Досуг

Мьянма - страна восточных красавиц

Там едят пауков и жуков, а мужчины ходят в юбках

Марина - путешественница по натуре. Почти в каждый отпуск она открывает для себя какую- то новую страну. Переезды и перелеты ее не утомляют, а наоборот, дают энергию и новые впечатления.

Сейчас Марина работает в Киеве, но родилась она в Сумах, где живет ее мама. Приехав домой погостить, Марина встретилась с корреспондентом ВШ и рассказала о своем последнем вояже.

Янгон - город, аэропорт и река

- В прошлом году я ездила отдыхать в Таиланд, там мне очень понравилось. А в нынешнем феврале я решила отправиться в соседнюю Мьянму. Захотелось еще раз окунуться в восточную экзотику, посмотреть на Лежащего Будду и на удивительный Золотой камень - еще одну диковинку этой загадочной страны, который, как мне рассказывали, непостижимым образом балансирует на самом краю скалы. В Украине посольства Мьянмы нет, но оно есть в Москве. К счастью, личное присутствие не требуется, документы можно отправить на оформление почтой. Стоимость визы - 20 долларов, а срок действия - три месяца, из которых четыре недели разрешено находиться на территории страны. Я купила двухнедельный тур за 1960 долларов, еще около 600 долларов стоил перелет до крупнейшего города Мьянмы Янгона. Раньше он был столицей, но в 2005 году резиденцию правительства перенесли в Нейпьидо, хотя от этого своего значения город не утратил.

Одноименный аэропорт Янгон, где наш самолет приземлился после 14 часов перелета, оказался небольшим (всего один международный терминал и еще один для внутренних сообщений), но вполне современным. Одно время он даже считался лучшим воздушным портом во всей Юго-восточной Азии. Обслуживающий персонал настроен доброжелательно, лишних вопросов не задавали, только при проверке документов попросили сфотографироваться на вебкамеру - пришлось даже слегка присесть, ведь местные жители невысокого роста. Аэропорт находится в 15 км от центра города, куда быстрее всего добраться на такси, и обойдется это примерно в 10 долларов. На общественном транспорте гораздо дольше, так как автобусы делают много остановок. В Мьянме я сразу же ощутила разницу в климате по сравнению с Украиной. У нас еще была минусовая температура, а здесь - плюс тридцать! Вообще-то зима считается лучшим временем для посещения этой страны, так как летом еще жарче.

При въезде в страну турист обязан поменять 300 долларов на чеки местного Национального банка, хотя доллар ходит здесь наравне с

местной валютой. Обмен, как я убедилась, не слишком выгодный, поскольку государство выставляет завышенный курс, а обратно валюту меняют ограниченно. Но таковы правила. Денежная единица Мьянмы называется кьят (состоит из 100 пья). В обороте банкноты номиналом от 1 до 5000 кьят и монеты мелкого достоинства. Примечательно, что на банкнотах изображены памятники местной архитектуры и искусства, а также картины традиционных занятий населения - их интересно рассматривать. Один доллар равен 1530 кьят. Кстати, расплатиться картой в Мьянме почти невозможно, разве только в самых крупных отелях, ресторанах и магазинах. Банкоматов тоже очень мало, а в провинции их вовсе нет.

Я заселилась в отель, который оказался хоть и новым, но предназначенным скорее исключительно для сна. Комнаты небольшие, в них есть все необходимое: душ, туалет, даже большое зеркало над умывальником. Но ресторана не предусмотрели. Предлагался только завтрак, сервировавшийся в специальном зале, притом довольно скромный - яйца, булочка, сок или молоко. И это еще мне повезло. Приличных отелей в исторической части города практически нет, хотя цены выше, чем в Таиланде. Доходят до 300 долларов за ночь! При этом можно нарваться на ободранные обои, обшарпанную мебель, серое постельное белье и только условное наличие кондиционера. А порой на откровенные клоповники! Немного отдохнув после дороги, я отправилась на экскурсию по городу.

