Наш город

Вместо автостоянки - жилой массив

Как городские архитекторы предлагают изменить улицу в центре Сум всего через несколько лет?

Еще осенью прошлого года, как только появилась информация о начавшейся процедуре обсуждения детального плана территории в районе ул. Горького, Супруна и Леваневского, у некоторых сумчан появились вопросы: насколько это возможно?

Ведь это довольно значимое с исторической точки зрения для Сум место. Раньше на месте нынешних автостоянки и рынка располагалась тюрьма. Она выполняла свою функцию и в период оккупации Сум 1941-1943 гг. В феврале 1943 года во время наступления Красной Армии, когда город мог быть сдан, оккупанты приняли решение в срочном порядке ликвидировать всех пленных. Фашисты согнали в овощехранилище тюрьмы более 600 заключенных, облили здание бензином и забросали гранатами. После освобождения города место трагедии забетонировали. В начале 80-х годов прошлого века пенитенциарное заведение перевели на городскую окраину, а здание тюрьмы снесли. Говорят, по плану генеральной застройки Сум 70-х годов здесь было предусмотрено возведение жилого массива, затем вместо стоянки и рынка предлагалось сделать целый комплекс с подземным паркингом, но все это так и не построили...

Сумчанин Андрей Пархоменко был крайне возмущен очередными подобными планами и опубликовал свое мнение в соцсети: «Кто хочет построить дом на месте гибели нескольких сотен сумчан? Это просто поражает своим цинизмом и бесчеловечностью... На ул. Горького, где размещается стоянка, раньше находилась городская тюрьма, и как раз в ней в 1943 г. немцы заживо сожгли 650 жителей города. Страшно представить, что творилось тогда на том месте! Даже советская власть, и та не решилась там что-то строить. Но... теперь предлагают построить новый... жилой массив! От этого действительно становится страшно».

Однако среди комментариев к данному посту был и такой: «Почему стоянка там может быть, а что-то другое, в том числе жилой дом, разместить нельзя? Там была тюрьма, но не кладбище. А если брать «по-крупному», то в Украине не только строить нигде нельзя, но и жить тоже, потому что в каждом доме, на каждом участке земли были убиты, повешены или сожжены люди. Главное, сохранить память об этом, в памятниках, стелах, памятных знаках...»

И в принципе пример подобной реконструкции в Сумах есть - на месте, где сегодня стоит современный дом в пер. Институтском, 34. В 2008 году, когда над детским парком решили возвести многоэтажку, рабочие наткнулись на останки. Строительство было остановлено, начались раскопки. Из земли извлекли кости около 290 человек. По сведениям краеведов, в годы войны на территории бывшей школы №5 находился дулаг (пересыльно-сортировочный лагерь, в который попадали не только военнопленные, но и мирные жители). В этом дулаге были казнены и умерли члены сумского подполья, представители еврейской общины Сум, и не только. Раскопки подтвердили это предположение: кроме останков молодых людей с остатками снаряжения, были найдены и останки людей старшего возраста, подросткового и как минимум двух детей двух - трех с половиной лет. По воспоминаниям местных жителей, количество погибших на месте бывшего дулага может варьироваться от 1500 до 5-6 тысяч, потому что состав пересыльного лагеря был непостоянным. В 2014-м при продолжении строительства обнаружили еще захоронения. В одной яме были останки 22 человек, в другой - еще двух, в третьей яме - десяти человек. Найденные до поисковиков останки были собраны в два мешка (еще 4-6 человек). То есть в 2014 г. на кладбище РТИ, в районе пос. Аварийного, перезахоронили останки порядка 40 человек (здесь же покоятся и останки, найденные в 2008 году).

Помимо отпевания и перезахоронения, в память о страшных событиях Второй мировой возле 8-й школы на Троицкой установили памятный знак погибшим в 1941-1943 годах в пересыльном лагере на территории школы.

Возможно, действительно в истории пора расставить точки над «і», как положено, похоронить останки и главное - помнить? К слову, в 2015 году, в рамках празднования Дня памяти жертв Второй мировой войны на пересечении ул. Горького и Супруна открыли памятный знак жертвам нацизма, которые погибли в здешней тюрьме в 1943 г. Монумент высотой 1,8 метра изготовлен из черного и красного гранита.

