Культура

Между мифом и... музыкой

В городской галерее открылась выставка художницы Ирины Проценко «Горизонты времени»

Она стала ударным завершением выставочного года. Близость новогодних праздников подсказывает сравнение вроде пресловутой вишенки на торте. Но это не так. Выставка Ирины Проценко - значительное художественное событие и требует от зрителей не праздничного легкомыслия, а встречных усилий. Будет жаль, если выставка затеряется в новогодней мишуре.

Основа экспозиции - картины на мифологические темы: «Нить Ариадны», «Утро Юдифи», «В предчувствии Одиссея», «Город золотой», «Славное падение Икара», «Та, которая рисует себе море. Ариадна и Дионис», «Только не оглядывайся. Лот и жена Лота, которая не оглянулась», «Пандора. Ошибка 404», «Пигмалионово счастье». Уже по некоторым названиям заметно, что картины - не простые иллюстрации к известным мифам. Если мифы - семейные предания человечества, составляющие своего рода его ментальный базис, то Ирина Проценко исследует, чем он стал сегодня. Нить Арианды по-прежнему ведет в глубины лабиринта. Перед ней Тесей и Ариадна. Приоткрыта последняя дверь. За ней - свет и свобода. Но герои не спешат выходить. Может быть, минотавр свободы и лабиринт отношений страшат их больше человекобыка и каменных тупиков? Что искала и не нашла в Интернете Пандора и что успела выпустить? Поймет ли Пигмалион, что его счастье - не творение в глине или мраморе, а преображение в процессе творчества его самого и натурщицы, с которой он лепил Галатею? Почему не оглянулась жена Лота? (А что, так можно было?) И почему вид на Содом и Гоморру так напоминает Землю в обрамлении оплавленного иллюминатора?

Классические мифы оживают, облекаясь в кровь и плоть настоящего времени. А рядом с ними становятся мифами визуальные образы тех картин, которые не имеют под собой мифологической основы: «Наедине», «Ангел вдохновения», «Я не знала, что ангелы мерзнут», «Избавление от инферно». Они еще ждут своих философов, писателей и поэтов, чтобы прорасти в формулы мудрости, стихи или прозу.

Некоторые из картин мы видели на выставках раньше. Однако и они здесь стали другими. Обратите внимание: слева и справа от картины, изображающей Лота с женой, - абстрактные композиции. Они повторяют «музыкальную тему» основной работы и доводят ее до симфонического звучания. Общий эффект колоссально усиливается. Это сродни расширению возможностей кинематографа, получившего в дополнение к изобразительному ряду звук. Свое «музыкальное сопровождение» получила и картина «Я не знала, что ангелы мерзнут» - «Полет с ангелом», «Лебеди» получили свою «Лебединую песню». А другие абстрактные композиции стали объединяющей музыкой для всей выставки. И потому картины, попав в экспозицию, зазвучали по-новому.

На наш взгляд, то, что выгодно выделяет Ирину Проценко в ряду других художников, - художественная свобода - свобода в ее истинном значении, как следование велениям искусства. Это одновременно притягивает (свобода же!) и, если не отпугивает (для нее дороже истина, а не, например, любезная кому-то мода), то заставляет интеллектуально подтянуться. Ее «Сад сходящихся тропок» - салон, квартирник - стал местом, объединившим разных людей на основе уважения творчества и человечности. И эта возможность «мирного сосуществования» вселяет надежду, что мир все-таки спасется. А чем является «Сад» для художницы?

- Для меня «Cад» - это уже неотъемлемое звено событий текущей жизни. Возможно, мне как свободному художнику кто-то свыше поручил работу на неизвестный мне срок времени и сделал «там» запись в трудовой книжке. По этой причине действа, происходящие в саду, совершенно не напрягают. Работа эта творческая, ответственная, выступающий вносит живую энергию своей талантливой души, удивляя гостей виртуозностью слова, игрой на музыкальном инструменте. «Сад» появился после «Портретного проекта» (художница написала более полусотни портретов сумчан и подарила их портретируемым. - В.С.), когда, познакомившись друг с другом, «нарисованные» звезды города захотели продолжения встреч. Люди в саду сменяют друг друга. Уходят. Возвращаются. А «Сад» живет.