Название Янгон произошло от двух бирманских слов «ян» и «коун», которые в переводе означают «враги» и «закончиться». Или, более фигурально выражаясь, - «конец вражды». И это не случайно. Ведь за свою многовековую историю страна пережила немало войн, в том числе и гражданских. Первое впечатление от города - солнечный, очень пыльный, переполненный автотранспортом, но в то же время достаточно зеленый. А еще пахнущий.. нафталином. Не знаю, как другие, но я в восточных городах всегда ощущаю доминирующий запах. Некоторые пахнут сандалом, другие - пряностями, третьи - мусором, а Янгон - именно нафталином. Может, это следствие регулярной дезинфекции от крыс и насекомых?

Город находится на юге Мьянмы на берегу одноименной реки Янгон, в 40 км от ее впадения в Андаманское море. Его население - около

7 млн. человек. При этом он совершенно не приспособлен для пешеходов. Тротуаров практически нет, идти приходится по обочине проезжей части или по плитам поверх сточной канавы. Иногда эти плиты отсутствуют...

Восточный колорит

Автобусы здесь напоминают львовские советских времен, проезд в них стоит около 50 центов. На такси - 2-8 долларов, пересечь реку на пароме можно за 4 доллара. Метро нет, зато присутствует круговая железная дорога. По ее 46-километровым путям курсирует поезд, отправляющийся с центрального железнодорожного вокзала. Купив билет всего за один доллар, можно наблюдать из окна не слишком комфортабельного вагона всю панораму города. Еще один необычный способ местного передвижения - велорикша. Удовольствие прокатиться на такой повозке сравнимо с проездом в такси.

Янгон - шумный восточный город с колоритной колониальной архитектурой, запутанными лабиринтами оживленных улиц, на которых мелкие лавчонки с горами сушеных жуков соседствуют с современными супермаркетами и ресторанами, а бедные трущобы - с удивительными культовыми сооружениями. Здесь все перемешано, чтобы увидеть что-то интересное, совсем не обязательно дотошно исследовать музеи, достаточно пойти куда глаза глядят - и обязательно натолкнешься на экзотику.

Секрет красоты бирманок

Мьянма раньше была английской колонией и называлась Бирмой. Это многонациональная страна, где живет по меньшей мере 100 народностей. Среди них: бирманцы, шаны, карены, китайцы, индийцы, моны, качины и многие другие. Местные жители смуглые, с монголоидным типом внешности. Я заметила, что, как и тайки, бирманские женщины весьма красивы. У них нежные черты лица, длинные и густые черные волосы, округлые руки с тонкими кистями, маленькие ножки, стройные фигуры, гордая осанка. Легкий монгольский акцент в облике и раскосый разрез глаз придает их лицам особое пикантное очарование. Даже старушки сохраняют выразительные черты. И почти у всех бирманок безупречная матовая кожа! Говорят, это благодаря танаке. Танака - это местное природное косметическое средство, которое получают из одноименного дерева. Растет оно очень медленно, стволу, чтобы набрать в диаметре даже пару сантиметров, нужно несколько лет! Срубленную танаку местные жители распиливают на части и продают связками. Бирманки предпочитают сами готовить из нее целебный косметический крем, по консистенции напоминающий сметану. Танаку наносят на лицо иногда тонким слоем, иногда толстой маской. Средство не только уберегает от палящего солнца, но смягчает, увлажняет, питает и охлаждает кожу, сужает поры. Оказавшись в Мьянме, я, конечно, не смогла удержаться, чтобы не попробовать это средство на себе. Делала маски из танаки все время, пока здесь находилась, и моя кожа действительно стала заметно лучше, даже мелкие морщинки разгладились!

