Культура

А вы помните слова «Богемской рапсодии»?

Необычный сумской квартет «Флай» играет рок в классической обработке, и не только

Сумской FLY-Quartet - это Татьяна Ластовецкая (сопрано), Елена Кулишенко (скрипка), Елена Когут (фортепиано) и Дмитрий Колесник (кахон). В исполнении этого необычного по составу коллектива даже знакомые музыкальные произведения звучат необычно: классические - популярно, а популярные и народные - классически.

Необычным, случайным кажется и образование квартета. Впрочем, некоторые философы утверждают, что случайность - это абсолютная необходимость. В данном случае они правы. Вы сами в этом убедитесь из нашей беседы с Еленой Кулишенко и Еленой Когут.

Лиха беда - название

Рассказывает Елена Кулишенко:

- Лет 5-6 назад я подошла к нашей солистке Татьяне Ластовецкой и предложила спеть арию из кинофильма «Паганини: скрипач дьявола». Она обещала подумать и посмотреть ноты. Предполагалось, что играть будет наш «Ренессанс». Прошло несколько лет. Однажды Татьяна подходит и говорит: «Вот, у меня есть Лена (Когут. - В.С.). Давай сделаем арию». Речь тогда шла только об одном номере. Начали репетировать. Смотрю, получается, но чего-то не хватает. Решили добавить кахон (это такой ударный инструмент в виде деревянного ящика. - В.С.). И тут встречаю Диму, который шел мимо филармонии и на минутку зашел к звукорежиссеру. Мы когда-то играли с ним в одном коллективе. Попросила у него кахон.

«Кто будет играть?» - спрашивает. - «Не знаю». - «Давай буду играть я». Сделали вместе одну композицию. Получается, ради трех минут такой коллектив собрался. «Давайте хотя бы еще одну», - предлагаю. Сделали две. Начались вопросы по поводу названия, не объявлять же каждого участника в отдельности. Долго думали над названием. Была масса вариантов - «Пчелки», «Мушки»... Чего только не было! «Пчелки» - потому что бегаем с работы на работу. У музыканта график сумасшедший. Наконец придумали название. А есть название - нужно дальше двигаться. С коллективом не было так, что решили его создать и создали. Просто звезды так сошлись.

Елена Когут: - А меня тогда коллега попросила в театре ее подменить. Она уезжала, а нужно было срочно готовить концерт. Таня принесла ноты арии. Предполагалось, что мы попробуем исполнить ее в театре. Я взяла те ноты, а они корявые, не очень удобные. Говорю: «Я буду учить, если только мы их действительно используем». Она: «Ты учи, в филармонии споем». - «Хорошо, я буду учить».

Кулишенко: - На тот момент мы еще не настолько хорошо знали друг друга, чтобы определить, хотим ли мы работать вместе. Но было желание музицировать, желание творить, делать что-то не такое, как у всех.

Другое? Какое другое?

- Почему - другое? Публика плохо слушает классику?

- Нет. Дело в другом. В классике мы с детства. А всегда интересно попробовать себя в чем-то новом. Например, поиграть в рок-группе, как я когда-то сделала. А классическую музыку можно играть так, что она будет нравиться широкой публике. Зависит от музыканта. Классика - это шикарно. Это фундамент, это то, на чем все должны учиться. Просто есть момент, когда хочется попробовать себя в чем-то другом.

- Мне попалась статья, в которой утверждалось, что Баха при жизни играли медленнее, чем играют сейчас. Я так понимаю, что темп жизни ускоряется, и это должно сказываться на исполнении музыки.

Кулишенко: - Есть такая тенденция, это не только Баха касается. Многие музыковеды говорят о том, что раньше динамика жизни была гораздо более низкая, соответственно, и темпы более медленные. Аллегро в XVIII веке и аллегро сейчас отличаются. Да, в этом что-то есть. Последние лет десять еще и такая тенденция: классику играть в роковой обработке. Мы же идем от обратного: играем рок в классической обработке.

- Отлично! Давайте теперь определим, какую музыку играет ваш квартет?

Кулишенко: - Это нереально. Мы беремся за разные стили... Это может быть французский шансон, американский рок, все что угодно. Начиная от Queen и заканчивая Muse. Мы не хотим ограничиваться каким-то стилем. Джаз - это единственное, что мы не играем.

Когут: - Зато у нас есть украинские песни, и они у нас тоже звучат иначе. И людям это нравится. «Эту песню я знаю. Она у меня на слуху. Но она звучит как-то необычно». Люди хотят и такой вариант слышать. Он им очень даже по душе.

Общий знаменатель

- Вас четверо, вы состоявшиеся музыканты. Каким образом вы договариваетесь?

Кулишенко: - Приходим к общему знаменателю.

Когут: - У нас Лена чаще всего генератор идей, в каких-то таких узловых моментах, в ощущении трактовки она ведет.

- Она может настоять на своем?

Когут: - Может. Вы говорите, мы все разные... Очень разные. Каждый где-то уже состоялся. А во время карантина мы занимались каждый день по шесть часов. И при том, что мы разные, каждый со своим багажом, каждый со своим мироощущением, оказалось, что мы можем друг с другом работать, мы друг другу не надоели, мы друг друга не обругали, ни у кого не осталось осадка в ощущениях. Нам хорошо! Мы конструктивно решали возникавшие вопросы. Не было расслабленности. При этом мы успеваем между делом друг друга понять... Но Лену мы слушаем больше. Лена у нас - генератор.

