Культура

Любовь, Радость и Приключение

ФеериЧеским спектаклем в детском парке «Сказка» завершился новый совместный проект режиссера Виталия Люботы с областным центром реабилитации детей-инвалидов.

В течение недели одновременно с репетициями режиссер и художественный руководитель Народного театра-студии «Паростки» (Киев) Виталий Любота со своими юными помощниками создавал с воспитанниками Центра театральное представление. 23 июня оно было разыграно на центральной дорожке парка.

В основу спектакля была положена популярная притча «Богатство, успех и любовь». В одном из вариантов она выглядит так: «Однажды женщина по-встречала возле своего дома трех незнакомых старцев.

- Вы, наверное, проголодались? Заходите в наш дом и отобедайте с нами, - обратилась она к ним.

- Мы не можем зайти все вместе, - ответили старцы.

- Почему же? - Поинтересовалась женщина.

- Нас зовут Богатство, Успех и Любовь, - молвили старцы. - Выберите одного из нас.

После долгих обсуждений семья решила пригласить Любовь. Но вошли все три старца.

- Как же так - спросила женщина, - ведь вы говорили, что не можете войти вместе?

- Если бы вы пригласили только Богатство или только Успех, ни один из нас не вошел бы. В доме, где нет любви, не может быть иных благ, - ответили старцы. - А Любовь, напротив, открывает двери Богатству и Успеху».

Так это или не так, но любовь нашим домам точно не помешает. Особенно если в них есть дети. Получились свободные вариации на тему притчи. Минимум слов, максимум действия и пластической выразительности. Каждый из маленьких актеров получил доступную его пониманию вариацию. Вот из непримиримости огня и воды зарождается жизнь, вот смутные, за полупрозрачным занавесом «будущие» лица руки-ростки над ним; вот лепкой своего лица показано становление личности, знакомство с лицом того, кто рядом; непримиримое отстаивание своей правды - «Нет, послушайте меня!»; появление трех партий во главе с шутами: Богатством, Успехом и Любовью; и наконец, братские объятия и всеобщее примирение любовью. Подвижный занавес разделяет спектакль на действия и картины и формирует сценическое пространство. Подойти или отшатнуться, сжаться в комок, показать СВОИ руки, узнать СВОЕ лицо и лицо ДРУГОГО, обнять, прыгать от радости - маленькие спектакли, и они, словно ступени, ведут к общему смыслу зрителя и, конечно, ребят, участвующих в спектакле. Хотя большую часть своих ступенек они прошли не здесь, а на репетициях с Виталием Люботой.

Глядя на то, как Виталий Владимирович работает с ребятами, мы удивлялись его неистощимой энергии. Он держит в поле зрения каждого из 15-20 малознакомых детей, оценивает их особенности и возможности, душевное и физическое состояние, формирует для каждого комфортную игровую нишу, корректирует спектакль по ходу, ведя к некой театральной цели, а главное - к ощущению детьми своих новых возможностей.

Мы спросили Виталия Люботу, как возник проект и почему для его осуществления был выбран наш город.

- Идея проекта не нова. Подобный формат - «Театр под открытым небом» - мы уже десять лет как реализуем со студентами Киевского колледжа культуры и искусств в Беларуси. В прошлом году мы сделали за два с половиной дня в Латвии со студентами тоже пленэрный проект. И нам просто стало совестно, что такой проект не проходит в Сумах. Потому что Сумской областной центр реабилитации - в авангарде движения особенного театра Украины. Мне помогают три студентки колледжа, и мы пригласили студентов Сумского педуниверситета - им может быть полезен наш опыт. В нашем случае речь идет не столько о художественном продукте, сколько о процессе, в котором что-то происходит с людьми с теми или другими особенностями или условно выделенными отличиями от каких-то общепринятых норм. Для режиссеров - это работа, связанная с творчеством, а для коррекционной педагогики - это, скорее, инструмент.

- Дети и взрослые в ваших спектаклях, кажется, играют без напряжения. В чем секрет?

