Бизнесу - равные условия, а городу?..
Напомним: это один из местных налогов, ставки которого утверждают местные советы. Его платят юридические и физлица один раз в год за объекты жилой и нежилой недвижимости. Ставки устанавливаются отдельным решением горсовета на каждый год в процентах от размера минимальной зарплаты на 1 января отчетного (налогового) года за 1 кв. м площади объекта. Размер ставки зависит от типа недвижимости и места его расположения (зональности).
В новом проекте решения (на 2020 год) по сравнению с действующими ставками предлагались некоторые изменения. В частности, установить ставку налога для торговых центров, универмагов и магазинов общей площадью до 23 тыс. кв. м в размере от 0,21 до 0,25 (в зависимости от зоны расположения), а свыше 23 тыс. кв. м - 1,5 вне зависимости от зоны. Однако председатель планово-бюджетной депутатской комиссии Владимир Шилов предложил исключить из проекта решения упомянутое условие по площади торговых центров и установить одинаковую ставку для всех объектов этого типа независимо от их размера - от 0,21 до 0,25. Другими словами - оставить этот пункт в том же виде, в котором он действует и сегодня.
Директор департамента ресурсных платежей (разработчика проекта решения) Юрий Клименко поддержал предложенную В.Шиловым правку. По его словам, во-первых, в департамент поступило очень много замечаний к этому проекту решения от представителей бизнеса, в частности - ЧАО «Универмаг «Луцк», которому принадлежит ТРЦ «Мануфактура» в Сумах, ООО «Будтрейдинг» (ТРЦ «Лавина») и ООО «Эпицентр К». Во-вторых, по этому поводу есть решение Антимонопольного комитета (АМК), подтверждающее, что в данном случае привязывать ставку налога к площади торгового объекта - дискриминация бизнеса и нарушение принципов формирования единого подхода к установлению налога. АМК настоятельно рекомендовал департаменту, чтобы дело не дошло до суда, сразу откорректировать ставки. Поэтому департамент считает, что нужно привести проект решения в соответствие с действующим законодательством и исправить спорный пункт.
С этим вынужден был согласиться и мэр Александр Лысенко: он признал, что условие по площади свыше 23 тыс. кв. м, да еще с такой большой разницей по ставкам (фактически в шесть раз), может отпугнуть потенциальных инвесторов. Ведь, по словам Ю.Клименко, крупнейшие торговые центры в Сумах по площади значительно превышают 23 тыс. кв. м.
Кроме того, директор департамента финансов горсовета Светлана Липовая сообщила, что АМК признал незаконным и еще один пункт, касающийся ставок налога на недвижимость, - по поводу предприятий, которые зарегистрированы не в Сумах. Напомним: принимая решение по ставкам налога на 2019 год в июне 2018-го, депутаты утвердили ставки для торговых центров, универмагов и магазинов, место основной налоговой регистрации (юридический адрес) которых находится за пределами Сум, в размере 1,5%. Для всех остальных объектов той же категории (торговые центры, универмаги, магазины) ставку утвердили от 0,25% до 0,21% (в зависимости от зональности), то есть, опять-таки, примерно в шесть раз меньше. Тогда ООО «Эпицентр К» и некоторые другие ТЦ тоже пытались оспорить это решение и просили пересмотреть ставки. Но было уже слишком поздно, так как по закону решение об установлении ставки налога на следующий год должно быть принято не позже чем до 15 июля текущего (что и было сделано горсоветом 20 июня 2018-го), так что внести какие бы то ни было изменения, даже если бы депутаты согласились на это, уже возможности не было. Поэтому в 2019 году повышенные ставки налога на недвижимость для «не местных» ТЦ все-таки действуют. Однако в проекте решения на 2020 год по требованию АМК были сразу внесены изменения и уравнены ставки вне зависимости от места регистрации предприятия.
Однако оказалось, что далеко не все депутаты согласны с такой позицией АМК. Особенно в отношении предприятий, зарегистрированных не в Сумах. Ведь получается, что бюджет города теряет подоходный налог от этих предприятий. Поэтому было бы справедливо, чтобы они платили больший налог на недвижимость, чтобы хоть немного компенсировать потерю подоходного. По крупным ТЦ (свыше 23 тыс. кв. м) то же самое - это, опять-таки, ощутимый дополнительный доход для горбюджета. Такую позицию озвучил, в частности, секретарь горсовета Андрей Баранов.
- Мы вправе устанавливать такие условия, законодательством нам это не запрещено, несмотря на то что Антимонопольный комитет нам какие-то там письма присылает. Мы можем прислушаться к АМК - это уже другой вопрос, а можем и не прислушаться. И тут нам надо для начала понять, как это повлияет на доходную часть горбюджета, - заявил А.Баранов.
- Не могут горсовет и его должностные лица сами решать, выполнять решение Антимонопольного комитета или нет, оно обязательно для выполнения, - возразил Ю.Клименко. - И если АМК признал эти ставки дискриминационными и нарушающими законодательство, мы не можем их не исправить. Да, горсовет имеет право самостоятельно устанавливать ставки налога на недвижимость, но при этом, согласно закону, должен быть единый подход ко всем предприятиям, независимо от площади их объектов и места их регистрации.
