Культура

«Далее следуй сам...»

В городской галерее открылась выставка современных местных иконописцев

Это третья такая выставка в галерее. Организаторы посвящают ее Светлому Христову Воскресению. Сейчас у нас действует Свято-Троицкая иконописная мастерская при Сумской епархии, иконописная школа, есть и те, кто пытается освоить иконопись самостоятельно.

Экспозиция знакомит сумчан с мастерами, а для последних это повод подвести итог сделанному и настроиться на новую работу.

На выставке представлены иконы, написанные в разных стилях, резные, есть выпуклая (для слепых) церковная живопись, есть даже скульптура из керамики. Какие из них «правильные», какие «неправильные», какие лучше служат своему предназначению, какие хуже - не нам судить. Во всяком случае, иконописцы старались как могли. Нам понравились работы Юлии Носовой. Ее рассказ о том, как она работает над иконой и как пришла к иконописи, показался нам интересным.

- Я стараюсь смотреть старых мастеров, потому что многому можно научиться даже по репродукциям. Когда их копируешь или пытаешься копировать, то в этих переходах, в этих красках, в деталях оказывается очень много смысла. И только при кропотливой работе со старой иконой он открывается. Поэтому стараюсь быть в курсе того, что сейчас, но вдохновляют меня старые иконы. Я стараюсь молиться, не забывать об этом. Стараюсь меньше думать о том, чтобы добавить что-то от себя, а больше учиться у тех, кто прошел большой путь. Так, Рублев - величина недосягаемая. Может, это консерватизм. Мне уютно в этом консерватизме.

- Как вы относитесь к живописному стилю, когда лики изображают «как в жизни», более чувственными?

- Такая грань, когда говоришь не о своих работах... Я стараюсь отодвинуться от этого.

- Вам не хочется попробовать себя в этом стиле?

- Мне уютно там, где присутствует больше простоты, больше молитвы. Эти символы аккуратно подводят человека к важному. И меньше возможностей зацепиться по этой дороге за что-то неважное.

- Как вы относитесь к тому, что женщины стали писать иконы?

- Во времена Рублева я не должна была бы писать иконы. А так как «белые платочки» много сделали (по выражению митрополита), мне предоставлена эта возможность, я благодарна, делаю что могу.

- Какая-то из ваших икон уже служит по назначению?

- Одна из моих икон - у монахини, другая у священника. Эта («Святой Георгий Победоносец». - В.С.) тоже принадлежит священнику, он разрешил выставить ее.

- Иконы по окончании освящают?

- Да, обязательно. Раньше подписание иконы было освящением. Но это делали монахи в большом келейном правиле, в молитве, возможно, это было освящением. Я человек грешный, я придерживаюсь того, что принято сейчас: отдаю священнику на освящение.

- Чем вы еще занимаетесь, кроме написания икон?

- Я работаю в храме. Поэтому одно другое дополняет.

- Как вы пришли к иконописи?

- Мне всегда хотелось рисовать. Но образование я получила совсем другое, которым не пользовалась. И, наверное, Господь так распорядился, что рисовать я смогла только тогда, когда пришла к Богу. Потому что всегда были какие-то препоны. Получилось так, что меня благословили до того, как я попросила. «Ты иконы пишешь?», - спросил меня батюшка на исповеди. «Нет, не пишу, батюшка, не могу». А потом получилось так, что пришла все равно к этому, начала учиться в иконописной школе. Первая икона «Знамение» у меня не получалась год. Я молилась, оставалась одна в подвальчике епархии - там у нас была иконописная школа, - поклоны била, разговаривала с Ним. А потом раз - и получилось. Я считаю, это была первая икона вымоленная, она сейчас у монахини. Все Господь дает. Я стараюсь технически, а духовно только Господь может дать.

Что ж, икона - важнейший атрибут православной церковной жизни. Она не предназначена для любования и чувствования. Икона «собирает в себе внимание молитвы подобно тому, как увеличительное стекло собирает рассеянные лучи в одно обжигающее пятно», и тем помогает молящемуся, «взирая на образ, умом восходить к первообразу». Вне молитвенного опыта, вне христианской традиции, вне активного диалога со зрителем иконы нет. И в этом смысле выставка икон - затея сомнительная. И все же. Хороший иконописец, «оплотняя» духовное содержание средствами живописи, непременно придет к художественной выразительности. Таковы, например, широко известные «Троица» или «Сретение» Андрея Рублева. Они значимы даже для тех, кто далек от церковной жизни и понимания символики икон, - была бы общей культурная основа. Внешняя (выставочная) красота иконы не может служить мерой ее действенности, но духовный опыт, мастерски воплощенный в иконе, всегда будет красив. К этому нас подводит и житейский опыт: духовно одаренный человек красив, хотя не всякий художник способен это отобразить. Что ж, повторим вослед диакону Андрею, написавшему в работе «Традиция. Догмат. Обряд»: «Конечно, в некотором смысле и богословие, и иконописание всегда обречены на неудачу, так как человеческими средствами передают сверхчеловеческое и невыразимое. Но в этом-то и состоит их смысл: они подводят нас к последней грани и говорят: далее следуй сам...»

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Прелестный цветочек УОС

В рамках городского фестиваля народного творчества «Сумські зорі» в Сумах прошел концерт организации общества слепых.

В небольшом зале Сумского учебно-производственного комбината УОС с большим воодушевлением пели песни и читали стихи. Успехом концерт во многом обязан нынешнему заведующему... Читати статтю повністю

Ураганный джаз

Американские музыканты на сумской сцене

СумЧане получили великолепный подарок к Международному дню джаза - три часа любимой музыки во время мини-феста, в котором приняли участие очень разные, но неизменно профессиональные и интересные исполнители.

Открывали программу концерта любимцы... Читати статтю повністю