Ділова розмова

Главный школьный закон - принят

Какие новшества ожидают педагогов сумских школ, детей и родителей?

На прошлой неделе, 16 января, ВР приняла новый Закон №0901 «О полном общем среднем образовании». В главный школьный документ были внесены сотни правок - с учетом мнений экспертов, депутатов и самих педагогов. Какие же изменения коснутся учеников, учителей, родителей и образовательных

управленцев?

Равный доступ к образованию

Закон гарантирует зачисление детей в начальную школу без конкурсов (кроме учреждений специального образования и частных). Школьники на длительном стационарном лечении наконец получат защищенное законом право получать образование в медучреждениях.

Инклюзивность - то есть возможность детям с особыми образовательными потребностями учиться в обычных школах по собственной образовательной траектории - также предусмотрена этим документом. Введенный механизм индивидуальной образовательной траектории дает возможность каждому ученику гибко и с учетом собственных потребностей и талантов строить свое обучение. Потребность особенных детей в индивидуальной программе развития определяет инклюзивно-ресурсный центр, который проводит комплексную психолого-педагогическую оценку развития ребенка.

Для работы по индивидуальной траектории родители должны обратиться с заявлением в школу. После этого создается индивидуальный учебный план, который пишут вместе педагоги, родители и ученик. Затем его одобряет педсовет и утверждает директор. В случае получения образования по экстернатной форме и педагогическому патронажу - индивидуальный учебный план составляется в обязательном порядке, а по семейной (домашней) форме - по желанию ученика и его родителей. Далее для подтверждения знаний по предметам проводится обычное годовое оценивание знаний ученика или государственная итоговая аттестация (ГИА). Если же речь идет о подтверждении результатов по домашней форме обучения, школьнику нужно будет сдавать семестровый контроль (два раза в год).

Также новый закон впервые открывает возможность предоставления ученикам (если они в этом нуждаются) индивидуальных и групповых консультаций на базе школы. Планируется, что такие консультации будут оплачиваться за счет государства.

Что же касается оценивания, то на законодательном уровне устанавливается право учеников на справедливое, независимое, недискриминационное оценивание результатов обучения - независимо от вида и формы получения ими образования. За нарушение для педагогов предусмотрена ответственность.

Образовательный процесс

В новом законе при организации учебного процесса учитываются возрастные особенности детей - на каждом уровне (начальное, базовое и профильное среднее образование) предусмотрен адаптационный цикл. В начальной школе адаптационно-игровой цикл составляет 1-2 года обучения, следующие два года - основной цикл. В средней школе адаптационный - 5-6-й класс, а в профильной - 10-й класс. Эти периоды - наиболее уязвимы для детей на протяжении школьной жизни. Теперь это обязательно будет учитываться при планировании обучения в школах.

Предусмотрено, что наполняемость классов в государственных и коммунальных школах не может составлять менее 5 учеников. Для классов начальной школы предельная наполняемость должна составлять 24 ученика, для базовой и профильной школы - 30.

Начальная школа может обеспечивать получение образования детьми (независимо от их количества) одного или разного возраста, которые могут учиться в одном соединенном (классе-комплекте) или в разных классах. Образовательный процесс в такой школе может организовываться одним или несколькими учителями или в любой другой форме, которая является наиболее удобной и целесообразной. Предельная наполняемость таких классов-комплектов составляет не менее пяти и не более двенадцати человек.

В случае обращения родителей ребенка с особыми образовательными потребностями - инклюзивный класс создается в обязательном порядке. Также они имеют право сопровождать ребенка во время учебы.

Еще родители школьников могут инициировать внеплановый аудит учебного заведения. Если родители видят проблемы в работе школы и исчерпали все возможности решить это вместе с администрацией, аудит сможет расставить точки над «і» и помочь найти оптимальный выход из ситуации.

Ученическое самоуправление

Новый закон значительно расширяет полномочия органов ученического самоуправления, которые создаются в школе по инициативе ребят. Они имеют право участвовать в обсуждении вопросов совершенствования образовательного процесса, научно-исследовательской работы, организации досуга, оздоровления, быта и питания, защищать права и интересы учеников школы. Также - по согласованию с руководителем проводить организационные, образовательные, научные, спортивные, оздоровительные и другие мероприятия. А через своих представителей - участвовать в заседаниях педсовета по всем вопросам, касающимся организации и реализации учебного процесса.

Новации для учителей

Учителю предоставляется реальная педагогическая автономия в создании программ, разработке собственной системы оценки и поощрения ученика (с созданием шкалы перевода в 12-балльную систему), повышении квалификации по своему выбору и за счет государства.

Появляются большие возможности для роста зарплаты учителя. Закрепляются доплаты: за классное руководство - 20-25% к тарифной ставке; проверка учебных работ - 10-20%; заведование мастерскими, кабинетами информатики - 15-20%; комнатами хранения оружия, стрелковыми тирами, паспортизованными музеями - 10-15%; структурными подразделениями учебных заведений - 25%. За заведование учебными (учебно-методическими) кабинетами, ресурсными комнатами, лабораториями, спортивными залами или площадками, учебно-опытными участками доплата составит 10-15%, библиотекой, медиатекой (или библиотечная работа) - 5-15%; за работу в инклюзивных классах (группах) - 20%; обслуживание компьютерной техники - 10-15%; внеклассную работу - 10-40%.

Вводится педагогическая интернатура для молодого учителя, которую он будет проходить в первый год работы. В ее рамках педагог получит наставника, который будет предоставлять консультации молодому специалисту и помогать ему стать успешным учителем. Наставник получит дополнительную 20%-ную надбавку.

Появляется больше возможностей для педагогического роста учителей. Вводится сертификация (получившим сертификат ежемесячно доплачивается 20% должностного оклада). В то же время закон оставляет такую процедуру, как аттестация.

Вводятся новые подходы к назначению директоров школ - по Закону «Об образовании» он может занимать свою должность не более двух сроков по 6 лет подряд в одном заведении. Закон устанавливает, что коллектив школы и родители будут играть совещательную роль при выборе, но сам конкурс будет проводить независимая комиссия. Обязательны видеотрансляция и видеофиксация отбора, что должно минимизировать использование админресурса.

Лиза Павлова


п»ї
Читайте у цій рубриці

Професійний підхід до справи - запорука успіху закладів освіти!

У Сумах відбулась підсумкова конференція освітян міста. Представники освітніх закладів спільно з міським головою Олександром Лисенком обговорювали стан освітньої галузі, результати роботи минулого року та потреби й перспективи на поточний.

Спілкуючись із освітянами, міський голова... Читати статтю повністю

Cтроительный флагман Сумщины

Стройтехника - на все случаи жизни

Крупнейший застройщик в Сумской области АО «Сумстрой» обладает технологиями, которые позволяют осуществлять замкнутый цикл работ - от проектирования до испытания и сдачи под ключ. Такой подход позволяет компании удерживать минимальные цены на жилье... Читати статтю повністю

Сумской университет возрождает старинную усадьбу

ПоЧти восемь лет назад на базе Сумского госуниверситета был открыт санаторий-профилакторий на территории бывшей усадьбы Параскевы Штеричевой.

Главный дом (сейчас помещение санатория) - памятник архитектуры XIX - начала XX ст. национального значения. Он был построен по проекту архитектора... Читати статтю повністю