Культура

Черная птица, она же - конь

В городской галерее - выставки, посвященные могрицкому ленд-арт-симпозиуму

В правом зале - материалы с недавно прошедшего XVIII симпозиума под названием «Временное сообщение», в левом - обзор ленд-арт-работ Юрия Вишнякова, директора и одного из организаторов этих мероприятий, называется он «Дыхание».

В афише написано: «Выставка работ». В отношении работ ленд-арта это неверно. Тем более неверно в отношении ленд-арт-симпозиума. Произведения ленд-арта нельзя оторвать от местности, на которой их творят, в данном случае могрицкой меловой горы, ее в галерее нет. А продукт симпозиума - это состояние готовности сотворить, продемонстрировать и воспринять нечто в духе ленд-арта. На выставке этого тоже нет.

Центральную часть зала занимает вырубленная из дерева фигура, напоминающая птицу с распростертыми крыльями. Она выкрашена в черный цвет и поставлена на четыре опоры. Над ней подвешена маленькая птица. Это единственные натурные объекты в зале. Остальные экспонаты выставки - проекция арт-объектов на плоскость фотографии. Фотографировали сами авторы композиций или фотограф, ставший в этом случае соавтором экспоната. Значительная часть фото сделана Викторией Тимошенко, мастером пейзажной фотографии. Это удача для выставки. Даже если вы равнодушны к ленд-арту, фотографии вам наверняка понравятся.

Как же увидеть арт-объекты? Вот на фотографии - водонапорная башня. Сверху на ней сидит человек и, похоже, разговаривает по телефону. В верхней части бака труба, к ней приделан серебристый приспущенный воздушный шарик. Он символизирует каплю. Арт-объект Ильи Новгородова называется «Последняя капля». Капля чего? Воды? Времени, которое у нас крадут гаджеты? Терпения? Объяснений перформанса на выставке нет. Как говорится: зритель, ты же умный, придумай что-нибудь сам. Ладно, давайте подумаем. Водонапорную башню автор не делал, она стояла себе и стояла, не будучи арт-объектом. Но вот автор взобрался на нее, приладил к ней «каплю», назвал. И вот уже башня стала частью арт-объекта. Впрочем, можно было бы на башне и не сидеть, достаточно было одной капли, чтобы как-то привлечь внимание к инсталляции.

Или другая фотография: на траве лежат планшеты с белой бумагой, на которых выложены отдельные растения. Они как бы составляют живой гербарий. Шесть фотографий формируют единый блок. Рядом - увеличенный модуль блока. Авторы, Маргарита Журунова и Богдан Локатыр назвали свое произведение - «Увлечение». Планшет выделил травинку из множества подобных, и это выбирание, избрание стало арт-объектом. Авторы обратили внимание зрителя, озадачили. Этого же добивался Константин Зоркин - оседлав свою черную птицу («Конь»), Наталья и Олег Кохан - осветив разные предметы спиральным световым зайчиком («Маркирование»), Юрий Вишняков - выложив доски в виде дорожки («Не касаясь трав»). Кстати, последний объект не лишен практичности. Подобные дорожки проложены, например, в шведской тундре, чтобы туристы ее не вытаптывали. Но они - не произведения ленд-арта. Произведениям ленд-артистов практичность чужда. Можно сказать, что участники симпозиума извлекают практичность из непрактичности, учитывая, что на проведение симпозиумов местные власти выделяют средства, да и польза от отдыха на природе к тому же.

Бесполезность - не гарантия эстетичности, творчество - не гарантия художественности, участие в выставках и каталогах - не гарантия принадлежности к искусству. Если, конечно, это не «современное искусство». Но именно к современному искусству относится ленд-арт, и указанные качества - его признаки. Особенность - использование в арт-объектах природной среды. Но обратимся к участникам симпозиума. К сожалению, в этом году не было представления его результатов и лекции специалистов, но в день открытия мы встретили в галерее Юрия Вишнякова и задали ему несколько вопросов.

- Каково отличие нынешнего симпозиума от прошлых?

Юрий Вишняков: - В этом году он проходил в условиях эпидемии коронавируса. Мы были стеснены санитарными требованиями. Были сложности с посадкой, питанием, проживанием. Невзирая ни на что, провели. Все прошло как всегда, за исключением того, что мы не могли презентовать работы зрителям и зрители не могли присутствовать на мероприятиях в виду ограничений.

- На фотографиях видно, что зрители были.

- Да, но они ходили сами. Им были выданы листовки с планом местности и кратким описанием объекта.

- Какие события были особенно яркими?

- Одно сплошное яркое событие.

- Никого не хотите выделять?

- В принципе, да. Не хочется никого обидеть.

- Будет издан каталог?

