Досуг

День автомобилиста - в стиле ретро

В Сумах состоялась выставка автомобилей прошлого века

В воскресенье, 28 октября, в Украине отмечали День автомобилиста и дорожника. Сумы не остались в стороне - на парковке у ТЦ «Мануфактура» горожан ожидала выставка ретроавтомобилей.

И хотя она была сравнительно небольшой, старые автомобили вызвали немалый ажиотаж у горожан - площадка выставки была постоянно заполнена сумчанами, которые с удовольствием рассматривали старинные автомобили, фотографировались, общались с их владельцами. А дети даже собирались в очереди, чтобы посидеть в этих замечательных машинах, порулить, подать звуковой сигнал и даже поиграть в сотрудников скорой, спешащих на помощь к пациенту.

Условно автомобили, представленные участниками Ретроклуба «Сумы», можно было разделить на три группы: неприметные «Жигули» и «Москвичи» 70-80-х годов прошлого века, которые и сейчас в изобилии попадаются на городских улицах; очень красивые старые ухоженные «Волги» разных моделей - от черного удлиненного «лимузина» и до шикарных красавиц, окрашенных в розовый и синий металлик; и, собственно, раритеты, которые действительно можно назвать настоящей редкостью, а встречу с ними на улице - удивительным событием. Все автомобили добрались до выставки своим ходом - ведь первое, с чего начинают восстановление старого автомобиля автолюбители, - это возвращение ему ходовых качеств. А потом идет работа уже над внешним видом - покраска, тюнинг, восстановление самых мелких деталей исторического облика. Все работы выполняются обычно своими руками - большинство участников занимались или занимаются ремонтом автомобилей на профессиональном уровне.

- Решили провести такое мероприятие, поскольку за последние 5 лет ретротема на уровне области не поднималась, - рассказывает руководитель Ретроклуба «Сумы» Алексей Сахно. - Клуб существует в Сумах два года, сегодня в нем есть восемь автомобилей, часть из них представлена здесь. Весной следующего года планируем открыть ретросезон и провести еще несколько интересных мероприятий.

- Вы давно занимаетесь ретроавтомобилями?

- В 2008 году я купил «Волгу» 1984 года выпуска, начал заниматься ее ремонтом и восстановлением - и мне очень понравился этот процесс. На этой «Волге» мы принимали участие во всеукраинских соревнованиях, получали призы. Постепенно появлялись другие автомобили. «РАФ-22031» 1990 года выпуска, представленный на этой выставке, действительно был автомобилем скорой помощи, работал в 3-й поликлинике. Потом его списали и продали. Я купил его уже у третьего владельца по цене металлолома, он был не на ходу. Пришлось долго восстанавливать. Для полноты образа нашел и купил в него носилки того же времени...

Один из самых популярных автомобилей выставки - двухместная мотоколяска, похожая на игрушечный автомобильчик. Детей, толпящихся у этой необычной машинки, поражает, что багажник у нее впереди, а мотор - сзади. Это «СМЗ СЗД» 1988 года сборки Серпуховского автозавода. Такие мотоколяски выдавали инвалидам через собес. Через два с половиной года пользования машина подлежала обязательному ремонту, а через 5 лет ее полагалось сдать и получить новый автомобиль.

- Мотоколяску я искал год - автомобили, которые мне попадались, в основном были без документов, они давно утрачены, - рассказывает Алексей Сахно. - Удалось найти только в Штеповке, под Сумами. Сейчас автомобиль на ходу, осталось только его покрасить.

Самый старый из представленных на выставке автомобилей - «БМВ-321» 1939 года выпуска. Изящный вишневый автомобильчик был первым в коллекции сумчанина Олега Мринского, состоящей преимущественно из немецких ретроавтомобилей.

- Я купил его в 2002-м году в Сумах, с сумскими номерами, - рассказывает Олег. - Незадолго до этого он еще был на ходу, но его перевернули, пришлось восстанавливать. До этого я занимался старыми мопедами, мотоциклами и продажей автомобилей.

- А почему перешли на ретроавтомобили?

- Мне нравятся машины, особенно старые, нравится их форма, ходовые качества. Меня тянет, манит давать вторую жизнь автомобилям, я восстанавливаю их сам.

- Для продажи?

- Нет, для коллекции, оставляю у себя, хотя это довольно сложно, ведь для каждого автомобиля нужен гараж, они нуждаются в постоянном обслуживании... Есть мечта - сделать музей ретроавтомобилей в Сумах для общего доступа. Но для этого нужен хороший участок.

- А что это за машины?

- «Мерседес-170» 1937 года, «Вандерер» 1937 года. «Вандерер» - это четвертое кольцо с эмблемы «Ауди», которая символизирует слияние четырех крупных автоконцернов перед Второй мировой, из которых на сейчас осталась только «Ауди». Есть «ГАЗ-12» и 21-я «Волга», удлиненная под лимузин. Это те, которые полностью или почти готовы.

- А почему их нет на выставке?

- Я поздно узнал об этом мероприятии, кстати, из ВШ. А автомобили нужно подготовить, нужны водители... Поэтому сумчане их увидят позже.

На древний «БМВ» чем-то неуловимо похож еще один из самых старых экспонатов выставки, но уже отечественного производства - «Москвич-400» 1950 года выпуска. Это первый массовый легкий автомобиль, продававшийся в СССР для личного использования, прототипом которого был «Опель-Кадет», выпускавшийся с 1937 года.

- Он у меня уже лет 15, - рассказывает о своем чудо-«Москвиче» сумчанин Сергей Сухов. - Восстанавливал его, потом переделывал по-своему...

- У вас только этот автомобиль?

- Есть еще «Форд-Таунер» 1982 года, тоже универсал. А это - машина для души, к тому же она экономичней. Летом поездит, а зимой - уже «Форд».

- А вы на нем просто ездите, как на обычном автомобиле?

- Да, мы даже в Киев на нем ездили. На новые автомобили денег нет, а такой взял - руки есть, сам ремонтами занимался и занимаюсь, - и он ездит. Самому интересно - бывает, в плохом настроении выезжаешь, проехал полгорода - и уже улыбаешься: люди фотографируют, головами крутят, всем он нравится...

В общем, выставка даже удалась, хотя в этот раз на ней было только 18 машин. Хочется верить, что впереди - и более масштабные мероприятия, ведь сумским любителям старинных автомобилей действительно есть что показать. Да и желающих посмотреть, потрогать и сфотографировать раритеты в городе, как выяснилось, очень много, начиная с малышей и заканчивая современниками старых автомобилей. Так что ждем новых интересных событий от Ретроклуба!

Ярослав Берест


п»ї