Коммуналка

Нет счетчика? Плати больше!

В Сумах повысили нормы потребления тепловой энергии для тех, у кого нет общедомового прибора учета

12 ноЯбрЯ Сумской горисполком на своем очередном заседании утвердил новые удельные нормы потребления тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения домов, которые не оборудованы общедомовыми счетчиками тепла.

Как рассказала представитель ООО «Сумытеплоэнерго» (СТЭ), удельные нормы для таких домов прописаны в профильных нормативных документах и рассчитаны отдельно для каждого населенного пункта на основании ряда показателей. Для Сум, в частности, установлены такие показатели (согласно ГСТУ): количество отопительных суток в году - 187, нормативная температура внешнего воздуха - минус 1,4 градуса. С учетом этих показателей удельная норма рассчитана для трех типов домов: одно- и двухэтажных - 0,378 Гкал на 1 кв. м, 3-4-этажных - 0,222, 5 и более этажей - 0,148. Это годовая норма, но применяется только в отопительный сезон. При расчетах с потребителями норма потребления тепловой энергии ежемесячно корректируется в зависимости от фактической температуры и количества отопительных суток (поскольку в октябре и апреле их обычно меньше).

Стоит отметить, что прежняя норма, которую исполком утвердил в декабре 2017 года, была усредненной (то есть одинаковой) для всех типов домов и составляла 0,172 Гкал за кв. м. Таким образом, согласно новому решению для одно- и двух-этажных домов норма повысилась в 2,2 раза; для 3-4-этажных - в 1,3 раза, а для пяти и более этажей даже немного снизилась.

Самое же печальное, что повышение нормы потребления тепла повлечет за собой и повышение стоимости отопления (примерно в тех же пропорциях). Примечательно, что в 2017-м, когда исполком рассматривал предыдущую норму, СТЭ сначала хотело повысить ее с прежних 0,171 до 0,239 Гкал за кв. метр. Но когда выяснилось, что вследствие этого стоимость отопления для домов без счетчиков увеличится с тогдашних 32,68 до 56 грн. за кв. м, члены исполкома были категорически против и отказались голосовать, даже несмотря на аргументы СТЭ о том, что это коснется только 2% домов. Член исполкома Виталий Моисеенко тогда возразил, что во многих домах, где установлены общедомовые счетчики тепла, стоимость отопления мест общего пользования (подъездов, например) все равно рассчитывается по норме, без учета показаний счетчика. И таких домов немало, так что на самом деле это повышение коснется жильцов не 2% домов, а гораздо большего количества. В 2017-м СТЭ пришлось дорабатывать свои расчеты, и в итоге новую норму исполком утвердил в размере 0,172 Гкал за кв. м, то есть всего на одну тысячную больше предыдущей.

Однако в этот раз у членов исполкома почему-то не возникло никаких вопросов и возражений, никто не был в шоке и не возмущался, как в прошлый раз, хотя повышение получилось еще большим. Представитель департамента инфраструктуры сказал, что их специалисты проверили все расчеты и замечаний к ним нет.

По информации СТЭ, на сегодня в зоне их обслуживания осталось всего 148 домов, в которых не установлены общедомовые счетчики и которые подпадут под новые нормы. Большинство этих домов (100) - 1-2-этажные, которые раньше считались многоквартирными и обслуживались жэками, а на сегодня, согласно действующему законодательству, уже относятся к частному сектору. По ним это повышение ударит сильнее всего - плата за отопление для них увеличится более чем в два раза.

Единственный вопрос, который возник у членов исполкома, - как будет насчитываться плата за тепло, если в доме есть счетчик, но он, например, не прошел вовремя поверку или вышел из строя? Представитель СТЭ ответила, что по Закону «О коммерческом учете...», в случае выхода счетчика из строя до его починки (или замены) начисления проводятся по усредненному показателю фактического потребления тепловой энергии этим домом за предыдущий отопительный период.

После этих объяснений члены исполкома единогласно проголосовали за новые нормы. И здесь, конечно, возникают вопросы. Понятно, что слишком большие расходы на тепло при отсутствии счетчика должны стимулировать людей устанавливать общедомовые приборы учета. Но почему никому из городской власти не приходит в голову, что в этих домах, скорее всего, до сих пор нет счетчиков не потому, что люди этого не хотят, а просто потому, что им не под силу потянуть такие расходы самостоятельно? Потому что одно дело - собрать деньги на общедомовой счетчик, скажем, в трехподъездной десятиэтажке, где 120 квартир, и совсем другое - в старой двухэтажке на четыре квартиры. Почему ни тепловики, ни департамент инфраструктуры, ни члены исполкома или депутаты горсовета не подумали о том, что жильцам этих домов нужно помочь с установкой счетчиков? Ведь город в свое время выделял деньги из бюджета на установку общедомовых счетчиков тепла в многоквартирных домах. Возможно, нужно было в первую очередь подумать именно о таких домах? Или в них слишком мало избирателей, чтобы тратить на них силы и ресурсы?..

Александр Завадский

P.S. Кстати, тем же решением исполком утвердил новую месячную норму потребления тепловой энергии, необходимой для подогрева одного кубического метра воды в домах, где не установлены общедомовые счетчики, - 0,0447 Гкал на кубический метр. По словам представителя СТЭ, если раньше нормы разнились в зависимости от наличия или отсутствия полотенцесушителя (применялся коэффициент теплоотдачи 1,2 или 1,1 соответственно), то, согласно новому приказу, установлено четыре нормы. Две - для домов, где вода подогревается непосредственно в доме, то есть установлен бойлер: с полотенцесушителями применяется коэффициент 1,15, без полотенцесушителей - 1,07. И две - для домов, куда вода подается уже подогретой (то есть подогревается на ЦТП): с полотенцесушителями - 1,09, без - 1,03. То есть изначально норма одинаковая для всех (0,0447 Гкал на куб. м), а дальше она рассчитывается в зависимости от того, какой это дом, с применением соответствующего коэффициента.


п»ї
Читайте у цій рубриці

Сколько сумчане переплатили за мусор?

Главное управление Госпродпотребслужбы в Сумской области проверило тариф одного из крупнейших сумских мусороперевозчиков - ООО «А-Муссон» - и пришло к выводу, что компания завысила себестоимость услуг на 8,31 млн. грн., что привело к существенному увеличению тарифа на вывоз ТБО для... Читати статтю повністю