Культура

Художник должен думать

В областном художественном музее проходит выставка произведений народных мастеров «Лучшее произведение года». Почетное место в экспозиции занимают работы Ольги Гулей: рушники, выполненные в оригинальной смешанной технике выбойки и вышивки, а также резные изделия из природного розового шифера. Выставка в выставке.

Ольга Гулей - заслуженный мастер народного творчества, преподаватель СГПУ им. Макаренко, автор популярного учебного пособия «Декоративно-прикладное искусство» и более сотни статей о проблемах изобразительного искусства и художественного образования. О ее изделиях из камня и вышивках неоднократно писал журнал «Народное искусство», было немало публикаций в газетах, в том числе и в ВШ. На этот раз мы решили поговорить с Ольгой Владимировной о некоторых проблемах современного народного творчества, а также о преподавательской работе. И начали с учебника. Часто ли она сама к нему обращается?

- Учебник у меня под рукой и постоянно в работе. В нем изложен мой многолетний опыт. Написан он как учебно-методическое пособие - открывай и проводи занятие. Материал изложен в сжатой форме. Планировалось, что в нем будет 300 страниц. Но печатать оказалось дорого. Поэтому мне пришлось сократить его в два раза.

- Может быть, теперь его стоило бы дополнить?

- Я уже подумываю над тем, чтобы издать несколько учебников - по одному на раздел. Остановка за деньгами.

- А почему в него не вошел батик?

- Я не считаю батик традиционным видом народного искусства Украины. Технику батика в институте мы используем при обучении, но по-своему. В перечне дисциплин, которые я преподаю, есть предмет «Современные техники и технологии декоративного искусства». Студенты осваивают современные техники, соединяя их с традиционным, народным началом. Я считаю это правильным и перспективным.

Традиция как учебник стилизации

На выставках декоративно-прикладного искусства обычно специалисты музея определяют, что есть настоящее, а что ненастоящее народное искусство. Но разве не стремление украсить свою жизнь - самое главное в народном декоративно-прикладном искусстве? Жизнь меняется, значит, должно меняться и народное искусство. Так что же стоит брать от «музейной» традиции, а что оставить на усмотрение художников?

- Важнейшим я считаю традиционность искусства. У каждого народа вырабатывается свое художественное отношение к миру. Оно существует на уровне подсознания. Настоящий художник его ощущает. Научить этому невозможно. Для декоративного искусства - это философия. Она закодирована в орнаментах, хотя мы в значительной степени утратили способность их читать. Возможно, мы уже никогда их не раскодируем, не прочитаем, но все равно их нужно сберечь и связать с современностью. Их нельзя отметать. Иначе появится шароварщина под видом народного искусства.

- Можете привести примеры традиционной вышивки для нашего края?

- Для слобожанской вышивки характерны ажурные мережки фона с монументальным крупным стилизованым растительным орнаментом, занимающим большую площадь изображения. Например, белым по небеленому льну или более светлым по темному, но всегда деликатно, в тональном решении, и обязательно - крупный рисунок узора. На Полтавщине использовали более мелкий орнамент в сочетании с другими техниками вышивки (до 15 техник). А у нас - по прутиковой мережке настилом. Преимущественно использовались стилизованные изображения птиц, растений: калины, винограда и т.д. Следует заметить, что в ажурной счетной вышивке не было никакого красного и черного, сочетания цветов использовались пастельные, мягкие. К сожалению, анилиновые красители и вышивка крестиком вытеснили эту деликатность.

- Но среди узоров, которые вы показываете, есть павлины - откуда они в нашей местности?

- По мнению исследователей, этот мотив, как и некоторые другие, например «лотос», «гранат», - влияние Востока.

- Значит, были все же заимствования. Какие из них допустимы?

- В первую очередь я стараюсь научить ценить традиционное начало в искусстве. Нужно его почувствовать. А дальше - пожалуйста, развивай! Развивай, но не разрушай то, что передавалось нам из поколения в поколение. Ведь оно шлифовалось веками. Определенные мотивы передавали из рода в род. Так, кстати, орнамент «ломаная ветка винограда» есть на рушниках моих бабушки, прабабушки, прапрабабушки с Полтавщины. Это наш семейный мотив. Кстати, именно такой рушник моей работы хранится в фондах Сумского художественного музея.

- Но не получается ли, что канонизация останавливает художественное творчество?

- Сначала нужно научиться той стилизации, которая выработана предыдущими поколениями. Когда студенты знакомятся с традиционным орнаментом и начинают его понимать, только тогда они отходят от примитивной стилизации вроде «пяти лепесточков». Мы вот даже соединили батик с набойкой. Но сюжет и темы оставили традиционными. Кто-то же должен знакомить молодежь с основами традиционного народного искусства. Дедушки и бабушки этого уже не делают.

Преподавание - особый вид творчества

- Вы преподаете и создаете новые произведения художественного творчества. Как вам удается это совмещать?

- Когда-то председатель Национального союза народных мастеров Украины Владимир Прядка отбирал образцы моих вышивок для статьи в журнал «Народное искусство». Отобрал и сказал: «Вы должны перестроить свое мышление. Вы уже переросли сидеть над каждым рушничком. Вы должны только генерировать идеи и мыслить экспозициями. У вас должен быть цех исполнителей. Один или два». Цехов исполнителей у меня не было ни двух, ни одного. Но, когда я стала работать в педуниверситете, появилась возможность сосредоточиться именно на развитии идей. Была, например, идея соединить батик с вышивкой - и мы со студентами сделали такую работу. Или соединяем батик с набойкой. Набойку со стеклом. Как мы только не экспериментируем! Где бы еще была такая возможность экспериментировать с художниками-единомышленниками. Каждый год приходит новая группа. Каждый семестр я предлагаю что-то новое, и вижу, как у них загораются глаза. Они осваивают новое, и я учусь вместе с ними. Получается сотворчество.

Важно организовать студентов в коллектив и построить учебную работу так, чтобы им было интересно. Интересно и мне - что получится? Я ведь не знаю этого заранее. Но этот момент экспериментирования!.. Мы дошли до того, что попробовали сочетание набойки с классической живописью. Получилось современно, и духа традиции не утратили.

- Не вытесняет ли работа над методиками самого творчества?

- Художник в конце концов доходит до такой стадии, что вникнуть в теорию просто необходимо. Иные художники этого не понимают. Думать? Нет! Я уверена, что художник отчасти должен быть искусствоведом, должен понимать, о чем его замысел. Это же идеология! Художник - выразитель идеологии своей эпохи. Он не может не думать. Если он пустой, если внутри вакуум, ему нечего сказать, такое получается и творчество.

- Но вы почувствовали при переходе от художественного творчества для себя к преподаванию, что перешли в другую жизнь?

- Да, почувствовала. Это особый вид творчества.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

В конгресс-центре СумГУ - фотовыставка «Перекати-поле - 2018»

Прошлогодний фотопленэр «Перекати-поле» состоялся в начале июля. Лишь 20 июня нынешнего года в Сумах открылась отчетная фотовыставка. К нам она переехала из Тростянца, где двадцатью днями ранее состоялась первая презентация результатов пленэра-2018.

По словам Сергея Малюка, одного... Читати статтю повністю