Вера

У крестного хода - двойной юбилей

Благочестивая традиция перенесения чудотворной иконы из Шпилевки в Сумы возвращается

В этом году православная Сумщина отмечает двойной юбилей, связанный с почитанием покровительницы Сум - Корсунской - Шпилевской иконы Божией Матери. По преданию Корсунская икона Богородицы, с которой впоследствии было сделано несколько списков, была написана самим апостолом и евангелистом Лукой и принесена в Киев из Корсуни святым князем Владимиром после его крещения.

Один из списков этой удивительной иконы находился в селе Романовка Сумского уезда. Именно здесь Божия Матерь явила Свое чудо, вернув зрение слепорожденной девочке. После чего эта икона, получив название «Шпилевской-Прозренной», явила еще немало чудес. В ее честь ежегодно, начиная с 1859 года, стали проходить крестные ходы из Шпилевки в Сумы.

В этом году исполняется ровно 160 лет со дня проведения первого крестного хода с чудотворной иконой от Покровского храма села Шпилевка к Спасо-Преображенскому собору Сум и 100 лет со дня последнего шествия в 1919 году.

21 октября, накануне чествования Корсунской иконы Божией Матери, по благословению митрополита Сумского и Ахтырского Евлогия, на месте разрушенного Покровского храма с. Шпилевка, где сейчас установлена часовня, будет отслужена праздничная Божественная литургия (начало в 7.30), после чего верующие смогут принять участие в крестном ходе до Сум. К слову, в богослужении примут участие и крестоходцы, которые за день до этого выйдут от Покровского храма в Лебедине.

Учрежден на самом высоком уровне

История с учреждением в 1859 году крестного хода с чудотворной иконой «Корсунской - Шпилевской» сама по себе уникальна. К тому времени икона уже прославилась многочисленными случаями исцелений, о чем было широко известно не только на землях нынешней Украины, но и далеко за ее пределами. Поэтому для учреждения ежегодного крестного хода необходимо было принятие решения на самом высоком уровне. И тут мы наблюдаем целую вереницу счастливых «случайностей», которые, конечно, таковыми не были.

Всего за год до этого, в 1858 году городским головой Сум становится известный меценат, купец I гильдии Александр Дмитриевич Суханов (к слову, первый на Слобожанщине городской голова, не имеющий дворянского происхождения). Вскоре его избирают старостой Сумского Спасо-Преображенского собора. Совместно с сумским предводителем дворянства Веньямином Савичем он направляет прошение об

учреждении крестного хода епископу Харьковскому и Ахтырскому Макарию (Булгакову). Владыка горячо поддержал инициативу сумского градоначальника и обратился к харьковскому генерал-губернатору Ивану Лужину, имевшему обширные связи в столичных кругах. И случается настоящее чудо - минуя неизбежные в подобных вопросах бюрократические проволочки, на которые нередко уходили годы, вскоре появляется царский указ о ежегодном проведении 22 (9) октября крестного хода с чудотворной иконой «Корсунской - Шпилевской» из Шпилевки в Сумы, а также на третий день Пасхи - из Сум в Шпилевку.

Первый крестный ход в 1859 году возглавил лично епископ Макарий в сопровождении многочисленного духовенства и харьковского генерал-губернатора Ивана Лужина. Многочисленное молитвенное шествие на границе города встречали тысячи сумчан. По пути следования иконы рядом с Петропавловским храмом и Покровской церковью были оборудованы огромные праздничные амвоны (площадки), с которых открывался вид на весь город.

Последний раз крестный ход состоялся 22 (9) октября 1919 года (100 лет назад), за полтора месяца до того, как Сумы заняли большевики. Его возглавил епископ Сумский Митрофан (Абрамов). В нем приняли участие большинство священников Сумского уезда, жители Сум, крестьяне окружающих сел, а также рядовые и офицеры Дроздовской стрелковой дивизии Добровольческой армии, часть которой была расквартирована в то время в Сумах. В результате контрнаступления Красной Армии 29 ноября 1919 года белые войска оставили Сумы, с ними ушел епископ Митрофан и часть сумского священства. Крестные ходы прекратились, а сама икона бесследно исчезла. Не исключено, что ее мог забрать епископ Митрофан при отъезде из Сум (он впоследствии эмигрировал в Сербию). Возможно, ее исчезновение - на совести новой богоборческой власти.

В Сумах и Шпилевке остались несколько чтимых списков с чудотворного образа. Один из них попал в Сумской художественно-краеведческий музей не как произведение искусства, а как иллюстрация для атеистической борьбы с церковью. Впоследствии музей разделился на два музея: художественный и краеведческий. Первый в начале Великой Отечественной войны удалось вывезти вглубь страны, второй постигла печальная участь: он погиб во время немецкой бомбардировки, незадолго до того как фашисты оккупировали Сумы 10 октября. Во время разбора руин бывшего Сумского краеведческого музея работники обнаружили не тронутый взрывом и руинами чтимый список Шпилевской иконы и передали его в Сумской Преображенский собор, где он и находился вплоть до 24 марта 2009 года, когда был похищен неизвестными. Украденный список заменил другой - древний, который до сих пор пребывает в Сумском соборе.

