Наше місто

Маршрутки в Сумах - пока по 5 грн.

Исполком отказал перевозчикам в повышении тарифов, так как их расчеты завышены

12 марта Сумской горисполком рассмотрел вопрос о повышении тарифов на проезд в автобусах частных перевозчиков. Все десять проектов решений предполагали повышение до 7 гривен, причем для всех категорий пассажиров, то есть без каких-либо льгот для школьников и пенсионеров.

Однако обсуждение этого вопроса члены исполкома начали с другого проекта решения, который инициировала и разработала благотворительная организация «Общественный фонд «Сумы», - «О некоторых вопросах организации перевозок и установления тарифов на транспортные услуги по перевозке пассажиров на автобусных маршрутах общего пользования». Представитель общественного фонда Максим Корниенко объяснил:

- Как известно, в прошлом году Харьковский национальный автодорожный университет (ХНАУ) проводил исследование пассажиропотока в Сумах, и по его результатам было установлено, что вместо предусмотренных условиями конкурса и договорами с перевозчиками 6 тысяч рейсов в день фактически совершается 4 тысячи в рабочие дни и 3 тысячи - в выходные. Такие же нарушения неоднократно фиксировали отдел транспорта и специальная временная комиссия, созданная по распоряжению мэра в феврале прошлого года: вместо 12-13 машин на маршруте в течение дня работают 6-10, а в отдельных случаях - даже меньше половины от того количества машин, которое предусмотрено договором. По условиям договора с перевозчиками, если на маршрут выходит меньше 50% единиц транспорта, то одного такого нарушения уже достаточного для того, чтобы разорвать договор. Не говоря уже о несоблюдении графиков движения и отсутствии транспорта на линиях в вечернее время. Основанием для расторжения договора также может быть невыполнение перевозчиком условий по оборудованию автобусов системами GPS-контроля, а на сегодня, за два года работы после последнего конкурса, еще далеко не все перевозчики выполнили это требование. И не только это: условиями конкурса и договорами предусмотрено также ежегодное обновление подвижного состава, и за два года он должен быть обновлен уже на 30% (если автобусам больше пяти лет) или 20% (если автобусам от 3 до 5 лет). Это условие также не выполнил ни один перевозчик. Но, несмотря на все эти многочисленные и неоднократные нарушения, договоры с ними никто разрывать не спешит. Хотя дело даже не столько в разрыве договоров, а в том, что при расчете тарифов перевозчики закладывают в расходную часть (заправка автобусов, зарплата водителей и т.д.) то количество транспортных средств и рейсов, которое предусмотрено условиями конкурса и договорами, хотя фактически эти показатели вдвое меньше.

В качестве примера общественник привел членам исполкома расчеты одного из перевозчиков по одному маршруту - №3. В них перевозчик показывает, что у него на маршрутах как в будни, так и в выходные дни должно быть 13 машин, которые должны совершать по 20 рейсов в день, как и предусмотрено договором. Соответственно, он показывает, что ежедневно заправляет 13 машин, платит зарплату водителям на такое количество машин, расходы на техобслуживание, ремонт и все остальное - также из расчета на указанное количество машин и рейсов, и все это заложено в тариф.

- Но по факту у него работает всего 6 машин, и это подтверждено проверками. То есть за семь машин, которые стоят где-то в гараже, сумчане платят из своего кармана, - возмутился М.Корниенко. - Далее в расчетах этого перевозчика указано, что его машины - 2011 года выпуска. Это значит, что на сегодня у него уже должно быть обновлено 30% подвижного состава, то есть по маршруту №3 сейчас должно ездить четыре новых автобуса. Они есть? К сожалению, нет.

Еще один важный момент - цена топлива в расчетах. У одних перевозчиков она 19,2 грн. за литр, у других - 19,98 грн. На самом же деле сейчас они заправляются в среднем по 15 грн., и в том тарифе, который действует сегодня (5 грн.), также заложена цена топлива 15 грн.

И наконец, еще один интересный нюанс (причем у всех перевозчиков в расчетах тарифов эта составляющая абсолютно идентична) - это доход от другой деятельности, не связанной с перевозками пассажиров. В нашем случае это предоставление рекламных услуг. Каждый, кто ежедневно пользуется маршрутками, видит, что все они заклеены рекламой, но в расчетах тарифов все перевозчики в этой графе ставят ноль, что, конечно же, не соответствует действительности.

Поэтому суть нашего проекта решения в том, что перед любым повышением тарифа на проезд отдел транспорта сначала должен подготовить информацию о том, насколько перевозчики соблюдают все условия договоров, включая ежедневное количество машин на маршрутах, совершаемых ими рейсов, соблюдение графиков движения и т.д. И расчеты должны производиться только на основании фактических показателей, а не на маршрутки-призраки, которые ездят только по бумагам.

Все члены исполкома единогласно согласились с позицией общественного фонда, однако по поводу предложенного им проекта решения у них возникли сомнения.

- То, что рассказал Максим, я думаю, и так все знают: фактические показатели не соответствуют тем нормативным и прогнозированным показателям, которые заложены в расчетах перевозчиков, - и по количеству машин и рейсов, и по цене на ГСМ, и по всему остальному. Поэтому, я думаю, никто сегодня не будет поддерживать тариф в 7 гривен, - сказал советник мэра Виктор Волонтырец. - Но в то же время за проект решения, предложенный общественным фондом, лично я голосовать не буду, поскольку то, что записано во всех трех пунктах этого проекта решения, и так предусмотрено в полномочиях отдела транспорта. Проверяя поданные перевозчиками расчеты тарифов, отдел в любом случае должен все это делать. Поэтому принимать то, что уже записано в его полномочиях, нет никакого смысла.

В итоге проект решения получил всего 5 голосов за при необходимых 11. После этого члены исполкома перешли к рассмотрению непосредственно тарифов. И здесь они, профильный отдел и общественные активисты проявили невиданное единодушие - все высказались против повышения тарифов. Начальник транспортного отдела Сергей Яковенко подтвердил, что поданные перевозчиками расчеты на сегодня возвращены им обратно, так как составляющие тарифа в них не соответствуют действительности.

Интересно, что на заседании присутствовал представитель только одного перевозчика - ООО «СНГ-автотранс», и тот не изъявил никакого желания высказаться. Остальных не было, что, мягко говоря, необычно.

В итоге ни за один из десяти проектов не нашлось ни одного голоса за.

Антон Акулин


п»ї
Читайте у цій рубриці

Оригинальная альтернатива от архитектора

Читати статтюВладимир Быков предложил почтить память Небесной Сотни поминальными табличками

Вот уже несколько лет в Сумах никак не могут провести конкурс и определить победителя, который бы предложил идею памятника и благоустройства сквера, посвященного памяти Небесной Сотни.

В июне прошлого... Читати статтю повністю

Это вам не прямоугольник прикрутить!

Зачем в Сумах ищут дизайнера для оформления указателей с названиями остановок?

Департамент инфраструктуры Сумского горсовета проработал вопрос по оборудованию новых стеклянных павильонов на остановках общественного транспорта указателями с названиями этих остановок.

Напомним: при... Читати статтю повністю

Вместо одного - сразу два?

Еще в феврале на ул. Интернационалистов в Сумах начались подготовительные строительные работы - в 12-м микрорайоне расчищалась площадка под еще один дом. Ведь Сумской горсовет предоставил здесь 68 соток в постоянное пользование прокуратуре Сумской области еще в ноябре 2018 года.

Сумчане... Читати статтю повністю