Культура

Скульпторы - люди добросовестные. И сильные

Сумской керамист Галина Жук - о магии и трудностях этого непростого дела

ГоворЯт, не боги горшки обжигают. И все же в том, как мастер из куска глины на гончарном круге вытягивает сосуд, есть что-то завораживающее. Даже детвора, избалованная цифровыми гаджетами, глаз оторвать не может от танца рук и глины на гончарном круге: «Это магия!»

Но лишь немногим дано почувствовать магию труда художника, когда он составляет и вымешивает смесь. Когда он мнет и колотит глину, выжимая из нее воздух. Когда сушит и загружает изделие в печь, выбирает температурный режим обжига, а потом ждет с замиранием сердца - правильно ли была учтена усадка, нет ли трещин? Наш собеседник - Галина Жук, преподаватель керамики Сумского высшего училища искусств и культуры им. Бортнянского. Под началом Галины Дмитриевны - керамическое производство. Конечно, масштабы его невелики, но в нем есть все то, что и на большом производстве. Нет разве что механизации. Все - руками. И это важно, чтобы руками.

Когда-нибудь, наверное, уже скоро, керамические изделия и скульптуру будут печатать на 3D-принтере. Но нажатие кнопок клавиатуры или легкое касание сенсорного экрана не формирует мозг художника. Чтобы вылепить сознание, нужно движение, нужно мускульное усилие, нужна мелкая моторика. Галина Жук вспоминает, как лепка избавила ребенка от заикания и нервного тика - было и такое в ее учительской практике... Но работу с объемными формами Галина Жук выбрала не сразу.

- Первое мое художественное образование - Харьковское художественное училище, художественно-педагогическое отделение, - рассказывает Галина Дмитриевна. - По окончании дали мне направление в Чернигов, в школу. Через год перешла на работу в художественно-оформительский комбинат. Он располагался в бывшем Елецком женском монастыре (сейчас он снова действующий). Посредине стоял храм, а вокруг - кельи. В кельях - наши мастерские. Занималась я оформительской работой, а для себя - живописью. Мечтала продолжить учебу. И вот пишу я этюды - изображаю монастырь со всех сторон, и однажды меня осенило: хочу делать что-то объемное; хочу лепить.

- А до этого пробовали?

- В училище у нас был ознакомительный курс скульптуры. Но она тогда меня не задела. А тут, в этом святом месте, пришла такая мысль. И я начала думать, куда пойти учиться? Узнала, что во Львовском институте декоративно-прикладного искусства есть керамика и скульптура. Решила поступать туда. Поехала. И поступила. Мне очень нравилось, что там все есть: изобразительное искусство, история искусств... и очень много скульптуры, с первого по пятый курс. В качестве дипломной сделала садово-парковую скульптуру. Ее поставили на объект, там и защита была - в 1985 году.

- А после Львова?

- Мне предлагали работу на Сумском фарфоровом заводе. Я на нем проходила институтскую практику. Главным художником там был Василий Веретехин. Ему понравилось, как я работаю, и он предложил: «Я буду уходить на пенсию. Давай к нам, будешь вместо меня». Там были все условия для творчества, но уж эта работа по часам! Мне хотелось свободы. И я выбрала работу в Сумском художественном фонде. Первый большой заказ - оформление водолечебницы для Конотопского завода «Красный металлист». Я там сделала большие керамические панно. На заводе были печи. Мне создали все

условия, и все равно на работу ушло полгода. Затем были другие заказы. А потом заказов не стало. Я как раз вышла замуж, ребенок родился. Заказов нет, и я ушла. Сначала в детский сад - там делала роспись. Год проработала. А потом поступила на работу во Дворец детей и юношества, организовала кружок керамики. А с 2003 г. - работаю в училище.

- Какое направление вы для себя считаете главным?