Одеваются бирманки в национальные длинные юбки, которые называются лоунджи, и носят их, нужно сказать, с большим изяществом. Здешние женщины очень скромны, никогда не обнажают плеч и колен, но лица их всегда открыты, несмотря на жару. Лишь при работе в поле они могут надеть свои конические широкополые шляпы из рисовой соломы. Гораздо чаще на голове местных красавиц можно увидеть... тяжести. Корзины с фруктами и овощами, лотки, тюки, вязанки хвороста, горшки с водой бирманки переносят практически не придерживая руками и очень грациозно. Возможно, такое занятие вырабатывает присущую им гордую осанку и стройность. Представительницам прекрасного пола в Мьянме живется нелегко, ведь именно на них базируется благополучие бирманских семей. Женщины занимаются не только ежедневными домашними делами, приготовлением пищи, стиркой, уходом за детьми, но и непременно каким-нибудь ремеслом или торговлей, а в деревнях - выращиванием риса. Позже я даже видела женщин, занятых на строительстве дорог. При том, что женщинам платят на треть меньше, чем коллегам-мужчинам. Мьянма - страна буддистов, а в буддизме мужчина имеет более высокий иерархический статус, чем женщины. Впрочем, и они могут добиться успеха в карьере. Самая известная бирманка Аун Сан Су Чжи стала министром иностранных дел и премьер-министром страны, правда, перед этим провела более 20 лет под домашним арестом как оппозиционер к действующей власти.

Уличные «вампиры»

А вот местные мужчины показались мне похожими на... вампиров! Почти у каждого окровавленный рот и зубы! Зрелище даже жутковатое. Правда, на самом деле это не кровь, а бетель, который бирманцы поголовно жуют. Бетель - что-то вроде аналога жевательной резинки, только натуральный, из коры и листьев местного ореха. Поговаривают, с легким наркотическим эффектом. Продается бетель везде - на улицах, на базарах. Готовят его прямо тут же, на прилавке. Нарезают листья, смазывают их чем-то, смешивают с измельченной корой и скручивают все в крошечные пакетики. Так и жуют.

Мужчины тоже ходят в юбках, как правило, клетчатых, только называются они пасо. А женские - тхамэйн. Лоунджи - это общее название юбок как таковых. Традиция возникла очень давно, на протяжении веков мужские и женские юбки изменяли свои фасоны, формы и расцветки. Сегодняшняя мьянмская юбка представляет собой цилиндр из ткани, чаще всего хлопковой, иногда с добавлением синтетических нитей для прочности. Ее длина по окружности - около двух метров. Чтобы замотаться в такую юбку, свести ее на талии, существуют женский и мужской способы. Женщины делают спереди большой «язык» из излишков ткани и запахивают его на левый бок, заталкивая верхний край за пояс.

У мужчин завязывание пасо представляет собой сложный процесс. Непременный его атрибут - болтание пасо вправо и влево, напоминающее взмах крыльев орла, без него ни один мьянмец не надевает юбку. Потом следует не менее символичный и замысловатый способ завязывания узла спереди. Существует даже неписанное правило - если мужчина хочет прекратить разговор или ему больше нечего сказать, он начинает перевязывать свою юбку. Пасо никогда не носят с ботинками или кроссовками, полагаются только сандалии, лучше всего традиционные мьянмские шлепанцы на подошве из цельного каучука.

Чистоплотный и доброжелательный народ

Все бирманцы, что мужчины, что женщины, очень чистоплотны, моются по нескольку раз в день, в городах - в специальных бассейнах, в деревнях - в реках. Одежду тоже стирают каждодневно. Общая черта этого народа - трудолюбие. Множество людей занято в туристической сфере - продавцы сувениров, работники гостиниц, водители такси, гиды и т.д. Они всегда приветливы, улыбчивы и честны. Никто не пытался меня обмануть или обобрать. Даже когда я ездила в такси, всегда называли адекватную цену трафика.

В этой стране почти нет наркоманов и пьяниц, разветвленной сети секс-услуг. Мьянмцы доброжелательные и спокойные люди. Ссоры, выяснение отношений здесь чрезвычайно редки. До рукоприкладства дело практически никогда не доходит. Даже в столь густонаселенном городе, как Янгон, люди рассудительны и невозмутимы. Толчеи и давок не создают, не чувствуется характерной для мегаполисов суеты и раздражения. Они любят размеренную, спокойную и предсказуемую жизнь, предпочитают избегать нештатных ситуаций, которые приводят их в сильный стресс. Это - люди с большим чувством собственного достоинства, попрошаек среди них практически нет. Даже в преклонном возрасте они сохраняют бодрость и ясный ум.

