Культура

Право на обыкновенность

Живых скульптур в Сумах больше не будет. Наверное

Уверены, все жители Сум видели на улицах города живые скульптуры. Актеры застывают в образе и оживают за небольшую плату. Дети их обожали. Почему в прошедшем времени? Потому что «Артель МИФ», которая это устраивала, закрылась.

14 января на странице «Артели» в «Фейсбуке» появился пост: «Артель з сьогоднішнього дня закривається. Дякую всім причетним». Совсем-совсем закрылась или на время и не совсем? Каковы причины? С таким вопросом мы обратились к руководителю «Артели МИФ» Дмитрию Буйвалу. И вот что он нам ответил:

- Да, я закрыл проект «Артель МИФ», которым занимался 6 лет из моих 28. Он закрывается не только для города Сумы, он полностью прекращает свое существование.

- В чем причина?

- Причин множество. Я многие годы боролся, решал возникавшие проблемы и новые, которые появлялись вместо них. Но последней каплей стало отношение к этому делу одного из парней команды. Он один из тех, кто мог бы меня заменить, если бы не смотрел только на деньги и был немножко мудрее.

- За вами шли люди. Вы говорили, что для артиста живой скульптуры требуется многолетняя подготовка...

- Четыре года. В команде 14 человек. Никто из них не участвовал в работе «Артели МИФ» дольше трех с половиной лет. Я воспринимаю каждого из участников не только с художественной точки зрения, но и в целом как человека. Если человек писатель и он некоторое время занят у меня в команде, то он все равно писатель и должен писать. Больше всех потратил своего времени и вообще отдал себя всему этому Денис - он айтишник. Сейчас он учится создавать сайты. Уверен, у него это получится.

- Вы готовились к закрытию и готовили к этому участников команды?

- До проекта «Артель МИФ» у меня были еще проекты, и довольно-таки неплохие. Я там тоже был и директором, и руководителем, и артистом, и декоратором, и режиссером-постановщиком, и хореографом, всем, чем надо было быть для проекта, - этот опыт научил меня учитывать варианты. Например, создаю я костюм, а в голове мысль: куда этот костюм поедет; и тут же: если этот костюм не сработает, что мне с ним делать? Одновременно: кто будет эти костюмы надевать? И такая разветвленная система мыслей существовала с самого начала проекта. Просто я верил... Альтруизм - а он был, как выясняется, присущ мне в очень большой мере - альтруизм закончился. На мой взгляд, я отдал все, что мог отдать. Все.

- Думая о возможных причинах, побудивших вас принять такое решение, мы остановились на трех: отсутствии средств, достижении потолка развития и - эмоциональном выгорании. Что?

- Я родился в Сумах. У меня родители - инвалиды по слуху. Родился в 1991 году. Те, кто знает, что такое 90-е, на которые пришлось мое детство, понимают, что у нас в городе тогда не было ничего. Был застой, и люди, которые работали на предприятиях, по полгода, по девять месяцев не получали зарплаты. С детства у меня сформировалось понятие, что деньги - это бумажки, монеты, и я их люблю только количественно. Это просто ресурс. Все эти годы, невзирая ни на какие проблемы, я считал, что деньги - это фикция. Если ты их поставишь во главу угла, то ты создашь массовый продукт, ширпотреб, а не произведение искусства.

- А что с возможностью дальнейшего творческого роста?

- Я думал, что потолок есть. Первым потолком для меня было выйти на улицу. И я вышел на улицу. Вторым потолком... Их было множество, не буду называть второй, назову последний. Последний потолок - попасть на чемпионат мира по живой скульптуре. В 2017 году я туда попал. В 19-м году еще раз там был. Класс, это невероятно. Потолком было попасть на самый старый фестиваль мира - я его воспринимал как закрытый фестиваль, думал, что там только свои выступают, - фестиваль в Португалии, в Эшпиньо. Этому фестивалю 23 года. Его проводит муниципалитет города. И я был в прошлом году на этом фестивале. И это было нереально круто, когда рядом с тобой выступают люди, которые работают в этом жанре дольше, чем ты живешь. Потолка нет, мы сами его выдумываем.

- Остается эмоциональное выгорание.

- Да, наглухо. Я не знал об эмоциональном выгорании до прошлого года. В начале года я записался на один из подкастов, прослушал серию выпусков об эмоциональном выгорании. Проанализировал и понял, что уже много лет функционирую в состоянии четвертой стадии эмоционального выгорания. Значит, я в чем-то себя обманываю, нужно по-другому. И вот решение принято - и я наконец стал хорошо спать и просыпаться с улыбкой. Несмотря на некоторые финансовые проблемы.

- Получение средств для участия, скажем, в городском фестивале, ничего не изменит?

- Нет, не изменит. Может, кто-то другой возьмется.

- Вы подготовили себе смену?

- Моя команда - это боги, я вам скажу... С моей командой у меня тоже есть истории. Одна из них та, что на меня обиделась моя команда. Я занимаюсь искусством 11 лет, живой скульптурой - 6. Другого, столь же опытного, в команде нет. Люди приходили, уходили, а я оставался здесь один. И я сгоряча как-то сказал команде, что они не в ту сторону смотрят и что незаменимых людей нет. Они обиделись. Я понимаю, что неправильно говорить человеку, что я могу тебя заменить. Они восприняли это только в отношении себя.

- А вы говорили и о себе тоже?

- Да. И вот я сказал ребятам: «Спасибо всем, кто участвовал, я прекращаю деятельность. Можете заниматься дальше своей жизнью. У каждого из вас есть своя жизнь, свои истории, свое время, которые вы тратите». И поехал домой, а команда пошла обсуждать, как им действовать дальше, подтвердив мой тезис, что незаменимых людей нет.

- Есть такая вероятность, что они продолжат дело без вас?

- Как коммерческую деятельность - да, а как искусство - нет. За 11 лет, которые я работаю в городе Сумы, я могу на пальцах пересчитать людей, которые занимаются проектами исключительно ради искусства. Мало кому из них удавалось получать за это какую-то копейку.

- У вас еще был театр людей с ограниченными возможностями «Мы есть». Спектакль по произведению Ричарда Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» запомнился многим.

- Театр есть. Он не только на мне завязан. Их собрала Таня Нянькина. Она с ними продолжает работать. Я просто беру отпуск. Это единственный проект, относительно которого у меня нет аргументов, причины его оставить. И совесть не позволит...

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте в этой рубрике

Лучшая половина

В областной научной библиотеке - отчетная выставка фотохудожников

На этот раз в ней приняли участие менее половины членов СФХУ. Упадок физических сил? Кризис творчества? Заняты добычей пропитания? Какой бы ни была причина, а пострадали все: и фотографы, и зрители. Хорошо, что в выставке... Читать статью полностью













о чем говорят?
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Новости
Новости
Товары