Культура

В руде всегда есть самородки

Сумская художница Ирина Проценко - об особенностях живописи и фотографии

ОтношениЯ художественного творчества и фотографии давние и непростые. Солнце писало светом задолго до того, как человек это заметил. А заметил это он лишь тогда, когда начал рисовать сам и достиг в этом изумительных результатов.

Изображения, создаваемые кистью художника, были как живые. Но оказалось, что солнечный свет может делать это точнее и быстрее. Фотографы научились фиксировать световые изображения и тоже достигли в этом выдающихся результатов. Заговорили о том, что с рождением фотографии живопись умерла. Пока живописцы искали, чем художественное творчество отличается от фотографии, фотографы заимствовали у них язык композиции. Художники начали уходить от натурализма - фотографы последовали за ними. А когда фотографы стали использовать свои специфические композиционные приемы, тут же нашлись художники, которые стали им подражать. Да и фотографическая документальность пригодилась художникам. Например, Левитан не пользовался фотографией при написании картин, но фотографией занимался - она была ему чем-то вроде дневника. А вот Шишкин использовал фотографию и в работе. И далеко не он один.

Если на фото - миг, пусть и решающий, то на картине - образ. Фотография увеличивает сумму эстетических наслаждений, как писал Тимирязев, а художник учит видеть за мгновением вечность. Словом, фотография не заменила труд художника, но поставила перед ним сложные творческие задачи. От их решения зависит и будущее фотографии, по крайней мере, в той ее части, которая относит себя к художественной.

Сумской художник Ирина Проценко - одна из тех, кто в своих живописных работах сочетает простоту очевидности и мудрость образности. А еще она хорошо фотографирует, не повторяя свое художественное творчество. Вот у нее-то мы и решили спросить, что она обо всем этом думает.

- Глядя на ваши картины, понимаешь, что вы можете изобразить все, что хочется и как хочется. Но ведь вы и фотографируете. Зачем? Что для вас фотографирование? Помогает ли оно в живописи или это что-то другое?

- Когда-то у меня не было моей SONY, и я жила без фотоаппарата. Но уникальные моменты - световые эффекты в сочетании с предметами, лицами, живностью, пейзажами - подмечала всегда, как, впрочем, любой художник. Фотографирование для меня - это фиксация тех самых моментов и возможность вернуться к ним через время, чтобы получить удовольствие от созерцания. Фотографировать для меня - это отдых, релакс. Почему выкладываю для публики? Да просто делюсь увиденным. Фото помогает художникам, хотя не каждый в этом признается. Но в каком смысле помогает: к примеру, раньше я писала портрет и мучила общением с натурой себя и статичным положением - натуру, каждый раз требуя возвращаться в исходное душевное состояние. А оно уходит от усталости, ведь позирование - дело длительное и эмоционально непростое. После одного позирования даже приходилось писать по памяти, если натура в другом городе. Сейчас я могу позволить себе писать с натуры - обязательно с натуры, - затем использовать фото зафиксированного момента и спокойно, в одиночестве «пошаманить» над холстом, вкладывая в образ свое отношение к натуре, обдумывать каждый мазок, от которого зависит энергетическое наполнение. Потом опять с натуры - обязательно. Чтобы глазу напомнить истинные оттенки, настоящий, неискаженный объем черт в пространстве - голографию, «ландшафт» головы, тела. Оптика обязательно уплощает, искажает и цвет, и формы. Писать только с фото нехорошо... Фото - это другое, да.

- Сейчас фотографирование стало доступным способом не только фиксации событий, но и художественного творчества. Люди выбирают, что, когда и как фотографировать, затем обрабатывают снимки с помощью стандартных программ. Стоит ли им знакомиться с основами композиции или лучше полагаться на интуицию?

- Композиция - это основа основ. Композицией можно вызвать любые эмоции. Композиции отводят огромный пласт времени в художественных учебных заведениях. Азы, основы композиции преподаются в абстракции. Это для меня один из интересных моментов в творчестве. Я не думаю, что кого-то надо заставлять учиться. Тем более взрослого человека. Но всегда виден пробел в знаниях и на фото, и в рисунках. Пусть фотографируют, рисуют все, кто желает, ведь есть даже такое понятие - арт-терапия.

- Художник нуждается больше в грамотном или восприимчивом зрителе? Вы знакомы со многими фотохудожниками - лучше ли других они понимают живопись?

- Хороший водитель водит машину, можно сказать, на условном рефлексе и не задумывается о грамотности вождения. Такая езда пассажиру приносит наслаждение - словно паришь беззвучно и тебя не дергает постоянно ремень защиты. Так и зритель - он получает удовольствие - до мурашек - от настоящего искусства: музыки, поэзии, инсталляции, картин. Не буду говорить за фотохудожников - это все же совершенно разные виды творчества. Но, когда зритель, восхищаясь пейзажным фото, говорит: «Ах, прям как Левитан», меня это убивает. Кисть, положенный мазок, отбор - это все индивидуальный энергетический почерк живописца, его чувствование и передача пространства, увиденного глазом, а не объективом. Векторность: глаз - холст и глаз - объектив - плоскость - разные вещи. Все же это совершенно разные виды арт-деятельности: фото и живопись.

- Не приведет ли увлечение фотографированием (плюс клипы, спецэффекты, реклама и пр.) к визуальному пресыщению?

- Никогда. Из руды всегда будут выпадать самородки.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Платон мне друг...

«Поэт, переводчик, философ, мудрец», - так представил его ведущий встречи, журналист Александр Кугук. Это было данью форме, потому что Василий Чубур хорошо знаком участникам разговора: одним по стихам, другим - по лекциям в СГПУ им. Макаренко, третьим - по публичным размышлениям о... Читати статтю повністю

Вчера, сегодня, завтра...

В библиотеке им. Шевченко проходит выставка графики Анны Кузиной

На выставке представлены графические работы, которые Аня написала во время учебы в художественной школе. Сегодня она студентка третьего курса Львовской национальной академии искусств. Так что эта выставка - путешествие... Читати статтю повністю