Я была удивлена, когда узнала, что у бирманцев нет фамилий и даже отчеств! А ведь населения почти 60 млн. человек! Так что после замужества женщинам не приходится ничего менять. Разводы крайне редки, потому что бирманки верные и хорошие жены. Ведут себя скромно, соблюдают традиции. Впрочем, при желании бирманка может развестись, оставив с собой своих детей и получив равную долю от совместного имущества. Женщины также имеют равные права наследования наряду с мужчинами. Живут семьи тесно, нередко под одной крышей три поколения! Детей рожают много, 5-7, а то и больше. И очень их любят, называют «драгоценностью». Воспитывают без телесных наказаний, с уважением относясь к личности ребенка. Маленькие бирманцы имеют право высказаться по поводу домашних дел, причем их мнение будет внимательно выслушано.

«Охотники за головами» и «длинношеи»

Есть, правда, один народ, выпадающий из общей картины. Это племя нага, больше известное как «охотники за головами». Оно живет в отдаленных приграничных районах страны, и в прошлом у него была недобрая слава. Нага отрубали головы убитых врагов, веря в магические свойства черепов, которые вывешивали перед своими жилищами. Сейчас они этого, конечно, не делают, заменив человеческие головы черепами животных. Это очень бедное племя, насчитывающее около 120 тысяч человек, которое живет обособленно, за счет охоты, земледелия и рыбной ловли. Отсутствие дорог к месту их пребывания усугубляет изоляцию. Нага издревле использовали в своих обрядах наркотические растения и сейчас продолжают собирать мак, делают из него опиум, который частично продают, частично употребляют сами. Раньше они носили набедренные повязки, сейчас преимущественно надевают штаны, но в остальном сохраняют свой традиционный уклад жизни. Когда мужчина нага женится, то пристраивает к родительскому дому комнату для себя и супруги. Поэтому хижины их порой имеют по 70 комнат и больше напоминают поезд, чем дом. Правительство Мьянмы хочет проложить к этим районам автобусные маршруты и таким образом приобщить нага к цивилизации.

Еще одно интересное племя - падаунг, известное своим древним обычаем удлинять женщинам шею. С самого детства девочкам ее «вытягивают» с помощью металлических обручей.

Первое кольцо надевают в 5 лет, в течение жизни их число постепенно увеличивается, доходя до пары десятков. Строение шеи при этом не меняется, просто опускаются плечи, что и приводит к визуальному эффекту удлинения. Общий вес таких колец может достигать 4-5 килограммов. Представляю, каково их носить! Вплоть до последнего времени женщины племени следовали этой традиции, и только молодое поколение постепенно начинает от нее отказываться.

Золотая ступа

А теперь - о местных достопримечательностях. Символ Янгона - блестящая золотая ступа, Шведагон, поражающая не только своей масштабностью, но и разными мелкими деталями, украшающими ее. Это огромная буддийская постройка, представляющая собой похожее на колокол сооружение без внутренних помещений. По сути земляной холм, облицованный камнем, а затем оштукатуренный и покрытый тонкими золотыми листами. Общий их вес 1000 кг! Венчает ступу золотой флюгер весом 55 кг на золотом же шаре, инкрустированном бриллиантами! Стержень, на котором он укреплен, сделан из серебряного сплава и украшен золотыми барельефами четырех будд.

Свое происхождение ступа ведет от могильного кургана. В самой его глубине, как нам рассказывал гид, находится маленькая камера с мощами Будды и другими священными реликвиями.

Легенда гласит: около двух с половиной тысяч лет назад два купца из городка Оккала, что стоял на месте современного Янгона, отправились в Индию. Там они получили из рук самого Будды Готамы восемь золотых волос с его головы.

Волосы положили в золотой ларец, который поместили в реликварий и накрыли золотым камнем. Эти волосы сверкали как самоцветы и обладали такой магической силой, что немой мог говорить, глухой слышать, а хромой ходить. Дождь из драгоценностей усыпал землю вокруг слоем по колено человеку. На этом месте и воздвигли ступу.

Она достигает стометровой высоты и видна за десятки километров от Янгона, с моря и с суши. Ведь ступа стоит на прямоугольной платформе, приподнятой над окружающей равниной на высоту шестиэтажного дома! На платформу ведут четыре длинные лестницы. У подножия главной, южной - два огромных изваяния львов. Золотая ступа окружена 64 маленькими золочеными ступами и небольшими храмами. Под крышами храмов сотни скульптур будд и колоколов, некоторые весят по несколько тонн! Колокола подвешены так низко, что каждый желающий может ударить в них специальной деревянной битой - раздается мелодичный звон.