- Да, будет. Каталог прошлого года уже издан, а каталог нынешнего года будет издан весной следующего года.

- Сейчас популярны такие вещи, как красивая работа. Когда деятельности стараются придать элементы искусства: растения на полях высаживают так, чтобы они образовывали узоры, в работе ищут поэзию, красоту. Вас не затронуло это веяние?

- В этом году мы приняли концепцию «Послесад». Она стала нашей концепцией развития территории ленд-арт-парка. Деревянные скульптуры, столбы будут постепенно образовывать лабиринт на нашей локации. Так, деревья после смерти продолжат жить уже как арт-объекты. Мы не превращаем их в опилки или топливо, а даем новую жизнь. Жаль, у нас небольшая территория. Если бы она была больше, мы бы, конечно, размахнулись.

- Какой-то туристический объект из этого получится?

- Да. Люди это место посещают... Чтобы получился полноценный туристический объект, должны подключиться частные предприниматели, энтузиасты.

- Расскажите о своей выставке.

- На ней представлены работы, выполненные начиная с 2012 г. Я больше работаю администратором и организатором в Могрице, и не всегда получается уделить творчеству время.

- Как появляется замысел работы?

- Просто хочется что-нибудь сделать, какая-нибудь идея не дает покоя, приходит время - и она реализуется. Например, когда уже все закончилось, когда все разъехались, и можно заняться творчеством. Бывает, идея созревает еще до приезда, а приезжаешь сюда, что-то в атмосфере, в настроении меняется, и она теряет актуальность. Отходит на второй план, но рождается новая.

- Ваша последняя работа?

- Последняя - прошлогодняя работа «Драккар». Много лет я вынашивал идею лодки на меловой горе. Потому что это дно высохшего моря. Человек покоряет водную стихию. А теплого моря юрского периода человек никогда в жизни не покорял. И однажды в руки попал материал, и я сделал работу. В соавторстве с моим хорошим другом из Чернигова Сергеем Тонкановым. Посвятил ее всем людям, которые проживали на этой территории, вкладывались в этот мир, что-то создавали, верили, любили, жили на этих просторах. Они гипотетически находятся в этой лодке постоянно, во все времена, начиная от палеолита и заканчивая нашими временами.

- А первая работа?

- Работа 12-го года - «Треугольник». Это парящий треугольник над склоном, который в разное время суток освещен по-разному и поэтому изменяется на глазах: то превращается в яму, то становился выпуклым. Это пример эксперимента, который сработал.

- А зритель это увидит?

- На презентациях мы рассказываем, чем человек руководствовался, когда создавал произведение, какой месседж хотел донести. Но это дело автора, а дело зрителя - понимать по-своему.

- У вас большой опыт участия в ленд-арте. По вашему наблюдению кто-нибудь стоит возле арт-объектов, пытаясь их понять?

- Да, конечно. Приходят местные жители, выдвигают философские гипотезы. Это не только на нашем фестивале встречается, но и на других тоже. Ленд-арт - это взаимодействие человека и природы. Мы все подспудно ищем у нее защиты.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

На Сумщине продолжается исследование скифского городища

Четвертый год подряд продолжаются археологические исследования памятника национального значения - городища раннего железного века возле с. Ширяево вблизи Путивля. Раскопки проводит Путивльская археологическая экспедиция под руководством к.и.н. Дмитрия Каравайко. Она организована совместными... Читати статтю повністю

В Сумах открыли музей предвыборного трэша

В просторном холле Сумского «Суспільного» телевидения в течение месяца сумчане смогут окунуться в атмосферу истории наших выборов. Как сказал один из первых посетителей: «Каждый раз думали, что хуже выбрать не сможем, и каждый раз ошибались!»

Музей политического мусора - так охарактеризовали... Читати статтю повністю

СНАУ получил уникальный сертификат

Сумской национальный аграрный университет решил популяризовать органические методы выращивания растений. Поэтому на территории университета появился исследовательский участок, где применялось исключительно органическое земледелие. Чтобы подтвердить свою способность выращивать «чистые»... Читати статтю повністю

В Сумах собрались 100 специалистов по конопле

В с. Сад Сумского района состоялся учебно-практический семинар по развитию коноплеводства Hemp Fest, который проводился с целью популяризации изделий из конопли - культуры, которая может удовлетворить потребности людей в пище, одежде, строительных материалах, лекарствах и др.

Десятки... Читати статтю повністю

На недельку, до 2-го... но в Турцию!

Страна, которая удивила не только сказочной природой, но и богатейшей историей

НесмотрЯ на пандемию коронавируса, многие украинцы отправились отдыхать за границу, не побоявшись пересечь не только государственные рубежи, но еще и барьеры болезни, только обрадовавшись: «Наконец вырвались!»... Читати статтю повністю