Калейдоскоп

Два рояля

Несмотря на отсутствие площадок, музыканты все же выступают

Пока филармония находится в нелегком процессе переноса-монтажа органа (напомним: именно в ее здании обретет второй дом сложный музыкальный инструмент), концертная деятельность сумских музыкантов слегка замерла.

Ведь живое исполнение музыки, не предполагающее усиления специальной аппаратурой, - действо, которое требует особой площадки и добротных инструментов. Оригинальные композиторские мысли в прочтении исполнителей должны доходить до слушателя не оскверненными некачественным звуком или плохой акустикой. Поэтому понятны трудности, с которыми сталкиваются сумские музыканты, ожидая окончания реконструкции филармонии.

Тем не менее застоя не произошло, а исполнители приспособились к реалиям. Как подтверждение тому в Сумах проходит серия концертов, организованных продюсерским центром ET cetera. Вся программа исполняется двумя пианистками - Людмилой Скрынник и Еленой Антонец - и музыковедом Виталиной Гуковой. В качестве концертных площадок используются помещения музыкальных учебных заведений города. Они же любезно предоставляют инструменты. Однако условия для концертирования везде различны, и если 4-я музшкола, например, располагает шикарным концертным роялем Yamaha (ВШ рассказывал о нем отдельно), то 1-я музыкальная инструментом такого качества похвалиться не может. А произведения, включенные в программу, предполагают исполнение на двух фортепиано. Это сюита Сергея Рахманинова, написанная композитором в двадцатилетнем возрасте в Лебедине, первым слушателем которой стал великий Чайковский (кстати, Петр Ильич высоко оценил произведение).

Кроме этого, на суд меломанов представлено творение Дариуса Мийо «Скарамуш» по комедии Мольера «Летающий доктор». Эта сюита - одно из самых известных произведений, написанных для фортепианных дуэтов. Выстроено оно как двухчастное. Первая часть - «Бразильера» - передает дух карнавала, веселья, самбы, а вторая - воплощение французской грусти. Особое внимание уделили пианистки исполнению «Ревизской сказки» Альфреда Шнитке - автора очень сложной интеллектуальной музыки. «Сказка» была написана по мотивам произведений Гоголя («Шинель», «Портрет», «Ревизор» и пр.) и переложена с оркестрового варианта для двух фортепиано. Исполнение сложнейшего эмоционально и технически произведения требует от пианистов большого профессионализма и изобретательности. Например, эффект дисгармонии, задуманный в авторском варианте, в больших концертах достигается игрой на... специально расстроенном заранее фортепиано. Наши же музыканты достигают иллюзии какофонии с помощью столовых приборов (ложек, вилок, ножей), разложенных на струнах открытого рояля. Потом, правда, все инородные предметы из инструмента извлекают, но обыгрывается это дело очень артистично. Музыканты вообще активно используют дополнительные инструменты, звуки и решения, придающие необходимые оттенки исполняемым шедеврам. Помимо пианино, задействуются свистки, колокольчики, трещотки, кастаньеты, шейкеры, треугольник и медная тарелка с колотушкой. Кроме того, части сюит предваряются стихотворными эпиграфами, фрагментами из «Записок сумасшедшего» Гоголя.

Сумчане уже могли побывать на концертах в

педуниверситете, в музшколах №№2 и 4. А 21 марта в 16.00 музыканты выступят в самой старой в городе 1-й музыкальной школе.

Так что, хотя Сумская филармония пока не начала полноценно функционировать, музыканты не прекращают услаждать души поклонников классической музыкой. Как оказалось, при желании можно найти для этого и время, и место. Правда, то, что мы назвали, - не все возможные площадки для концертов. Есть еще училище имени Бортнянского, например. Но мы надеемся, что ни одно из причастных к музыке заведений не закроет двери перед такого рода концертами, и культурная жизнь города будет продолжаться, несмотря ни на что.

Елена Корнилова


п»ї