Почти все постройки, за исключением ступ, деревянные. Они щедро украшены резьбой, позолотой, стеклянной мозаикой.

В общем, впечатления незабываемые! И всего за 8 долларов - столько стоит входной билет. Кстати, поблизости можно натолкнуться на множество «салонов» местных гадалок и знахарей.

Тот самый Лежащий Будда

Я, конечно, не могла не осуществить свою мечту и не посмотреть на Лежащего Будду. Тем более что от Шведагона до пагоды, где находится эта скульптура, всего 3 километра. Можно дойти пешком. Или воспользоваться рейсовым автобусом. Когда подъезжаешь к пагоде Чаутатжи, выполненной в традиционном буддийском стиле, она не кажется такой уж большой. Но когда входишь внутрь (вход, кстати, бесплатный), поражаешься размерам хранящейся там реликвии! Изваяние царевича Сиддхартхи Гаутамы из рода Шакья лежит на огромной скамье на правом боку, подперев рукой голову. Его глаза как будто живые. На шестиметровых ступнях изображены сложные символы, отражающие основные понятия буддистской философии. Говорят, что такое полулежачее положение фигуры означает предсмертное состояние, близкое к вознесению, или переходу в другой мир. А возможно, это просто поза отдыха.

Примечательна история о том, как нашли эту статую. Когда-то давно в город вторглись завоеватели и практически разрушили его, не тронув только огромную статую Будды длиной около 60 м. Спустя годы, покинутая, она заросла джунглями. Потом, уже в наше время, вблизи Янгона стали прокладывать железную дорогу, и на пути строителей возник холм. В нем собирались проложить тоннель. Но, приступив к работам, инженеры поняли, что это не гора, а покрытая землей и растительностью гигантская статуя. Место, где уже начали бурить отверстие для тоннеля, оказалось ртом Будды. Скульптуру бережно очистили и сделали достопримечательностью для туристов. В 1966 году один глубоко верующий буддист собрал средства на реконструкцию пагоды и реставрационные работы. Вся история скульптуры отображена на старых фотографиях, прикрепленных к столбам внутри помещения. А имена бирманцев и иностранных туристов, внесших самые большие пожертвования, увековечены на балках.

Трон из чистого золота

Довольно интересным оказался и местный национальный музей. Вход стоит 8 долларов. Огромное пятиэтажное здание, 14 холлов, богатая экспозиция! Правда, там несколько душновато и, к сожалению, не разрешают фотографировать. Зато есть на что посмотреть! Много экспонатов имеют непосредственное отношение к королям страны. Например, 8-метровый трон короля Тибау, выполненный из чистого золота! Или роскошные короны, покрытые слоновой костью, алмазами и другими драгоценными камнями - они великолепны! На первом этаже я видела древние этнические письмена, образцы первых бирманских алфавитов, предметы сельского быта, традиционную бирманскую повозку, которая кое-где используется и сейчас. В зале искусств запомнились наскальные рисунки каменного века и некоторые картины современных художников Мьянмы.

В музее много окаменелостей возрастом миллионы лет, в том числе есть окаменевший примат, древний предок человека, найденный в районе Пондаунг в Верхней Мьянме. Выполнена копия пещеры Падалин, где хранятся рисунки каменного века, которым более 10000 лет, каменное оружие неолита и бронзовые мечи более поздней эпохи. Экскурсия длилась почти три часа, и все равно все посмотреть мы не успели.

Потом с туристической группой я ездила и за пределы Янгона. Искупалась на лучшем пляже Мьянмы Нгапали, он в 45 минутах пути от города. Невероятно длинный - 10 км! С чистым белым песком в обрамлении кокосовых пальм, с прозрачной голубой водой - просто идеальное место для отдыха. И главное, там не водится никакой опасной живности - ни морских ежей, ни медуз, ни морских звезд, ничего, что могло бы вас искусать или испугать. И, не поверите, он малолюдный! А уж по сравнению с курортами Таиланда просто пустынный.