Крестный ход с Чудотворным Образом был возобновлен в 1995 году и проходит от Спасо-Преображенского собора вокруг исторического центра города.

В этом году сумчане первый раз после 100-летнего перерыва смогут пройти полным маршрутом, по которому ходили наши благочестивые предки, - от Шпилевки до Сум.

Почему крестные ходы кардинально меняют не только нашу жизнь

Крестный ход - это, прежде всего, особый вид молитвенного подвига каждого, кто принимает в нем участие. Ведь пройти несколько десятков километров в день - это непростое испытание даже для людей абсолютно здоровых и физически крепких. А в крестных ходах, как правило, участвуют люди, не имеющие ни того, ни другого. Более того, многие из них страдают разными недугами, надеясь получить по милости Божией исцеление или утешение в своих скорбях.

И эти надежды не остаются бесплодными. Ведь возносимые во время крестного хода молитвы имеют особое свойство. И вот почему. Пройдя уже несколько первых километров, человек начинает ясно осознавать, что самостоятельно преодолеть даже часть предстоящего пути, полагаясь лишь на свои силы, невозможно. Осознание этого рождает в душе удивительное и благостное чувство смирения. Не зря многие верующие отмечают, что во время крестного хода молитва совершается особенно горячо. И происходит настоящее чудо. Господь и Его Пречистая Матерь зримо приходят на помощь молящимся. У паломников появляются силы, их сердца наполняются миром и Божией благодатью. Это удивительное внутреннее преображение приводит к тому, что после крестного хода жизнь крестоходцев нередко кардинально меняется. На вопросы, которые до этого казались неразрешимыми, «неожиданно» находятся ответы, а взаимоотношения с ближними налаживаются.

Молитва крестоходцев изменяет не только их самих, но и окружающий их мир. Это хорошо знали наши благочестивые предки. Ведь молитва во время крестных ходов влияет даже на природные стихии: она защищала от засух, наводнений, пожаров, ограждала землю от разорений и нашествий (достаточно вспомнить чудо спасения Константинополя по молитвам Божией Матери, Которая спасла этот город, покрыв его Своим омофором).

В наше неспокойное время молитвенное призывание Божьего благословения на наше земное отечество, на наш Слобожанский край особенно необходимо. Поэтому основным молитвенным деланием во время предстоящего крестного хода станет возношение прошений к Богу за мир и благоденствие в Украине, за вразумление властей, которые должны осознать, что на земле Святой Киевской Руси, за которую перед Небестым престолом возносит свои молитвы бесчисленный сонм наших святых, нет иного пути для налаживания достойной жизни, как следование заповедям Божиим, которым научает нас Святая Украинская Православная Церковь.

Тем же, кто клевещет на Церковь, пытаясь вовлечь ее в политику, и обвиняет в недостаточности «украинскости» и патриотизма, хотелось бы напомнить позицию нашего предстоятеля - блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия. Он неоднократно подчеркивал, что миссия православной церкви не в том, чтобы построить русский или украинский мир, а чтобы созидать в душах людей мир Божий.

Сергей Кондратенко

P.S. Желающие принять участие в крестном ходе могут присоединиться к нему в любом месте его прохождения. См. расписание его прохождения по Сумам.

***

Розклад руху хресної ходи:

21 жовтня 2019 року на місці зруйнованого храму Покрови Пресвятої Богородиці села Шпилівка буде відслужена святкова Божественна літургія (початок о 7:30). Після чого відбудеться хресна хода від Шпилівського Покровського храму до Спасо-Преображенського кафедрального собору.

Розклад руху хресної ходи:

7:30 – святкова Божественна літургія, молебень на місці зруйнованого Покровського храму с.Шпилівка;

11:00 – початок хресної ходи від Покровського храму с.Шпилівка;

14:20 – молитва біля храму Іоанна Руського, сповідника, м. Суми;

14:50 – молебень біля Петропавлівського храму м. Суми;

15:30 – молитва на місці зруйнованого храму Покрови Пресвятої Богородиці (Покровська площа, м. Суми);

15:45 – завершення хресної ходи біля сумського Спасо-Преображенського кафедрального собору.

Дістатися до с. Шпилівка можна самостійно або організовано на автобусі, для чого потрібно завчасно записатися по телефону 066-11-94-061 (Надія Василівна) не пізніше 16 жовтня (середа).


п»ї
Читайте у цій рубриці

Крестный ход в Сумах: без провокаций не обошлось

14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы, который Православная Церковь празднует уже более 1000 лет, в областном центре состоялся традиционный крестный ход.

Он прошел от Спасо-Преображенского собора до Покровской площади, где когда-то стоял Покровский храм. В 30-е годы прошлого... Читати статтю повністю