- Как-то мне пришлось побывать с экскурсией в музее-заповеднике украинского гончарства в Опошне. И то, что я там увидела, меня захватило. На территории коллегиума - специализированная школа, музей. Начиналось со школы. Ее территория оформлена садово-парковой пластикой. Это работы, выполненные художниками-профессионалами, керамистами. Там проходили их симпозиумы, и работы оставались в Опошне. Это было так красиво! Я решила сделать гончарный круг и заняться садово-парковой скульптурой. Кстати, в 2001 году я сама была участником такого симпозиума. Там осталось несколько моих работ. И вот через два года я попадаю в училище, где есть обширный двор. Я директору и предложила: «Давайте мы будем дипломные и курсовые на территории устанавливать». - «Хорошо». И вот теперь, если вы походите по территории, - там есть на что посмотреть. А экскурсии в Опошню стали у нас ежегодными. Я туда вожу не только студентов, но и всех, кому это интересно.

К сожалению, установленные на территории училища работы плохо хранятся. Приходят люди с улицы. Фотографируются со скульптурами. Дети на них залезают. Ломают. Мы постоянно находим что-то отбитое. Клеим. После третьего курса я обычно даю задание: выполнить садово-парковую пластику. Но сейчас я предлагаю выполнить пластику малых форм. Раз садово-парковая скульптура у нас не хранится, пусть будут работы выставочного плана.

- А станковая скульптура?

- Сейчас мы ее даем только в виде ознакомительного курса. Упор делается на декоративно-прикладное направление.

- У вас много керамики. А другие материалы?

- В последнее время в дипломных работах комбинируем: керамика с левкасом, керамика с ткачеством, с чем-то еще... Для садово-парковой скульптуры используем шамотную массу - это смесь дробленого кирпича с глиной. Кстати, раньше студенты сами ее месили. И успевали сделать работу. А сейчас масштабных дипломных нет. Студенты 2003 года и нынешние сильно отличаются. У тех глаза горели. Они стремились идти дальше учиться. Сейчас такого почти нет. Есть усидчивые, остальные - пофигисты. Творческих немного.

- Есть ли какая-нибудь разница между характером живописца и скульптора?

- Во-первых, это физически тяжелая работа, лучше, чтобы скульптором был мужчина. Я занималась скульптурой. В городе есть мои работы - бюсты на территории мемориала «Погибшим воинам-интернационалистам». Я сделала три скульптурных портрета. Сергея Червонопиского сразу не установили по каким-то политическим соображениям. Бориса Громова и Сергея Ошомка установили. Формы настолько тяжелые, что без помощника мне их было трудно сдвинуть с места, не то что поднять. А характер? Важна добросовестность. Когда керамист катает пласт для большой работы, надо это сделать так, чтобы воздуха в этом сантиметровом слое глины совсем не осталось. Иначе он вырвется при обжиге и разрушит изделие. Если в форме есть пустоты и к ним не сделаны отверстия, то форму разорвет напрочь. Однажды такое случилось с дипломной работой. Хорошо, что студенты, которые берутся за выполнение большой работы на диплом, как правило, люди добросовестные и не затягивают работу до последнего. И тогда у нас хватило времени, чтобы сделать новую работу. Сейчас девочка, у которой лопнула работа, заканчивает Львовскую академию.

Многие ученики Галины Дмитриевны стремятся продолжить учебу, профессионально работают в области скульптуры, керамики. А бывший ее ученик Артур Гармидер создал скульптуру Дмитрия Бортнянского и подарил ее родному училищу. Сейчас она украшает фойе центрального корпуса. Галина Жук активно занимается творчеством. Она член Союза мастеров народного искусства Украины, участвует в выставках. Ученикам есть на кого равняться.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте в этой рубрике

В Сумах определили лауреатов арт-медиапроекта «Культурный остров 2020»

«Культурный остров» - это виртуальное собрание людей и коллективов, которые реально вносят существенный вклад в создание творческой атмосферы Сумщины. Ежегодно путем выбора, право участия в котором предоставлено лауреатам прошлых лет, определяется семерка новых островитян. Проект... Читать статью полностью

Сумчанку назначили заместителем министра молодежи и спорта

Сумчанка Марина Попатенко, которая до 2017 года работала директором Центра досуга молодежи Сумского горсовета, теперь стала чиновником всеукраинского масштаба. Она будет отвечать в Министерстве молодежи и спорта за развитие молодежной политики и национально-патриотического воспитания.... Читать статью полностью











Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Новости
Новости
Товары