По делу

Мусороперерабатывающий завод: есть надежда

Осенью прошлого года стало известно, что представители чешской компании Elektromontaze SYKORA предложили построить в областном центре мусороперерабатывающий завод.

За два дня в Сумах чехи успели познакомиться с представителями профильных городских структурных подразделений и коммунальных предприятий, побывали на полигоне в В.Бобрике, на «зеленом» (растительном) полигоне. И заявили о серьезности своих намерений. Однако многим сумским экспертам эти намерения власти и инвесторов показались не внушающими доверия. Так как ни на сайте компании, ни вообще в Сети никакой информации о мусороперерабатывающих заводах, построенных ею, не нашлось. Было лишь сказано, что компания занимается сборкой стеллажных систем и индукционных линий. При чем же тут переработка мусора?!

Меморандум есть, дальше - соглашение

Тем не менее 10 декабря прошлого года руководство Сум подписало с чехами Меморандум о сотрудничестве и взаимопонимании в сфере переработки твердых бытовых отходов. Сотрудничество с Elektromontaze SYKORA предусматривает строительство на территории Сумской городской ОТГ завода по переработке ТБО и опасных отходов, 80% вложений в которое составят средства инвесторов. Софинансирование со стороны города - 20%, но и это, по подсчетам финансистов, потянет на 90-100 млн. грн. По информации мэрии, стороны рассчитывают перерабатывать не менее 90% ТБО, а также утилизировать 100% опасных отходов.

«Надеюсь, пилотный мусороперерабатывающий завод позволит только 3% отходов отправлять на полигон, а остальные - перерабатывать. Сумы мы выбрали потому, что город идеально соответствует всем требованиям, к тому же идею строительства мусороперерабатывающего завода активно поддержало городское руководство, - отметил директор и главный учредитель компании Петр Сикора. - Это первый шаг к реализации проекта. Мы готовы принять представителей города на наших уже работающих заводах, чтобы вы все увидели сами. Таких заводов - 4 (в Филаково, Йиглаве, Соколове), на них есть практически все технологии, которые мы предлагаем Сумам. В 2014 году мы построили первый завод. Последний заработал в ноябре

2019-го. В настоящее время мы занимаемся решением всех административных вопросов. Если этот проект будет реализован, он может стать пилотным для других украинских городов».

Мэр Сум Александр Лысенко заявил, что будет только рад, если сумской завод станет удачным проектом и примером для других: «На протяжении нескольких лет мы рассматривали около десяти проектов подобных заводов, но реальных так и не увидели. Это первый проект, который дошел до меморандума. Помогают в этом отношения наших стран. В 2019 году было заявлено о сотрудничестве между Украиной и Чехией. В 2020-м оно будет выведено на новый уровень, и не только в сфере переработки мусора, но и в плане экономики в целом. Если бы не было господдержки, было бы сложно начать такой внушительный совместный проект».

Окончательное решение об утверждении меморандума должен был принять Сумской горсовет, и депутаты не стали сомневаться. Дальнейший шаг - подписание соглашения, в котором уже будут прописаны все правила и обязанности. Поэтому в Сумах была создана рабочая группа из представителей структурных подразделений горсовета, которая подробно изучит нюансы и детали строительства, а также возможности применения при реализации проекта механизма государственно-частного партнерства, и наработает соответствующее соглашение.

Кроме этого, стороны договорились о визите сумчан в Чехию с целью ознакомления с работой уже построенных Elektromontaze SYKORA мусороперерабатывающих заводов.

Как это работает?

Обычно подобные заводы предполагают несколько этапов. Первый - сортировка мусора. Но в данном случае чешская сторона наоборот утверждает, что сумчанам этим не придется заниматься. Так как сортировка ТБО (полуавтоматическая) будет происходить непосредственно на заводе. Далее следует переработка пищевых отходов и упаковки (из них получают биопеллеты с калорийностью больше, чем у угля). Такое топливо можно использовать на ТЭЦ, для котельных.

Из строительного мусора после его измельчения и обработки можно получить материал, который используют при строительстве дорог, для подсыпки полотна.

Возможен также блок с пиролизной (термическое разложение органических и многих неорганических соединений) линией, который предполагает переработку резины, текстиля и пластика. После ее прохождения все это превращается в органическое топливо - подобие дизтоплива, бензина, керосина. Какие именно блоки будут внедрены в Сумах, пока неизвестно. Но, как утверждает чешская сторона, завод собирается как конструктор «Лего» - сколько необходимо комплексов, столько и компонуют. Насчет извечного вопроса - хватит ли мусора города для работы такого предприятия или потребуется привлекать область, - ответили, что компания как раз и рассчитывала на 70 тыс. тонн ТБО в год. Однако если будет поступать ТБО из районов - можно будет просто добавить мощностей.

Как у них: визит в Чехию

В то же время сумская делегация отправилась в Чехию, чтобы, так сказать, увидеть переработку мусора и убедиться в реальности проекта своими глазами. Мы не торопились с материалом и ждали ее возвращения из Чехии, чтобы поговорить с профильным заммэра Александром Журбой. Вот что он рассказал:

- Чешская сторона предложила нам создать совместное украинско-чешское предприятие по переработке мусора (не по сжиганию или захоронению). Инвесторы готовы сотрудничать, вложить деньги и заниматься ТБО и реализацией полученной продукции. Предприятие будет возвращать взятые кредиты из средств, полученных от продажи продукции завода. Конечный продукт зависит от морфологии (состава) мусора, который мы сможем предложить. Завод модульный, его можно собирать по разным мощностям, объемам, сортировке.