И все же, несмотря на все аргументы, А.Баранов не хотел, как говорится, сдаваться без боя и предложил пока снять этот вопрос с рассмотрения, чтобы разобраться во всех законодательных нюансах. Но Ю.Клименко и С.Липовая категорически заявили, что откладывать это решение до следующей сессии ни в коем случае нельзя. Ведь, по закону, если оно не будет принято до 15 июля, весь следующий год будут действовать базовые ставки, установленные Налоговым кодексом (ст. 12), а они еще ниже, чем в этом проекте решения, даже с учетом предлагаемых изменений, так что в итоге горбюджет потеряет еще больше.
В конце концов А.Лысенко и А.Баранов предложили депутатам такой вариант: раз уж горсовет не может не выполнить требования АМК и решение по ставкам нужно принимать уже сейчас, то надо все-таки проголосовать за него. А потом - подать в суд на решение АМК и попытаться отстоять свою позицию по поводу повышенных ставок для ТЦ, зарегистрированных за пределами Сум и площадью свыше 23 тыс. кв. м. В итоге депутаты поддержали решение 25 голосами при необходимых 22. А правовому управлению поручили совместно с департаментом ресурсных платежей проработать возможность подачи иска против АМК по этому вопросу.
***
Согласно принятому депутатами решению, от уплаты налога на недвижимое имущество, отдельное от земельного участка, на 2020 год полностью освобождаются такие категории плательщиков: те, кто получает субсидию на оплату услуг ЖКХ; малообеспеченные и многодетные семьи; инвалиды 1-й группы; родители и семьи погибших воинов-интернационалистов; родители и семьи военнослужащих, погибших при прохождении военной службы; участники АТО и члены их семей (на период пребывания в зоне АТО), стоящие на учете в департаменте соцзащиты Сумского горсовета. Кроме того, налогом не облагаются принадлежащие физлицам хозпостройки и вспомогательные (нежилые) помещения - сараи, хлева, гаражи, летние кухни, мастерские, уличные туалеты, погреба, навесы, котельные, бойлерные, трансформаторные подстанции и т.п. А также - объекты жилой и нежилой недвижимости учреждений физкультуры и спорта, которые содержатся за счет средств государственного и местного бюджетов.
Антон Акулин
Участвуйте в конкурсе и развивайтесь!
Двое украинцев получили учебные стипендии от стипендиальной программы Avon
Ежегодно во всем мире компания Avon проводит конкурс на получение учебных стипендий среди представителей бренда, их детей и внуков. В этом году компания уже объявила списки победителей, и в числе 194 стипендиатов со всего мира - двое украинцев. Все стипендиаты получат гранты в эквиваленте 2100 долларов США, которые смогут потратить на учебу.
Стипендиальная программа Avon была введена в 2012 году и действует во всех странах, где работает компания. Украинский офис компании присоединился к программе в 2013 году, за это время стипендии получили 23 украинца. С момента основания стипендиального фонда Avon предоставила почти 1,5 миллиона долларов США на реализацию программы. Гранты в размере 2100 долларов США покрывают расходы на обучение в университетах, техникумах, колледжах, а также распространяются на профессиональные курсы, обучение за границей и компенсируют проезд и проживание в учебных целях. Стипендия предоставляется на 1 год и не продлевается автоматически, но стипендиаты могут участвовать в конкурсе повторно.
Принять участие в конкурсе могут как сами представители бренда, которые более 1 года активно работают в компании, так и дети или внуки в возрасте от 18 лет активных представителей компании. Все кандидаты на момент подачи заявки на стипендию должны уже учиться или планировать поступление в университет, техникум или колледж. Главные критерии для определения победителей - академическая успеваемость детей, потенциал и установление карьерных и образовательных устремлений и целей.
Поддержка и развитие женщин является глобальной миссией Avon уже более 130 лет. Avon стала первой компанией в мире, предоставившей женщинам возможность зарабатывать. Недавно компания объявила о глобальном плане действий #ЗарадиНеї (#stand4her), направленном на улучшение жизни 100 миллионов женщин ежегодно до 2030 года. Новая платформа ...
Александр Соколов: шанс избрать достойного
Сумской правозащитник Александр Соколов, чьи острые материалы не раз публиковались на страницах «Вашего Шанса», получил регистрацию в Центризбиркоме Украины и официально стал кандидатом в народные депутаты в 157-м избирательном округе (Ковпаковский и часть Заречного района г. Сумы)....
За что платить, если парковок нет?
Сумской городской совет не захотел вводить парковочный сбор в областном центре с 2020 года
За последние два года чиновники Сумской мэрии уже трижды пытались вернуть плату за парковку в областном центре. В 2017 году проект решения об установлении парковочного сбора долго разрабатывался...
Людина із сонцем у душі
До ВР потрібно обирати небайдужих і відповідальних людей - як Андрій Кисіль
У давньогрецького філософа Сократа є такий мудрий вислів: «У кожній людині - сонце. Тільки дайте йому світити».
про ці слова в ході недавньої зустрічі з прекрасною, світлою людиною - Андрієм Кисілем....
Як навчитися трейдингу: поради фахівців
Успіх у будь-якій сфері не приходить сам по собі. Завжди за ним стоїть копітка праця, яка починається з навчання. Освоєння необхідних знань та навичок — важлива умова для досягнення поставлених цілей, особливо якщо мова йде про фондові біржі.
Наші читачі дуже часто запитують, де саме, в яких торгових точках можна знайти тижневик «Ваш шанс»? Щиро раді зацікавленістю у виданні і надаємо вичерпний перелік місць, де реалізують газету.