На чем же он держится?

И, конечно, я посетила Пагоду Чайттийо, больше известную как Золотой камень, - знаменитую буддистскую святыню, о которой давно была наслышана. Добраться до нее оказалось не так просто. Сначала пришлось доехать автобусом до города Кинпун, примерно в 190 км от Янгона, а оттуда еще 16 км по горной дороге на открытом грузовике. Местные паломники преодолевают это расстояние пешком. Да и всем остальным последние 3 км приходится топать ногами, так как дороги дальше нет. А последний километр и вовсе босиком - ведь при посещении буддистских святынь принято снимать обувь. Самые ленивые туристы нанимали носильщиков.

Золотой камень - это огромный гранитный валун около 6 метров высотой и 25 м в обхвате, покрытый сусальным золотом и балансирующий на более чем километровой высоте над пропастью на горе Чайттийо. Вопреки всем законам физики он почему-то не падает вниз уже несколько веков, находясь в столь неустойчивом положении. Объяснить, почему, никто не может. Жители Мьянмы уверены, что это Божье провидение удерживает удивительный камень на месте. Существует легенда, что Будда подарил встретившемуся ему монаху-отшельнику прядь своих волос. Не зная, как лучше сохранить бесценную реликвию, монах обратился к королю. Было решено замуровать волосы в пагоде и поставить ее там, где никто не сможет осквернить священную реликвию. Со дна морского благодаря содействию бирманских духов был поднят огромный валун и водружен на вершине горы. На нем и построили пагоду. Именно волосы Будды, как считают, и не дают камню рухнуть. О ступе Чайттийо упоминается в бирманских хрониках XVI века, а тексты, описывающие историю создания ступы, относят к V столетию до нашей эры!

И меня при взгляде на пагоду посетила мысль - этого не может быть! На чем же она там держится? Ведь камень и правда никак не закреплен, усилиями нескольких человек его можно даже покачать. Более того! Рассказывали, можно протащить под основанием веревку! Но вокруг толпились паломники и туристы, и вплотную к камню трудно было подойти. Удивительное место! Самая необычная святыня в мире! Я не пожалела, что потратила на дорогу сюда деньги и время. К сожалению, оставаться здесь на ночь иностранцам категорически запрещено, иначе бы я, наверное, задержалась до рассвета.

Ох у них и вкусы!

В городах Мьянмы, в Янгоне в частности, очень развито уличное питание: на каждом углу маленькие харчевни на открытом воздухе, а вечером целые улицы превращающиеся в один гигантский ресторан. Нормально поесть вполне можно за 2-5 долларов. Конечно, встречаются и дорогие рестораны, где обед стоит 50 баксов и выше, особенно если заказать еще и спиртное. В магазинах же бутылка вина обойдется в 18 долларов.

Кулинарные традиции Мьянмы имеют много общего с индийской и китайской кухней. Отсюда в местных блюдах множество приправ, часто используются рис и соя. Однако есть и свои особенности. При преобладании морепродуктов бирманцы охотно едят и мясо, в основном баранину и птицу, поскольку у буддистов запрет на говядину, а у мусульман, которые в этой стране тоже есть, - на свинину. Вырезка дороговата для кармана местных жителей, поэтому в пищу они используют самые разные части туш, даже те, что обычно считаются отходами, не брезгуют и насекомыми. Даже в ресторанах предлагаются жареные сверчки, личинки древесного червя и прочие экзотические деликатесы. Мне было любопытно что-то такое попробовать, но я так и не смогла преодолеть отвращение. А бирманцы уплетают их с огромным удовольствием. Едят здесь и жареных воробьев, пауков, мясо змей, в общем, все, что движется. Из редких свиных блюд можно отметить век-тха - свинина с авокадо, вкусная. Вместо хлеба часто предлагают рисовые лепешки нам-бья или палата. Рис здесь самый ходовой продукт. Его используют как гарнир к мясу и рыбе, делают из него муку, десерты, фаршируют им овощи, он присутствует почти во всех блюдах. Местные приправы менее остры, чем, например, индийские, зато гораздо разнообразнее. Соусы готовятся на основе перца, куркумы, фиников, имбиря, чеснока и лука, побегов бамбука и сои, кокосового молока, различных трав, жареного гороха, арахисового масла, из креветочной пасты. Такая паста называется нгапи и, будучи очень соленой, часто заменяет в блюдах саму соль.

