Культура

Эклектика Игоря Ройченко

В городской галерее открылась юбилейная выставка сумского фотохудожника

С некоторым запозданием - 70 лет Игорю Юрьевичу Ройченко исполнилось в августе. Но что такое два месяца в сравнении с круглой датой и десятками лет, посвященных любимому делу?

Самая ранняя работа на выставке датируется 1978 годом, последние сделаны в нынешнем. В промежутке столько всего случилось, столько было творческих поисков и увлечений, что автор назвал выставку - «Эклектика».

И, пожалуй, преувеличил. Ведь если эклектика - соединение разнородного, то работы на выставке объединены личностью автора, причем дважды: когда фотографировал и когда отбирал на выставку - руководствуясь воспоминаниями и стилем. Фотографии объединены в серии, перекликаются друг с другом визуальными рифмами, жанрами, настроением. Кое-где их объединяет даже стремление автора выломиться из ряда вон: то нарочитой концептуальностью (с яблоком), то геометрическим коллажем из пейзажей, то ассамбляжем - с притороченной к фотографии веревочной лестницей. У Игоря Ройченко немало хороших пейзажей, есть прекрасные пикториальные (под живопись) фотографии («Танец», «Утро в Ялте», «В мае»), постановочные («Фан» - с Валентином Бурым), натюрморты («Хлеб, соль»), концептуальные (Seаrch of Image 36), формалистические («ДНК»)... Но главенствуют, на наш взгляд, работы, в которых автор отбирает из разнообразия жизни решающее мгновение, главную деталь, когда, по меткому выражению Анри Картье Брессона, «фотограф интуитивно сосредоточивает на одной линии глаз, мысль и сердце». Таковы «Встреча», «Счастливы вместе», «0847», «Он тут был», «Синяя квартира» и др. К ним можно отнести и работу «Отношения» - стебли прижались друг к другу так, чтобы не поранить друг друга шипами. Некоторые из этих работ могли бы, как нам кажется, войти в учебники фотографии.

«Я не могу до сих пор остановиться на чем-то одном, - говорит Игорь Ройченко. - Есть мастера, которые снимают в студии на паспорт, похороны. А я снимаю и на паспорт, и похороны. И пейзаж, и натюрморт, рекламу для магазина, свадьбы. Я, наверное, все снимал. Одно время снимал железо. Вы не представляете, как это интересно, когда наблюдаешь за развитием трещины. А потом еще можешь снять это же развитие трещины с помощью электронного микроскопа». Этот «жанр» называется научная фотография. И появилась она в жизни Игоря Юрьевича не случайно. Долгое время он работал инженером, научным сотрудником и... все равно фотографом. А началось все с дедушки.

«Моя фотографическая жизнь началась неподалеку отсюда, на ул. Фрунзе - так раньше называлась ул. Воскресенская. Здесь у меня жили дед с бабой. Дед очень долгое время занимался профессиональной фотографией. Иногда я помогал ему составлять растворы. Хорошо помню, когда я разобрал его любимый старый немецкий фотоаппарат. Он потом долго меня выгонял из-под кровати... И отец тоже фотографировал. Помню, мы вместе глянцевали. Вечером накатывали мокрые отпечатки на старое стекло от автомобиля «Победа», а ночью я просыпался от треска отлетающих от стекла фотографий. Утром их собирали, вкладывали в толстые книги, чтобы они выпрямились... Жил у нас в Сумах очень известный фотограф Борис Моисеевич Черняк - заведующий фотографическим ателье, которое находилось на Соборной. Он был дружен с моим отцом. И вот, когда я оканчивал школу, он ему предложил: «Юрочка, отдай мне Игоря, я сделаю из него мастера!» Папа говорит: «Нет. Он должен стать инженером». Ну что... Окончил политех, стал инженером. Сперва - завод электронных микроскопов. Потом 25 лет - научный сотрудник «НИИкомпрессормаша». Но тяга к фотографии не прошла. Я организовал на работе любительскую студию, объединил интересных людей. Мы занимались выставками, поездками, съемками. Потом участвовал в организации фотоклубов, Союза фотохудожников. С 1992 года я - ответственный секретарь областной организации Союза фотохудожников Украины. В течение вот уже 12 лет организую выставки в нашей областной библиотеке. Участник 35 международных фотосалонов, более 200 коллективных выставок. У меня было 30 персональных выставок. Только выставочных фотографий наберется, наверное, залов на 5 или 6. Очень много работ. Под кроватью, в шкафах, в диване, на шкафу. Иногда жена мне говорит: «Игорь, покажи, где мне жить?» Потому что повсюду в доме - фотографии, пленки, фотоаппараты - их около 30 штук, - штативы, вспышки, лампы. Это такая жизнь, от которой невозможно избавиться. Я пропитан духом фотографии, как проявителем и закрепителем, которые когда-то составлял в лаборатории и запах которых помню до сих пор. И я очень благодарен жене, что она меня такого терпит. Уже столько времени».

А уж как мы благодарны! Думается, с нами согласятся и все посетители выставки.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Непоследовательность как благо

В конгресс-центре СумГУ проходит выставка группы художников из Мариуполя «ХарБарБонд» в рамках проекта «Культура і мистецтво єднають Україну».

Слово «ХарБарБонд» составлено из начальных частей фамилии участников группы: Владимира Харакоза, Сергея Баранника и Александра Бондаренко.... Читати статтю повністю

Видеть - значит прорабатывать

В городской галерее открылась выставка художественных работ Юрия и Антона Фирсиков. В нее вошли акварельные этюды Юрия Фирсика и графические миниатюры его сына - Антона. На этюдах Юрия - пейзажи, многие из них узнаваемые, поскольку художник писал их с натуры. Рисунки Антона похожи... Читати статтю повністю