Культура

«Послушай, как поет «Шансон»...

Он прошел 24 ноября в удобном зале конгресс-центра СумГУ. Зал был полон. На экранах дисплеев, прикрепленных к потолку, светилась надпись: «При отсутствии электричества программа не отменяется!» Такое дополнение к афишам нередко можно было увидеть в те годы, когда коллектив делал свои первые шаги. А было это в конце 90-х.

Виктор Сыроватский вспоминает: «Песня - маленькое произведение искусства. Оно длится в среднем три минуты. Но если это хорошее произведение искусства, там открывается целый мир, целая Вселенная. Целая жизнь там проходит за эти три минуты. Наш жанр так устроен, что он не терпит фонограммы. Это всегда исполнение как первое, всегда живое. Завтра эта же песня будет исполнена уже иначе, потому что мы уже будем другие, и петь мы будем другим людям. И это роднит поэтическую песню с театром. Таким мыслям я предавался осенью 1998 года, когда бродил по городу. Был листопад, очень красиво. И я фантазировал - как бы создать такой театр, чтобы был нужен людям, и нам был бы интересным, и детям можно показывать».

(Так вот откуда название субботнего концерта - «Из какой-то там фантазии...»!)

«И я ходил, шуршал листьями. И вдруг попадаю на улицу Воскресенскую - так она теперь называется, - в то место, где теперь кафе «Сумка». Поднимаю глаза - а там написано: «Мистецький центр «Собор». И вот, пока я открывал эту дверь, у меня в голове родилась идея. Я захожу туда и там нахожу замечательных людей. В худсовете - Орест Коваль, Николай Гриценко. Василий Чубур и Владимир Садовничий. Я с ними поговорил об идее, которая возникла буквально при открывании двери, и Орест Романович сказал: «Добре. Спробуємо з вами працювати». И так все началось. Мы начали там выступать. И буквально уже со второго концерта у нас был аншлаг. Люди приходили, мест не хватало, некоторые даже стояли всю программу. И вот тогда мы поняли, что нашли что-то нужное для людей».

За 20 лет состав коллектива несколько поменялся. (Жаль, на концерте не выступили все.) Сейчас он такой: Виктор Сыроватский, Оксана Скоробогатская, Яна Шифрина и Сергей Городничий.

Концерт был построен так, что песни иллюстрировали рассказ участников коллектива о его творческом пути. Его предварил слайд-фильм с фотографиями разных лет и песня киевского барда Игоря Жука «Напоите белого коня». Заканчивается она так: «Что ж вы загрустили о себе? - / Я имел в виду совсем другое: / Слышите? - в тумане над рекою / Пароход играет на трубе...»

Забегая наперед, скажем, что в концерте прозвучало еще одно стихотворение Игоря Жука, которое, на наш взгляд, точно характеризует направленность многолетнего творчества театра: «Коли панувало лиш чорне і біле / Ми грали в зеленеє... // В пітьмі сумували, до світла тягнулись, / Мов листячко клена, / На чорному живі, на білому живі, / Ми грали в зеленеє». Он написал это как ответ на часто исполняемую коллективом песню польских авторов Иржи Матушкевича и Войцеха Млынарского в переводе Виктора Сыроватского «Игра в зеленое». «Игра в зеленое» - это идиома, означающая надежду. Получается - личные надежды, объединенные местоимением «мы».

«Мы» относится не только к членам коллектива и их семьям, не только к собратьям по всему кругу авторской песни, но и к слушателям, которые все эти годы приходили на концерты театра и его гостей (в рамках проекта «Антология поэтической песни» состоялось около 100 концертов). Для них была исполнена песня Владимира Завгороднего «Тому, хто почув».

Слушатели помнят немало программ театра, посвященных поэтическому и песенному наследию отдельных авторов: «Оригинальные песенки Александра Вертинского», «Психея» (на стихи Марины Цветаевой), «Верблюд» (посвящена поэту Чичибабину), «Наш Окуджава» и др. А начиналось все с программы, посвященной Максимилиану Волошину, - «Дом поэта». Ему - привилегия: три песни и стихи.

И снова - Владимир Завгородний, «Провинциальные дожди»: «Провинциальные дожди неторопливы, / и дробь свою стучат легко и робко. / Провинциальные поэты не спесивы, / Провинциальные Лауры так красивы!..» Это тоже о «нас». Но не так уж робка провинциальность. Да что там - во втором отделении этой песне вторит совсем бодрая «Провинция» Павла Гребенюка: «Есть города столичные, / К шуму толпы привычные, / Там в зареве электричества / Звезды не отыскать. / А есть города неважные, / Даже одноэтажные, / Там змеи плывут бумажные / И так хорошо дышать...»

Песня за песней в концерте формировалась древняя идея на новый лад: ось истории проходит через провинцию. Через дружеский круг. Через семью - ей была посвящена песня на стихи Марины Цветаевой (музыка Маруси Митяевой) «Але». И как символ песенно-семейного единства - совместное исполнение участниками театра и их детьми песенки из мультклипа «Мы летим» («Машина времени»).

В заключение концерта прозвучала уже упомянутая «Игра в зеленое». Но слушатели не разошлись, пока не услышали «Молитву» Булата Окуджавы. По смыслу, по всему строю концерта ее не хватало, и она прозвучала: «Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет, / Господи, дай же ты каждому, чего у него нет. / Умному дай голову, трусливому дай коня, / Дай счастливому денег и не забудь про меня...»

Ответное слово слушателей в адрес своего театра выразилось в коротенькой эсэмэске поэта из Конотопа Ирины Козловой: «Когда в душе туман и слякоть, / И все вокруг как скверный сон, / Чтоб не упасть и не заплакать, / Послушай, как поет «Шансон».

Виталий Сергеев


п»ї
Loading...
Читайте в этой рубрике

Мелодия Человека

18 ноября вспоминали большого музыканта Вилена Павловича Желудева

К этому дню его родные и друзья подготовили небольшой фильм о Вилене Павловиче и сборник его музыкальных пьес.

Три небольшие пьесы для фортепиано: «Часы тик-так, сердечко бьется», «Признание», «Созерцание». И вот... Читать статью полностью











На заметку потребителям
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Loading...
Новости
Loading...
Новости