В Чехию мы отправились с директором КП «Паркинг» (на балансе которого зеленый полигон) Олегом Славгородским, депутатом Виталием Жиленко и проектантом, увидели заводы в Йиглаве, были в Соколове. Elektromontaze SYKORA - это организация, которая занимается монтажом. Они действительно были подрядчиками на этих заводах, строили их, монтировали. То есть у себя они выступали в роли проектантов и монтажной организации. У нас же они хотят создать совместное предприятие, пилотный проект. И конечным продуктом будет то, что можно получить из нашего ТБО. Мусор у нас не такой, как в Европе, очень влажный, сборная солянка. Но им не нужна сортировка, к тому же на заводе будет предусмотрена досушка мусора. Насколько я понял, на таком производстве можно получать разную продукцию. Все зависит от того, насколько мы сможем развить этот проект. Сначала будем пробовать с минимального - разобраться с ТБО. А дальше будем смотреть, благодаря чему можно будет увеличить мощности. Но как вариант мы даже рассматривали использование ила с очистных сооружений, золки с ТЭЦ, обсуждали обращение с опасными отходами. Технологии есть, у них все это развито, но, к слову, конкуренция у них такая большая, что попасть на такое предприятие довольно сложно. К тому же в Чехии в одном городе одна организация занимается мусором, в другом - совершенно другая. И на каждом предприятии - своя технология и своя направленность. Чтобы поснимать фото, видео, предупреждать надо за месяц. Но мы посмотрели своими глазами - все это есть и работает.

А нам для начала надо подписать соглашение и предусмотреть деньги на проектно-сметную документацию - примерно 10 млн. грн. Напомню, наше участие составит 20% от всего проекта, 80% - берет на себя их сторона, у них хорошая кредитная история.

- Какую площадку присмотрели под завод инвесторы? Говорят, есть два варианта - зеленый полигон и уже оборудованная территория на окраине Сум?

- Для завода нужна площадка, где есть электроэнергия, подача воды, и желательно, чтобы рядом была теплотрасса - чтобы можно было сбросить тепловую энергию, которая будет генерироваться во время технологического процесса. Инвесторы осмотрели зеленый полигон, и он их устраивает. Это свободная площадка, рядом есть подстанция, ветка железной дороги, подъездные пути. Все по соседству. Мне кажется, что инвестору проще с нуля все построить правильно и под себя, чтобы ничего не переделывать. А если уже где-то есть готовые здания, то их надо адаптировать под технологии - например, если оборудование не будет влезать или его не получится технологически правильно разместить. Хотя мы рассматриваем все возможные варианты. Консультируемся с проектантом. И в целом будем искать площадку в зависимости от того технико-экономического обоснования на завод, которое у нас будет.

- Чехи рассчитывают на мусор всех Сум. Но как быть с ООО «А-Муссон», у которого своя сортировочная линия и которое тоже заинтересовано в части ТБО? При этом компания собирает мусор с 70% территории города?

- Нельзя сравнивать линию «А-Муссона» и мусороперерабатывающий завод. К тому же «А-Муссон» шел на конкурс на пять лет и строил свою линию на это время, у них были все экономические расчеты и обоснования именно на 5 лет. Они знали, что делают. К тому же мы не говорим, что перевозчиков у нас в дальнейшем не будет, они останутся. Ведь конкурс проводится сразу на несколько услуг - вывоз, сортировка, переработка и захоронение ТБО. Перевозчик обязан заключить договор с организацией, которая проводит захоронение ТБО, и с организацией, которая перерабатывает мусор. Если они сами могут организовать переработку или захоронение - никто не против.

***

Вот такая получается перспектива. То, что вначале больше походило на миф, через месяц начало обретать более реальные очертания. Профильный заммэра говорит: видели, работает. Но заработает ли у нас? Вопрос открыт. Ведь пока это только намерения.

К слову, по прошествии месяца ситуация на сайте чешской компании поменялась в корне. Надо сказать, что в конце прошлого года зайти на него было невозможно - значилось, что он на профилактике. А как только он заработал, на нем наконец появился большой баннер, утверждающий, что компания поставляет технологии и предоставляет услуги в сфере управления отходами.

«В 1997 году наша компания начала заниматься технологиями переработки отходов, первые проекты включали переработку шин и пластмасс. Петр Сикора был советником чешского парламента по управлению отходами, заинтересовался разработками в области обработки и обращения с отходами и решил заняться поставкой сложных технологических установок, направленных на утилизацию отходов. Создание подразделения, которое занимается данной сферой, является результатом слияния нескольких сильных частных компаний, работающих в основном в области технологического инжиниринга, монтажных и эксплуатационных услуг в области технологических подразделений, энергетики и полного управления отходами. В 2016 году в компанию был вложен большой капитал, чтобы стать сильным партнером для банков и крупных проектов», - говорится теперь на сайте компании.


п»ї
Читайте в этой рубрике

Одни - за насаждения, а другие - против!

Как быть с сумскими зелеными насаждениями? Ситуация в областном центре заходит тупик. Пока одни горожане ссорятся с властью из-за сноса деревьев, которые им хотелось бы сохранить, другие требуют минимизировать бюрократические препятствия при удалении аварийных насаждений.

Ведь не... Читать статью полностью

Cтроительный флагман Сумщины

Самый большой жилищный проект за 30 лет!

АО «Сумстрой» продолжает строительство крупнейшего в нашей области проекта - микрорайона «Эспланада», состоящего из нескольких десятков современных энергосберегающих домов. Квартиры в них с индивидуальным отоплением и улучшенной планировкой,... Читать статью полностью





Анонс








о чем говорят?
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Новости
Новости
Товары