История

Искусство, книги, звезды и сад

История создания сумского музея с 1918 года - в цифрах и фактах

Первый директор сумского музея Никанор Онацкий отмечал, что идея его организации в Сумах появилась в 1918 году: «Ще тоді місцевою Наросвітою була виділена комісія під головуванням місцевого педагога П.П.Безсонова, якій було доручено збирання музейних експонатів.

Зібравши деяку кількість речей, комісія підшукала помешкання для музею, але непевне становище на фронті і наступ деникінців у 1919 році - припинили цю справу. Разом із передовими загонами білих до Сум поверталися власники зібраних речей і суворо вимагали їх повернення. Цим музейна справа, власне, була похована.

На початку 1920 року, після виходу білих, у Сумах організувався «Палац Праці», куди знов було звезено дещо з рештків панського майна. Все це було розташовано в фойє театру та у двох чи трьох кімнатах другого поверху того ж будинку. Музейного характеру ця збірка, звичайно, не носила та й не могла носити, бо матеріял був випадковий і різноманітний, до того ж і числом не досить великим (до 1000 примірників)».

«Дворец Труда» открылся 22 января (9 января по старому стилю) 1920 года. Он разместился в бывшем здании Общественного собрания (сейчас там областная филармония). И задумывался в привычных понятиях того времени - как фабрика культуры. «Дворец Труда», сегодня открываемый, будет той кузницей, в которой из расплавленных кусков старой культуры молотом пролетарского сознания будет выковываться душа нового пролетария», - так было написано в заметке, опубликованной в местной газете «Власть Советов».

Коллекция художественных ценностей, собранных здесь, играла роль наглядного учебного пособия, призванного восхитить и подвигнуть на создание своего, не менее прекрасного. Об этом шла речь в газетном отчете об открытии «Дворца Труда»: «Благодаря колоссальным усилиям комиссии в самое короткое время во дворец были собраны почти все сокровища искусств, принадлежавшие сумской буржуазии. Перед изумленными взорами зрителей-рабочих... предстали во всей своей красоте десятки драгоценных картин старинных мастеров, статуи и статуэтки из бронзы, фаянса и т.п., стильная старинная мебель, все, что прежде принадлежало только буржуазии и что пролетарий мог видеть разве только во сне...

Основным мотивом речей всех ораторов было то, что освобождение пролетариата будет полным лишь тогда, когда он создаст свою собственную, пролетарскую культуру».

К концу февраля были созданы первые учебные студии: драматическая, музыкальная и художественная. В художественной студии предусматривались такие отделы: скульптуры - ею руководил Федоров, художественной резьбы (Федоров), рисования и живописи (Онацкий), практики живописи (Ивченко), строительного дела (Ляшенко), истории архитектуры (Ляшенко), декорационного дела (Ивченко), истории искусства (Онацкий) и начертательной геометрии (Мальков). Десятым отделом был отдел «Объяснения художественного собрания Дворца». Им должны были руководить Бессонов и Онацкий. Как видим, еще не было художественного музея, но уже была собрана небольшая коллекция и организован ее осмотр. Главной ее особенностью была познавательно-созидательная направленность.

В феврале было объявлено об организации занятий в Астрономическом павильоне. К марту 1920 г. при отделе народного образования была создана музейно-экскурсионная секция и открыты два музея: естественно-исторический и школьный. На очереди - открытие художественно-исторического музея. Подыскивали помещение.

«Естественно-исторический музей был организован путем объединения коллекций бывших средних учебных заведений по ботанике, зоологии, минералогии, но ввиду отсутствия средств и поддержки он был свернут и имущество распределено по прежним местам. Школьный музей, включающий в себя относительно богатые коллекции детского творчества по лепке, рисованию, клеению, вырезыванию и работе по картонажу... временно прикрыт. Астрометеорологический кабинет имеет небольшой телескоп, метеорологическую станцию, ведет наблюдение о состоянии погоды, расположении небесных светил, периодически вывешивает бюллетени для всеобщего сведения» (из отчета Сумнаробраза (подотдел Политпросвета) за 1921-1922 учебный год).

Школьный музей располагался на ул. Покровской в одном из домов Талденко (то есть в №18 или №16). Астрометеорологический кабинет - на третьем этаже дома №13 на ул. Шевченко (Соборная), где предоставили помещения художественно-историческому музею.

Параллельно с собиранием художественных ценностей шел сбор книг. Создана библиотечная секция. Лекции по библиотековедению читал Бессонов. Из книг, изъятых из всех библиотек, по вопросам искусства, сельского хозяйства, технологии, а также художественных изданий составляется центральная библиотека. Началось создание музыкальной библиотеки, первой в Харьковской губернии, а может быть, и во всей Украине.

Наконец, при «Дворце Труда» к 1 мая готовятся открыть сад. «Сад будет роскошно декорирован, играть в нем будут два оркестра духовой музыки», - писали в газете «Власть Советов».

И наконец, о Сумском художественно-историческом музее, время основания которого - июль 1920 г. Основатель музея - Наробразование города.

Как писал Никанор Онацкий, «організація його припала на грізні 1920-1922 роки і провадилась при неймовірних умовах холоду, голоду й хвороб».