Из напитков мьянмцы предпочитают чай, только пьют его с молоком, с большим количеством сахара и со специями. Он приторный на вкус, и с непривычки его пить трудно. А вот соки великолепны, свежие, натуральные. Есть и такие, которых раньше я никогда не пробовала, - например, пальмовый или из сахарного тростника. Понравился мне и здешний пальмовый ликер хта-айет, который к тому же и стоит не очень дорого.

«Банановый капитализм»

Мьянма, как вы уже поняли, это страна буддизма и монахов. Они здесь называются «поунджи». Каждый мужчина по крайней мере дважды за свою жизнь должен побыть в этой роли. Хотя это абсолютно добровольно! Он может вернуться к мирской жизни в любой момент. Монахи носят оранжевую или темно-красную одежду. Они обязуются не иметь собственности. Все свое имущество получают в монастыре, и оно строго регламентировано: ряса, зонт от дождя и солнца, чаша для подаяний, ситечко. Знаете оно для чего? Монах не может убивать живое существо, даже мельчайшую мошку! Поэтому воду и напитки они процеживают через ситечко, дабы ненароком не погубить что-то живое.

Они поднимаются в пять утра и идут в соседние деревни за подаяниями. Несведущие думают, что монахи просят милостыню. Но это не так! Они дают возможность обычным людям совершить добрый поступок, пожертвовав немного риса и овощей. Монахов часто приглашают в дом на разные торжества - свадьбу, рождение ребенка и т.п. Хозяева накрывают стол. Монахи молча отведывают угощения, молятся и уходят обратно в монастырь. Кстати, едят они только раз в день, до полудня. Женщины тоже могут быть монахами. Они носят розовые одежды и, подобно мужчинам, стригутся наголо.

Было время, когда эта страна строила социализм, правда, по китайскому образцу. Потом к власти пришли военные с идеями бирманского национализма. «Бирма», а в другой транскрипции «мьянма» - название самого крупного этноса. Хотя первыми на этой территории поселились роинджа, ныне исповедующие ислам. Власти упорно не желают признавать этот народ коренным и призывают их к депортации. Сейчас в Мьянме «банановый капитализм» постколониализма. Большинство населения живет в деревнях, занимаясь сельским хозяйством, и живет довольно-таки бедно. Зарплата в пока только развивающейся промышленности колеблется от 60 до 200 долларов в месяц. Лишь в 2015 году после долгих переговоров местных профсоюзов с работодателями здесь установили минимальную оплату труда - 3600 кьят за 8-часовой рабочий день. По сегодняшнему курсу это около 3 долларов США. Приведу некоторые местные цены, чтобы вы могли понять, много это или мало.

Килограмм курятины в магазине стоит 7 долларов, кило риса - полтора, картофель чуть больше доллара, яблоки затянут на три, литр молока - 1,6 доллара, джинсы можно купить за 17 долларов, на коммунальные услуги городской житель тратит в среднем 30-40 баксов в месяц. В общем, не богатая страна. Но при этом медицина для населения Мьянмы бесплатна, а туристам нужно оформлять страховку. Есть достаточно развитая сеть государственных больниц и поликлиник, а прежде частные клиники национализированы. Хоть уровень медобслуживания относительно невысок и ощущается нехватка лекарств, без медицинской помощи бирманцы не остаются. Знакомые советовали мне захватить с собой антисептики и антибиотики, но, к счастью, они не потребовались. Благодаря чистоплотности местных жителей особой антисанитарии здесь нет.

Кстати, по мировому рейтингу счастья Мьянма стоит выше, чем Украина.

И здесь неплохо отдыхать. Большой плюс, что данное туристическое направление только набирает популярность и нет большого наплыва людей. Возможно, здесь меньше комфорта, чем в Таиланде, зато интересно, и экзотики не занимать.

Роман Беседин


п»ї