История

Искусство, книги, звезды и сад

История создания сумского музея с 1918 года - в цифрах и фактах

Первый директор сумского музея Никанор Онацкий отмечал, что идея его организации в Сумах появилась в 1918 году: «Ще тоді місцевою Наросвітою була виділена комісія під головуванням місцевого педагога П.П.Безсонова, якій було доручено збирання музейних експонатів.

деяку кількість речей, комісія підшукала помешкання для музею, але непевне становище на фронті і наступ деникінців у 1919 році - припинили цю справу. Разом із передовими загонами білих до Сум поверталися власники зібраних речей і суворо вимагали їх повернення. Цим музейна справа, власне, була похована.

На початку 1920 року, після виходу білих, у Сумах організувався «Палац Праці», куди знов було звезено дещо з рештків панського майна. Все це було розташовано в фойє театру та у двох чи трьох кімнатах другого поверху того ж будинку. Музейного характеру ця збірка, звичайно, не носила та й не могла носити, бо матеріял був випадковий і різноманітний, до того ж і числом не досить великим (до 1000 примірників)».

«Дворец Труда» открылся 22 января (9 января по старому стилю) 1920 года. Он разместился в бывшем здании Общественного собрания (сейчас там областная филармония). И задумывался в привычных понятиях того времени - как фабрика культуры. «Дворец Труда», сегодня открываемый, будет той кузницей, в которой из расплавленных кусков старой культуры молотом пролетарского сознания будет выковываться душа нового пролетария», - так было написано в заметке, опубликованной в местной газете «Власть Советов».

Коллекция художественных ценностей, собранных здесь, играла роль наглядного учебного пособия, призванного восхитить и подвигнуть на создание своего, не менее прекрасного. Об этом шла речь в газетном отчете об открытии «Дворца Труда»: «Благодаря колоссальным усилиям комиссии в самое короткое время во дворец были собраны почти все сокровища искусств, принадлежавшие сумской буржуазии. Перед изумленными взорами зрителей-рабочих... предстали во всей своей красоте десятки драгоценных картин старинных мастеров, статуи и статуэтки из бронзы, фаянса и т.п., стильная старинная мебель, все, что прежде принадлежало только буржуазии и что пролетарий мог видеть разве только во сне...

Основным мотивом речей всех ораторов было то, что освобождение пролетариата будет полным лишь тогда, когда он создаст свою собственную, пролетарскую культуру».

К концу февраля были созданы первые учебные студии: драматическая, музыкальная и художественная. В художественной студии предусматривались такие отделы: скульптуры - ею руководил Федоров, художественной резьбы (Федоров), рисования и живописи (Онацкий), практики живописи (Ивченко), строительного дела (Ляшенко), истории архитектуры (Ляшенко), декорационного дела (Ивченко), истории искусства (Онацкий) и начертательной геометрии (Мальков). Десятым отделом был отдел «Объяснения художественного собрания Дворца». Им должны были руководить Бессонов и Онацкий. Как видим, еще не было художественного музея, но уже была собрана небольшая коллекция и организован ее осмотр. Главной ее особенностью была познавательно-созидательная направленность.

В феврале было объявлено об организации занятий в Астрономическом павильоне. К марту 1920 г. при отделе народного образования была создана музейно-экскурсионная секция и открыты два музея: естественно-исторический и школьный. На очереди - открытие художественно-исторического музея. Подыскивали помещение.

«Естественно-исторический музей был организован путем объединения коллекций бывших средних учебных заведений по ботанике, зоологии, минералогии, но ввиду отсутствия средств и поддержки он был свернут и имущество распределено по прежним местам. Школьный музей, включающий в себя относительно богатые коллекции детского творчества по лепке, рисованию, клеению, вырезыванию и работе по картонажу... временно прикрыт. Астрометеорологический кабинет имеет небольшой телескоп, метеорологическую станцию, ведет наблюдение о состоянии погоды, расположении небесных светил, периодически вывешивает бюллетени для всеобщего сведения» (из отчета Сумнаробраза (подотдел Политпросвета) за 1921-1922 учебный год).

Школьный музей располагался на ул. Покровской в одном из домов Талденко (то есть в №18 или №16). Астрометеорологический кабинет - на третьем этаже дома №13 на ул. Шевченко (Соборная), где предоставили помещения художественно-историческому музею.

Параллельно с собиранием художественных ценностей шел сбор книг. Создана библиотечная секция. Лекции по библиотековедению читал Бессонов. Из книг, изъятых из всех библиотек, по вопросам искусства, сельского хозяйства, технологии, а также художественных изданий составляется центральная библиотека. Началось создание музыкальной библиотеки, первой в Харьковской губернии, а может быть, и во всей Украине.

Наконец, при «Дворце Труда» к 1 мая готовятся открыть сад. «Сад будет роскошно декорирован, играть в нем будут два оркестра духовой музыки», - писали в газете «Власть Советов».

И наконец, о Сумском художественно-историческом музее, время основания которого - июль 1920 г. Основатель музея - Наробразование города.

Как писал Никанор Онацкий, «організація його припала на грізні 1920-1922 роки і провадилась при неймовірних умовах холоду, голоду й хвороб».

