготовления он стал мощным антисептическим средством для обеззараживания воды. Правда, сначала его пили только больные, причем пили по-китайски, то есть с солью, молоком и жиром - так, как до сих пор заваривают чай в Монголии. Позже от лечения перешли к профилактике и к более современным способам заваривания. Но главное, что в итоге во многом благодаря чаю люди смогли массово переселиться в города, не так сильно страдая от ужасной антисанитарии, а это впоследствии дало рабочие руки для заводов.

Кроме того, чай стал основой новой культуры и способствовал развитию мировой торговли. Со временем его начали выращивать в Индии и Африке... Но он все еще был дорогим и некачественным. И вот тут за него взялся Томас Липтон. Это был 1890 год.

«С плантации - прямо в чашку»

Время для старта было выбрано не случайно: кофе, единственный напиток, способный составить чаю конкуренцию, был в большом дефиците из-за распространившегося на Цейлоне заболевания кофейного листа. Большая часть кофейных плантаций на острове пошла с молотка или была засажена чайными кустами. Цены на землю неслыханно упали, и предприимчивый Липтон, запутав конкурентов рассказами о том, что отправляется открывать очередные магазины в Австралии, тайно приехал на Цейлон, где и купил пять плантаций чая общей площадью 5500 акров.

Чай, который в Британии стал чрезвычайно модным напитком, был доступен лишь зажиточным англичанам, хотя реальный спрос на него был значительно шире. Поэтому цены, которые выставил Липтон, вызвали настоящий ажиотаж. В среднем по рынку фунт чая в Британии стоил 3 шиллинга, а Липтон продавал свой по 1 шиллингу 7 пенсов. Он старался обойтись без многочисленных посредников, внедрил множество технических ухищрений для удешевления своего продукта. Именно его компании приписывают создание первых канатных дорог, которые ускоряли доставку листьев с высокогорных плантаций на береговые фабрики. Британец организовал на острове чайные аукционы, которые проводятся до сих пор. До этого аукционы проводились только в Британии, причем сорта с разных плантаций не смешивались, а в результате нововведения Томаса Липтона возник новый бренд - готовая смесь «цейлонский бленд».

Примерно тогда же предприниматель купил собственные морские суда. Причем инвестировал большие деньги в инженерные разработки по повышению их быстроходности - не в последнюю очередь благодаря ему в мировом судоходстве возник термин «чайный клипер». Впрочем, их век оказался быстротечен: довольно скоро парусные суда во флоте магната сменили более быстроходные пароходы.

Еще одной потребительской фишкой Липтона стал подбор чая для конкретных городов: в его компании утверждали, что проанализировали вкус воды в каждой британской местности и сформировали для каждой свой уникальный букет. В 1893 году чайный бренд Lipton был отмечен на всемирной выставке в Чикаго.

Прибытие корабля с чаем и разгрузка в порту сопровождались настоящим парадом с участием сингалезского оркестра, колоритные участники которого, приплясывая и играя на экзотических инструментах, следовали за ящиками с чаем.

Липтон четко видел цель: чай должен стать доступным по цене и при этом не потерять в качестве. «С плантации прямо в чашку» - этот рекламный слоган красовался на плакатах, расклеенных Липтоном во всех британских поездах и автобусах. Став крупным плантатором, он мог обходиться без многочисленных посредников - и чай «от Липтона» стал намного дешевле остальных. Кроме того, он изменил сам механизм торговли - отказался от продажи чая на вес и продавал его упакованным в картонные пачки. Некоторые считают, что Липтон изобрел и бумажные пакетики с расфасованным чаем. Но это не так. Автор «заварных мешочков», появившихся в 1904 году, - американец Томас Салливан. Но именно на фирме Липтона придумали прямоугольные пакетики с бирочкой на нитке и ввели их в обиход.

Липтон сделал узнаваемой саму упаковку для чая - чтобы публика, однажды попробовав фирменный напиток, оставалась ему верна. И здесь он не ошибся - его чай, упакованный в аккуратные пачки с изображением сингалезской красавицы с корзиной на голове, стал своеобразным символом эпохи. А сам Липтон прочно вошел в массовую культуру того времени - он попал в карикатуры, частушки и антрепризы мюзик-холлов. Рекламные акции Томаса Липтона всегда были на редкость оригинальны. Он не создавал поводов для рекламирования, а старался увидеть их в любой возможности. Как-то раз Липтону пришлось сопровождать груз чая по Красному морю. Перегруженный корабль вдруг начал тонуть. Чтобы спасти судно, матросы стали выбрасывать тюки с товаром за борт. Подождите!» - крикнул хозяин компании, схватил красную краску и начал быстро что-то писать на тюках. Через несколько минут волны прибили к берегу тюки с ярко-красными надписями: «Пейте чай Липтон!» Большой поклонницей чая «Липтон» стала королева Виктория - она сочла, что вклад Томаса Липтона в дело формирования «английского образа жизни» достоин титула сэра. В 1897 году Липтон был посвящен в рыцари.

Примерно тогда же бизнесмен акционировал свой бизнес. Первый выпуск ценных бумаг принес ему более 2 млн. фунтов стерлингов. При этом ажиотаж среди потенциальных акционеров был так велик, что, например, в Национальном банке Шотландии случилась давка - пришлось вызывать полицию. Денег хватало, и в 1909 году Липтон открыл филиал в Нью-Йорке, а дальше начал экспансию в мировом масштабе.

Последние годы Томасу Липтону некому было

оставить огромное наследство. Он всю жизнь оставался холостяком, но находил удовольствие во множестве экстравагантных хобби. Сэр Томас Липтон купил себе яхту и на протяжении нескольких лет безуспешно пытался победить в Кубке Америки, стяжав себе славу «почетного неудачника»... И тем самым еще больше разрекламировал свое дело и в Новом, и в Старом Свете. В его обществе любили поплавать по морю короли Эдвард VII и Георг V. По суше он также передвигался с шиком: запрягал не менее трех пар лошадей и практически никогда не пользовался поездами.

Впрочем, когда началась Первая мировая война, он отдал свои яхты в распоряжение Красного Креста для перевозки волонтеров-медиков в Сербию. Сам он посетил эту страну как раз в разгар эпидемии тифа. Объезжал госпитали, общался с бойцами, и все они отмечали его скромность. Он готов был фотографироваться с простыми сербами и заказывал в ресторанах только ту еду, которую могли себе позволить окружающие люди, принимал участие в традиционной рыбалке и сборе ягод.

Когда в 77 лет Липтон отошел от управления компанией, акционеры назначили на его место Джорджа Биля и Александра Первеса. А старик завещал все свои миллионы на благотворительность. Умер он 3 октября 1931 года и был похоронен в родном Глазго.

Подготовила Ольга Гордиенко


п»ї
Читайте у цій рубриці

Бесстрашный танкист Ахтырченко

Читати статтюПоявится ли на ахтырской Аллее Славы бюст одиннадцатого Героя Советского Союза?

В Ахтырке на городской Аллее Славы установлены бюсты четырем кавалерам ордена Славы трех степеней и десятерым Героям Советского Союза. Но это еще не все легендарные личности, связанные с Ахтыркой и... Читати статтю повністю

Хронограф

Родился Адам Опель

Немецкий бизнесмен, основатель одноименной компании Адам Опель родился 9 мая 1837 года в Рюссельсхайме. В молодости путешествовал по Европе, во Франции обучался производству швейных машин. В 25 лет Опель открыл фабрику по производству швейных машин. В 1884 году... Читати статтю повністю