Кулишенко: - К слову о том, что мы разные. Мы пошили костюмы себе в стиле стим-панк. Это значит - шестереночки, часовые механизмы, очки в стиле...

Сочетание брутальности и нежности. Это привнес в наш коллектив Дима. Мы не сразу на это согласились. Но, надев костюмы, поняли, что стим-панк - это наше.

- Альбом еще не записали?

Кулишенко: - Мы много записываемся, чтобы слышать себя со стороны, но альбома нет. Мне кажется, альбом стоит записывать, когда ты играешь свою музыку. Пока у нас своей музыки нет. Она должна возникнуть естественно. Писать ее натужно, математически высчитывать не хочется. Надо, что ли, заснуть, чтобы хотя бы мелодический рисунок приснился или яблоко упало на голову. Пока мы к этому не готовы. Хотя говорят, что мы настолько переделываем знакомую музыку, что иногда ее и узнать бывает непросто.

- У вас в квартете есть голос, как говорят, - самый совершенный инструмент, есть скрипка, звучание которой близко к человеческому голосу, есть фортепиано, которое их объединяет, и есть странный инструмент, который напоминает тумбочку или ящик, - кахон. Насколько он важен? Какова роль каждого инструмента?

- Кахон очень важен. Если мы начинаем играть без Димы, получается вообще не то, абсолютно не то. Невозможно кого-то одного убрать. Будет совершенно другой проект. Совершенно другое звучание.

Чувство локтя и своя публика

Когут: - То, что каждый привносит от себя, - это уникально. Плюс аранжировки, которые мы делаем. Записываем или нет.

Кулишенко: - Да, иногда я что-то меняю прямо на концерте.

- И квартет готов к такому развитию?

Когут: - Конечно. Музыка не раздвигается в количестве. Она остается в форме, которую мы определяем загодя. Просто внутри бывают какие-то нюансы. Кроме всего прочего, бывают казусы, не без этого. Волнение никто не отменял. Не в тот поворот пошел, лишний куплет. И все должны это подхватить.

Кулишенко: - Но со сцены этого никто не должен заметить. Ты сразу начинаешь это обыгрывать.

Когут: - Очень важно чувствовать друг друга. И это заставляет все время быть в активной фазе.

- У вас уже есть своя публика?

Когут: - Можно сказать, что да.

Кулишенко: - Недавно в Сумах проводилась интеллектуально-развлекательная игра «Квиз». Нас пригласили там поиграть. Игра напоминает «Брейн-ринг» и «Что? Где? Когда?». Люди собираются группами, создают команды, задаются вопросы. Какая-то команда побеждает. Настолько там публика была классная. Первый раз я слышала, чтобы «Богемскую рапсодию» Queen подпевали от начала до конца, со всеми словами. Мы удивились. Обычно ее сокращают, внутреннюю часть - она оперная - не поют. Мы же благодаря нашей Тане, которая это может сделать, ее поем. Так вот, они пели даже эту среднюю часть. Это было настолько круто! Очень приятные интеллектуальные люди, душевные и позитивные! Хотелось играть, играть и не уходить. Потому что взаимный обмен положительными эмоциями - это заряжает.

18 июля в филармонии с большим успехом прошел первый сольный концерт квартета «Флай». У нас появился, несомненно, замечательный музыкальный коллектив. С чем мы нас всех и поздравляем!

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте в этой рубрике

На Сумщине ищут невероятные села

Онлайн-издание AgroPortal.ua в партнерстве с посольством Королевства Нидерландов в Украине объявило прием заявок на V Всеукраинский конкурс «Невероятные села Украины 2020». Его участниками могут стать села (если село входит в ОТГ, то его громада подает заявку исключительно от деревни).... Читать статью полностью

Мир, который его изменил

В городской галерее - выставка фотографии, посвященная Непалу

Поездка в Непал сумского фотографа Сергея Колесникова заняла около полутора недель. Часть времени Сергей с товарищами провели в столице страны Катманду, а затем совершили поход в горы на высоту 4,5 тыс. м.

Всего за поездку... Читать статью полностью

Поэзия света: «Цветы и люди»

В городской галерее проходит новая выставка живописи Ирины Проценко

КаждаЯ выставка Ирины Проценко - событие. Ее ждут. Ее обсуждают. Ею вдохновляются. Нынешняя - запомнится обилием света. Не яркого солнечного, а ровного мягкого света, которым наполнены и портреты людей, и «портреты»... Читать статью полностью

В Глухове появилась деревянная экспозиция «Киевская Русь»

В третий раз в Глухове прошел Всеукраинский пленэр по художественной обработке древесины. Лучших мастеров со всей страны принимал у себя национальный заповедник «Глухов» на территории памятника «Усадьба Кочубея».

Как рассказала ВШ генеральный директор заповедника Ирина Мошик, темой... Читать статью полностью













о чем говорят?
Реклама
Товары
Будь в курсе!
Курсы валют в Украине
Новости
Новости
Новости
Товары