Но не только. Вот выдержка из отчета Наробразования о состоянии народного образования в Сумском уезде за 1921-1922 учебный год: «С самого начала отчетного 1921-22 учебного года руководящим органам Наробраза и всем деятелям народного просвещения пришлось подойти вплотную к двум явлениям нашей действительности, отразившимся глубоко на характере школьного дела. Первое из них - неудержимое, почти стихийное стремление рабочих и крестьян к просвещению в широком смысле слова... Это стремление вылилось в целом ряде постановлений об открытии школ, библиотек и читален. Учреждения Наробраза буквально осаждались ходатайствами этого рода с мест. Перед Наробразом стала благодарная задача - расширения сети школьных, внешкольных и особенно профобразовательных учреждений. Деятельность Наробраза оживилась, начало учебного года обещало стать добрым началом широкой просветительской кампании. Но тяжелые экономические условия действительности пресекли в самом начале широкие планы культпросветработы. Экономический кризис, с неожиданной быстротой потрясший страну, заставил не только прекратить дальнейшие шаги по развертыванию сети образовательных учреждений, но и приступить к планомерному сокращению уже возникших культурных очагов и их работников. Началось сокращение школ и работников Соцвоса, переорганизация школ Профобра. Вся совокупность экономических причин, так невыгодно отразившихся на деле просвещения, и является тем вторым фактором в нашей действительности, с которым Наробразу и его органам пришлось столкнуться в самом начале так хорошо налаживавшейся работы».

Писатель Константин Паустовский писал об этих годах в «Повести о жизни»: «Они не умирали, все эти слова, все эти напевы, начиная от Жуковского и Пушкина. Они жили среди голода, болезней, перестрелок, среди энтузиазма, казней, самопожертвования, гнева, невообразимой нищеты и непоколебимой веры в будущее и утверждали для меня простую истину, что... народ этот не может быть уничтожен ни физически, ни морально... Я уже понимал, что горести этих лет лишь умножают величие народного подвига того времени - времени больших ожиданий».

...И большого труда. Уже через 15 лет (в 1937 г.) страна вышла на первое место в Европе и второе место в мире (после США) по объемам промышленной продукции, оказалась способной обходиться без импорта стратегических товаров и самостоятельно производила большинство видов необходимой продукции. Статистические хитрости? До начала войны, в которой стране пришлось помериться оружием, экономикой, образованием, стойкостью, культурой с немецким фашизмом, усиленным союзниками и экономической мощью Европы, от времени «холода, голода и болезней» оставалось меньше 20 лет. Дутой статистикой ее было не выиграть.

Каждый из экспонатов имел свою историю. Да и сам факт попадания в музей был результатом недавних революционных событий, весьма бурных и обильных - они требовали музейной фиксации. Как писал Н.Онацкий в брошюре, «Сумський музей... належить до молодих музеїв, що виникли за часів революції і завдяки революції». Не удивительно, что сумской музей изначально создавался как художественно-исторический. И не случайно он относился к ведению системы образования, точнее - политпросвещения.

В отчете Наробраза за 1921-1922 учебный год музей назван художественно-историческим и подчеркнут учебно-исторический аспект его коллекции: «Хорошо оборудован, занимает громадное помещение и содержит богатейшие ценности по истории живописи XV, XVI, XVII, XVIII и XIX веков, коллекции фарфора, бронзы, старинных вещей и утвари; богато представлен отдел украинской культуры».

К 1927 году в музее было 10279 экспонатов. Из них 925 - живопись, 378 - резьба по дереву, 2786 - фарфор, фаянс и др. посуда, 825 - художественное стекло, 378 - ковры, вышиванки, ткань, 272 - художественная мебель, 58 - старинное оружие, 804 - гравюры, офорты и фотографии, 2170 - археологические и исторические вещи, 732 - революционное движение, производственный отдел (производство сахара), 578 - разные экспонаты. Была в музее также комната Т.Г.Шевченко и библиотека из 6416 томов на 16 языках.

В качестве казуса следует указать такой факт. В вышедшем в 1931 году справочнике «Вся Україна та АМСРР. 1931 р.» (АМСРР - Автономная Молдавская Советская Социалистическая республика) в колонке 595 есть ссылка на музеи: «Музей Революції - вул. Шевченка, 11, зав. - Зубченко В.I.» и «Iсторичний музей - вул. Шевченка, 13, зав. - Онацький Н.Х.». Но в разделе «Музеї НКО» (НКО - Народний Комісаріят Освіти) этого же справочника в колонке 14 под №66 значится: «Сумський худ.-істор. музей (існує з 1929 р.). М.Суми, Шевченківськая вул., 13». Хотя год

основания музея напечатан с ошибкой, название соответствует тому, которое было и в 1927 году. Пока не нашлось документального подтверждения существованию двух вышеуказанных музеев в Сумах, нет упоминания об этом и в послевоенной краткой истории художественного музея А.И.Маршалы. Возможно, в справочник попали сведения из каких-то неосуществленных проектов. А в справочнике «Вся Україна» за 1937 год на стр. 600 есть запись: «Исторический музей» и указан адрес: ул. Шевченко, 15. Почему - «исторический»? Скорее всего, авторы справочника так сократили название музея.

В 1937 году (или в 1938 г. - по данным СОХМ) Сумской историко-художественный музей перешел в систему Комитета по делам искусств и получил наименование согласно профилю своих основных коллекций: художественный музей. Хотя коллекция музея оставалась смешанной. И только в 1939 году, после организации Сумской области, музей был реорганизован в областной художественный музей, а экспонаты историко-краеведческого профиля были переданы вновь организованному в Сумах историко-краеведческому музею.

Виталий Сергеев


п»ї












Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Loading...
Новости
Loading...
Новости
Товары