- Потому что мы начинаем со знакомства с ними. Определяем их стартовые возможности. Мы не заставляем рыбок ползать по дереву, а птиц нырять в воду. Но если птице понравится побыть некоторое время в воде, мы создаем для этого условия.

- У детей, которые участвуют в подобных проектах, есть ощущение возросших возможностей?

- Да, и мы это уже видим. В какой-то момент происходит щелчок, и уже не нужно говорить, как делать, а просто говоришь - что. И они начинают придумывать свое. Они преодолевают свои страхи и предубеждения, открываются. Мы же заботимся о том, чтобы, во-первых, им было интересно. Театр - это такой ковер, который скрывает или накрывает проблематику. А под ним - цели и педагогические, и реабилитационные, и творческие. Никто же не захочет сказать: «Я иду на реабилитацию». Признать это - значит признать свое отличие. Куда они пришли? Они все пришли - хотя это и реабилитационный центр - заниматься театром. Они здесь что хотят, то и делают. Потому что это есть в структуре действа, в структуре театра. Гиперактивность? Мы придумаем, как ее использовать. Наша задача - найти способ, чтобы эта безудержность органично влилась в наш педагогический или творческий процесс. Они видят впереди картинку-цель и идут к ней, а не просто - чтобы ручка работала или вестибулярный аппарат. Они об этом не думают, и мы не должны им об этом говорить.

- Цель - искусство?

- Да, потому они идут к нам. Это пробуждает, превалирует, выходит на передний план. Действие строится от них. Заранее у нас был только маленький абрис того, что мы будем делать. Нам было важно, что предложат они. У нас была притча, которую мы хотели им предложить. Но на нее нужно было выйти, чтобы она родилась как бы от них. А не так: мы натянули им шапку не по размеру, и им в ней некомфортно. После первого дня, когда мы поработали с ними на их чувства, на их психофизическое состояние, на представления, на фантазию, на внимание, стало понятно, как лучше преподнести притчу, и она абсолютно легла. Они рассказывают ее как абсолютно свою историю.

- Каковы задачи у ваших помощниц?

Алина, Анна, Карине:

- Получить опыт работы с такими детьми и... мы здесь кайфуем. У детей воображение расширенное. Иногда они придумывают такое, до чего и мы не додумываемся. Это очень интересно. Мы не просто набираемся опыта, мы получаем удовольствие от работы с ними. Мы с ними в этом процессе на одной волне.

- Вы чувствуете себя здесь больше режиссерами или актерами?

- Больше чувствуем себя детьми. (Смеются.)

В.Любота:

- В моем особенном театре проходят лекции для студентов. На них в качестве свободных слушателей присутствуют и мои актеры. Они делают все то, что и студенты. Если доклад, то - доклад, если актерское, то - актерское. Они тоже приносят свои сценарии. И там есть достаточно интересные мысли. Ведь они не переживают за оценку, им главное самовыразиться. В творчестве не важно, человек находится в инвалидной коляске или он с крыльями и летает. И то творчество, и то творчество. Главное, чтобы результат впечатлял. Если у тебя он вызывает жалость, то этим заниматься не нужно. А если ты увлечен... Например, наш театр «Паростки» принимал участие в обычном фестивале театров, и мы стали вторыми среди 15 коллективов. Наши дети конкурентноспособны. Важно не забивать их, не ограничивать, а направлять.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте в этой рубрике

Рыба - как объект созерцания

Читать статьюВ городской галерее открылись сразу две выставки, посвященные творчеству ленд-арта

Так Агентство промоции «Сумы» решило привлечь внимание общественности к началу работы ежегодного, уже 21-го ленд-арт-симпозиума «Пространство пограничья».

В правом крыле галереи показаны фотографии... Читать статью полностью

Шелковый позитив!

Читать статьюВ Сумах проходит 21-я итоговая выставка авторской студии «Батик» Татьяны Сурковой

Положительный терапевтический эффект гарантирую, так как проверила на себе. Мне не хотелось уходить из отдела искусств областной научной библиотеки, было легко и спокойно на душе.

А все потому, что... Читать статью полностью













Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Loading...
Новости
Loading...
Новости
Товары