Культура

Когда архитектор берется за кисть

Выставка батика Инны Головиной открылась в помещении горуправления архитектуры и градостроительства (ул. Воскресенская, 8а). Девять больших платков, расписанных в технике батик на тему древней архитектуры, разместились на его стенах. Они встречают посетителя при входе и ведут его по лестнице на второй этаж от одной страницы истории архитектуры к следующей.

Началось все с платка на тему ассиро-вавилонской архитектуры. Композиция называется «Ворота Иштар» - по названию восьмых по счету ворот в стенах древнего Вавилона, посвященных богине Иштар (575 год до н.э.). На платке - элементы декоративных украшений, характерные для вавилонских сооружений, а в центре - солнце. Оно и задало название выставке - «Когда солнце было богом».

Инна Головина преподает историю архитектуры в строительном колледже. А еще занимается в студии батика. Не удивительно, что подготовка к лекциям в колледже однажды перетекла в работу над композицией очередного платка. Муж-архитектор не остался в стороне и подал идею сделать выставочную серию. Он же сделал расписным платкам стильные рамки. На платках Инны Головиной - древняя Индия, Индонезия, Египет, царство Ацтеков, Триполье, Греция, Китай, Скандинавия. Не столько в виде зданий и сооружений, сколько в виде узнаваемых элементов и декоративного ритма, присущего тому или иному народу в далекие времена. Кстати, а почему выбрана не современная архитектура, а древняя?

«Потому что, когда история уходит в древние слои, она становится мифологичной, - поясняет Инна. - Приобретает сказочность. Мне это нравится - ведь в сказках добро всегда побеждает зло. И росписи могут быть сказочными, немного детскими. А еще мне хотелось отразить глубинную связь различных культур между собой. Китайской и европейской, например. Мы ведь недостаточно хорошо знаем древнюю китайскую архитектуру. Знакомясь с ней, к своему удивлению, я обнаружила элементы того, что мы обычно относим к европейской культуре. Греческий меандр, например. Культурные связи везде присутствуют».

К сожалению, выставка не очень удобна для посещений. В связи с карантином доступ в здание управления архитектуры затруднен. Но есть надежда, что Инна серию продолжит и покажет в следующем году в более подходящем месте. «Мир велик, - говорит автор. - В нем множество культур. Хотелось бы, например, отобразить многообразие африканской культуры». Прекрасно! Ждем новую выставку, уже с африканскими платками.

Если выставка Инны Головиной 1 июля открылась, то выставка акварели Сергея Филоненко в галерее Bureau art в этот день завершала работу. Причем завершала замечательным событием - Надежда Георгиевна, вдова архитектора Сергея Филоненко, подарила работы с выставки коллегам своего мужа, объяснив это так: «В этих картинах - безбрежная любовь к миру, к природе. В них щемящая тоска и любовь. В них - душа его и мысли, и все его мечты. Я буду очень рада, что вы повесите его картины у себя дома или в офисе и будете о нем вспоминать. А душа его, глядя с небес, будет счастлива, что его помнят на этой земле».

В нынешнем году архитектору и художнику Сергею Филоненко (1950-2016 гг.) исполнилось бы 70 лет. Это третья выставка его акварели. И третья же посмертная. Широкой публике его художественное творчество стало известно только стараниями Надежды Георгиевны. Сам Сергей Николаевич в выставках не участвовал, работ своих не продавал - дарил близким друзьям. Сергей Филоненко был автором или соавтором зданий, хорошо известных сумчанам: каменной крепости в парке «Сказка», часовни святителя Луки на Басах, Дворца детей и юношества, бассейна и легкоатлетического манежа спорткомплекса «Динамо», памятника героям Чернобыля и др. А художественное творчество было для него отдыхом и отрадой. В акварелях он мог быть самим собой. Лучше всех это знала Надежда Георгиевна: «В картинах Сергея нет агрессии. В них - наивная нежность, сентиментальность, умиротворение и безграничная любовь к окружающему миру».

Владимир Калиниченко


п»ї
Читайте у цій рубриці

Растем вместе с театром

27 июнЯ в Сумском театре им. Щепкина прошла премьера спектакля по пьесе Генрика Ибсена «Гедда Габлер».

Генрик Ибсен (1828-1906) - норвежский драматург, драматические произведения которого более ста лет идут на сценах многих стран мира. Пьеса «Гедда Габлер» написана им в 1890 г. Героиня... Читати статтю повністю