- Дважды в своих картинах вы используете образ Ариадны. Чем она вам близка?

- Почему Ариадна? Тогда почему и Даная? Диана? Икар, Пигмалион, Менелай и другие персонажи моих картин? Для меня Ариадна - женщина одновременно и самостоятельная, и стремящаяся по своей природе быть защищенной любимым. Все как в нашей жизни. А мифологию я полюбила еще в детстве. Много читала. Потом, когда учителя открыли мир классической истории искусств - а он состоит по большей части из сюжетов мифических, - было интересно нырять глубже в происхождение мифов. И мне открылись их «родственные» связи. Оказалось, например, что Геракл похоронил тело утонувшего Икара. И это наводило на мысль (а потом оказалось, есть такая версия), что древние люди из поколения в поколение передавали истории высшего общества (царей и вельмож и их любимых воинов и рабов), обожествляя их. Вся мифология наполнена совершенно жизненными коллизиями, интригами, любовными тре-

угольниками, коварством и благородством. Все как в нашей жизни. Вывод: ничего не меняется под солнцем и луною. Это интересно и печально одновременно.

- Расскажите о своих последних работах.

- Расскажу о двух. Картину «Только не оглянись. Лот и жена Лота, которая не оглянулась» обдумывала года два. Последние события, когда люди с ненавистью делились на «наших» и «не наших», просто разрывали пространство вокруг меня, мне четко продиктовали окончательный вид полотна, и я легко писала. Пара покидает уже не Содом и Гоморру, а весь свой дом - Землю, которая взрывается вдребезги.

Вторая работа - «Альтамира. Встреча художника». (Альтамира - пещера в Испании с наскальной живописью эпохи верхнего палеолита. - В.С.) Этот холст - что-то вроде манифеста: самое гениальное уже написано 30 тыс. лет тому назад.

- Каковы источники вашего творчества?

- Источники вдохновения? Да все! И всегда, и вопреки, и по течению впечатлений. Импульсом может послужить секундный кадр фильма или длительное общение с человеком, подаренный с любовью цветок или фатальное предательство, синичка, залетевшая в окно, или цепь законов мироздания.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте в этой рубрике

Первая новогодняя елка в Сумах

В Сумском областном краеведческом музее открылась рождественско-новогодняя выставка

В экспозиции - открытки, елочные украшения, куклы, предметы, связанные с зимними праздничными развлечениями. Отдельно воспроизведен

украшенный к праздникам уголок квартиры 60-х годов прошлого века.... Читать статью полностью

20 лет «ART’elь moda» - go together!

НесмотрЯ на сырую, дождливую погоду, вечером 23 декабря уже на входе в областной департамент образования становилось понятно, что здесь происходит что-то неординарное.

Гостей встречали фотобан-неры с костюмами из коллекций дизайн-студии «ART’elь moda». А все дело в том, что этот... Читать статью полностью

Сумчане - самые смешные на Слобожанщине

В Харькове финишировал пятый сезон региональной Слобожанской Лиги смеха. В финале играли 5 коллективов: «Все красиво» (Полтава), «Игорь» (Одесса), «Дикий молодняк» (Харьков), «Сборная Мелитополя» (Мелитополь) и команда-джокер «Николь Кидман»/«Хит Леджер» (СумГУ, Сумы). Команды играли... Читать статью полностью

Рождественская живопись

В выставочном зале Союза художников проходит рождественская выставка живописи. В ней участвуют художники из Ахтырки, Шостки, Ромен, Сумского района и Сум. Содержание картин соответствует теме. Глядя на них, глава областной организации НСХУ Иван Гапоченко пошутил: «На улице снега нет,... Читать статью полностью

Вышла третья книга уникального сумского проекта

Вышел третий том серии «Сумщина. Великое наследие», который издается при содействии облгосадминистрации за счет областного бюджета. Он называется «Краеведение». Книга является своеобразной антологией трудов историков, краеведов, археологов и этнографов - уроженцев населенных пунктов,... Читать статью полностью





Анонс








о чем говорят?
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Новости
Новости
Товары