Действительно ли дело осталось только за осовремениванием и благоустройством данной территории? На эти вопросы еще предстоит ответить Сумскому горисполкому и градостроительному совету, а мы решили подробнее ознакомиться с предложениями разработчиков - ООО «СК «Баннерстор Украина» - по реконструкции данного района.

В градостроительном отношении проектная территория является сложившимся кварталом с жилой и общественной застройкой. Ее функциональное назначение - территория смешанной застройки, которая определена как перспективная для изменения целевого назначения. На территории квартала размещены 3-, 4-, 6-этажные многоквартирные жилые дома, построенные в 30-90-х годах прошлого века, школа №18 на 900 учеников, автостоянка открытого типа на 300 машин и т.д. Также на перекрестке ул. Горького и Леваневского расположен рынок.

Значительная часть территории - около 1,76 га - по генплану предполагается под реконструкцию; здесь расположена автостоянка открытого типа. Детальный план предусматривает размещение на этом месте 6-10-этажной многоквартирной жилой застройки с пристроенными предприятиями обслуживания и встроенным дошкольным учебным заведением (отметка №12 на основном чертеже), а также подземных паркингов общей вместимостью 370 машиномест. Подробнее: здесь хотят построить один 20-квартирный 6-этажный жилой дом со встроенными общественными помещениями; шесть 36-квартирных 10-этажных домов со встроенными помещениями; два 24-квартирных 6-этажных дома; два 40-квартирных 10-этажных дома и один 20-квартирный 6-этажный жилой дом со встроенными общественными помещениями (дошкольное учебное заведение на 40 детей). Всего общая площадь нового жилого фонда составит 48460 кв. м, расчетная численность населения - 930 человек, количество квартир в новом жилфонде - 388. Ну, а на месте нынешнего рынка запланировано торгово-офисное здание.

Что касается самой ул. Горького, то архитекторы предлагают со стороны рынка и автостоянки завершить композицию площади на перекрестке ул. Горького, Леваневского и Металлургов - таким образом, здесь будет зеленая зона со стороны входной группы ПАО «СНПО» и ее продолжение - в виде сквера на перекрестке ул. Леваневского и Горького, с организацией транзитной зеленой пешеходной зоны с детскими площадками и местами отдыха.

Общественное обсуждение по этому вопросу закончится 23 января, а 9 января состоялись слушания. Однако они были малочисленными. И на них местные жители вопросов практически не задавали. Как нам рассказали в управлении архитектуры, сами градостроители ожидали больше всего проблем с пользователями стоянки, но их не последовало. Насколько поняли архитекторы, часть автовладельцев уже перевела свои автомобили в другие места. Ну а местных жителей, конечно, устраивает, что это будет жилая застройка, а не производство или что-либо развлекательное и т.д., которое может им помешать. Благоустройство же они только приветствуют.

Теперь - слово за архитекторами, которые обсудят предложенный ДПТ на градостроительном совете.

Иван Демидов


п»ї
Читайте в этой рубрике

На Горького могут вырасти 16-этажки

По ДПТ вместо бывшей фабрики по пошиву спецодежды запланирован жилой комплекс

На минувшей неделе стало известно, что в ближайшее время улица Горького в Сумах может существенно измениться. Так, в районе переулка Красовицкого и бывшей швейной фабрики планируют построить 16-этажки,... Читать статью полностью

Новый видеоролик озадачил сумчан

На минувшей неделе на ютуб-канале департамента финансов, экономики и инвестиций Сумского горсовета появился ролик - видеопрезентация города. Выполнили его за 120 тыс. грн.

Как только его выложили, сумчане сразу же начали задаваться вопросом: почему, собственно, ролик сделан не по... Читать статью полностью

Транспортного конкурса не будет?

Перевозчикам могут продлить договоры еще на пять лет при выполнении определенных условий

По мнению мэра Сум Александра Лысенко, возможность продлить договоры без конкурса еще на пять лет при условии обновления подвижного состава должна стать хорошим стимулом для нынешних перевозчиков... Читать статью полностью













Новости
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Новости
Товары