Но не только. Вот выдержка из отчета Наробразования о состоянии народного образования в Сумском уезде за 1921-1922 учебный год: «С самого начала отчетного 1921-22 учебного года руководящим органам Наробраза и всем деятелям народного просвещения пришлось подойти вплотную к двум явлениям нашей действительности, отразившимся глубоко на характере школьного дела. Первое из них - неудержимое, почти стихийное стремление рабочих и крестьян к просвещению в широком смысле слова... Это стремление вылилось в целом ряде постановлений об открытии школ, библиотек и читален. Учреждения Наробраза буквально осаждались ходатайствами этого рода с мест. Перед Наробразом стала благодарная задача - расширения сети школьных, внешкольных и особенно профобразовательных учреждений. Деятельность Наробраза оживилась, начало учебного года обещало стать добрым началом широкой просветительской кампании. Но тяжелые экономические условия действительности пресекли в самом начале широкие планы культпросветработы. Экономический кризис, с неожиданной быстротой потрясший страну, заставил не только прекратить дальнейшие шаги по развертыванию сети образовательных учреждений, но и приступить к планомерному сокращению уже возникших культурных очагов и их работников. Началось сокращение школ и работников Соцвоса, переорганизация школ Профобра. Вся совокупность экономических причин, так невыгодно отразившихся на деле просвещения, и является тем вторым фактором в нашей действительности, с которым Наробразу и его органам пришлось столкнуться в самом начале так хорошо налаживавшейся работы».

Писатель Константин Паустовский писал об этих годах в «Повести о жизни»: «Они не умирали, все эти слова, все эти напевы, начиная от Жуковского и Пушкина. Они жили среди голода, болезней, перестрелок, среди энтузиазма, казней, самопожертвования, гнева, невообразимой нищеты и непоколебимой веры в будущее и утверждали для меня простую истину, что... народ этот не может быть уничтожен ни физически, ни морально... Я уже понимал, что горести этих лет лишь умножают величие народного подвига того времени - времени больших ожиданий».

...И большого труда. Уже через 15 лет (в 1937 г.) страна вышла на первое место в Европе и второе место в мире (после США) по объемам промышленной продукции, оказалась способной обходиться без импорта стратегических товаров и самостоятельно производила большинство видов необходимой продукции. Статистические хитрости? До начала войны, в которой стране пришлось помериться оружием, экономикой, образованием, стойкостью, культурой с немецким фашизмом, усиленным союзниками и экономической мощью Европы, от времени «холода, голода и болезней» оставалось меньше 20 лет. Дутой статистикой ее было не выиграть.

Каждый из экспонатов имел свою историю. Да и сам факт попадания в музей был результатом недавних революционных событий, весьма бурных и обильных - они требовали музейной фиксации. Как писал Н.Онацкий в брошюре, «Сумський музей... належить до молодих музеїв, що виникли за часів революції і завдяки революції». Не удивительно, что сумской музей изначально создавался как художественно-исторический. И не случайно он относился к ведению системы образования, точнее - политпросвещения.

В отчете Наробраза за 1921-1922 учебный год музей назван художественно-историческим и подчеркнут учебно-исторический аспект его коллекции: «Хорошо оборудован, занимает громадное помещение и содержит богатейшие ценности по истории живописи XV, XVI, XVII, XVIII и XIX веков, коллекции фарфора, бронзы, старинных вещей и утвари; богато представлен отдел украинской культуры».

К 1927 году в музее было 10279 экспонатов. Из них 925 - живопись, 378 - резьба по дереву, 2786 - фарфор, фаянс и др. посуда, 825 - художественное стекло, 378 - ковры, вышиванки, ткань, 272 - художественная мебель, 58 - старинное оружие, 804 - гравюры, офорты и фотографии, 2170 - археологические и исторические вещи, 732 - революционное движение, производственный отдел (производство сахара), 578 - разные экспонаты. Была в музее также комната Т.Г.Шевченко и библиотека из 6416 томов на 16 языках.

В качестве казуса следует указать такой факт. В вышедшем в 1931 году справочнике «Вся Україна та АМСРР. 1931 р.» (АМСРР - Автономная Молдавская Советская Социалистическая республика) в колонке 595 есть ссылка на музеи: «Музей Революції - вул. Шевченка, 11, зав. - Зубченко В.I.» и «Iсторичний музей - вул. Шевченка, 13, зав. - Онацький Н.Х.». Но в разделе «Музеї НКО» (НКО - Народний Комісаріят Освіти) этого же справочника в колонке 14 под №66 значится: «Сумський худ.-істор. музей (існує з 1929 р.). М.Суми, Шевченківськая вул., 13». Хотя год

основания музея напечатан с ошибкой, название соответствует тому, которое было и в 1927 году. Пока не нашлось документального подтверждения существованию двух вышеуказанных музеев в Сумах, нет упоминания об этом и в послевоенной краткой истории художественного музея А.И.Маршалы. Возможно, в справочник попали сведения из каких-то неосуществленных проектов. А в справочнике «Вся Україна» за 1937 год на стр. 600 есть запись: «Исторический музей» и указан адрес: ул. Шевченко, 15. Почему - «исторический»? Скорее всего, авторы справочника так сократили название музея.

В 1937 году (или в 1938 г. - по данным СОХМ) Сумской историко-художественный музей перешел в систему Комитета по делам искусств и получил наименование согласно профилю своих основных коллекций: художественный музей. Хотя коллекция музея оставалась смешанной. И только в 1939 году, после организации Сумской области, музей был реорганизован в областной художественный музей, а экспонаты историко-краеведческого профиля были переданы вновь организованному в Сумах историко-краеведческому музею.

Виталий Сергеев












Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Loading...
Новости
Loading...
Новости
Товары