Культура

Особенный фестиваль особенного искусства

В Интернете прошла социально-художественная акция «Обреченные на счастье»

Это международный театрализованный фестиваль на основе творчества интеграционных коллективов с участием инвалидов, или особенных людей. Впрочем, и сам фестиваль особенный, ибо проходит в особенное время - нашествия коронавируса. Организаторы не стали искать в этом оправдание, а сделали его сильной стороной своей акции.

Фестиваль предусматривал творческие встречи, практические семинары, мастер-классы, фотовыставки, выступление театральных коллективов. Конечно же, удаленно. Сайт, на котором освещалась акция, был преобразован в портал, где можно было познакомиться с прошедшими событиями и пересмотреть их повторно и даже изучить методические рекомендации, изложенные в компактном письменном виде.

Золотой ключик театра

Методический раздел может заинтересовать не только специалистов, работающих с инвалидами, но и родителей особенных детей, и самих детей. Его центральный материал, на наш взгляд, - статья Виталия Люботы, режиссера, педагога, члена Национального союза театральных деятелей Украины, преподавателя Киевской академии искусств им. Павла Чубинского, арт-директора Международного интеграционного театрального фестиваля «Солнечная волна», режиссера и художественного руководителя Народного любительского театра-студии «Паростки» (Киев). Мы приводим этот длинный список не для почестей, а для того, чтобы подчеркнуть синтетичность деятельности тех, кто работает со специальными театрами.

«В большинстве случаев творческую терапию описывают как психотерапевтический метод лечения, и она является прерогативой медиков, - пишет Виталий Любота. - Однако свободно средствами творческой выразительности медработники обычно не владеют, что значительно ослабляет их возможности. Люди, которые имеют художественное образование и владеют художественными средствами, к сожалению, не имеют опыта исследовательской и медработы, что также ограничивает их терапевтические возможности».

Педагогам, чтобы донести информацию, каждый раз приходится находить особые приемы, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика. При этом речь идет не только о реабилитации или стабилизации, но и о решении многих бытовых жизненных проблем учеников.

«Отработав определенные ситуации через призму театральной образности, можно облегчить людям вхождение в реальную жизнь. Ведь театр - это всегда перевоплощения, театральная игра помогает ее участникам «примерить» на себя любой образ, что важно для адаптации. Игра позволяет удостовериться в своих силах - сначала в пределах театральной студии, затем - в повседневной жизни. Воспроизведение же болезненных жизненных аспектов дает возможность человеку с особенностями развития интегрировать свою боль, творчески ее переосмыслить, постепенно формируя иммунитет к той реальности, которая ранее заводила в тупик».

Но не будем пересказывать статью Виталия Люботы. Ее можно прочитать в методическом разделе проекта https://www.destinedforhappiness.com.ua/. В который раз, наблюдая за тем, что делают в реабилитационных театральных студиях, убеждаемся, что это нужно не только инвалидам, но и обычным, «неособенным» детям. Нередко ребенок, который не создает проблем родителям, оказывается предоставленным самому себе и стихии улицы. Он не получает внимания и заботы, необходимых для правильного развития, и у него развивается «приобретенная» инвалидность - душевная, психологическая или физическая.

Кто важнее - зритель или актер?

В основной программе фестиваля приняли участие 13 театров. За их выступлениями в течение пяти дней, начиная с 6 октября, наблюдал совет консультантов и интернет-публика. В конце каждого дня - обсуждение увиденного с режиссерами. С 12 по 15 октября в программе - круглый стол. Среди вопросов, которые там обсуждались, наверняка был и вопрос «конкурентоспособности» культурного продукта специальных театров. Потому что среди главных целей фестиваля была и такая: осветить возможности человека с инвалидностью не как объекта соцзащиты, а как творца. В актуальности дискуссии мы убедились, просмотрев спектакли. Заметно, что режиссеры опираются на разные целевые установки: получить художественный продукт или добиться реабилитации. В первом случае инвалидов пристраивают к художественному проекту, ориентируясь на зрителя, во втором случае их вовлекают в работу, выстраивая художественный продукт из совместной деятельности.

В списке театров-участников - театр движения «Лик» (Узбекистан); творческий коллектив «Золотая молодежь» (Львов); театр Ubogi Relacji [Плохие отношения], Польша; интегрированный театр Azdak’s Garden (Грузия); театр «Свежий ветер» (Беларусь); «Независимый театр пластической драмы» (Литва) и дрн. А также театральный коллектив «Перлинки» нашего Сумского областного центра комплексной реабилитации для детей и лиц с инвалидностью - с карнавализированным драматическим площадным действом «Притча о счастье».

Мы обратились к режиссеру-постановщику коллектива Татьяне Савельевой с просьбой поделиться впечатлениями об участии в фестивале:

- Мы презентуем театрализацию в рамках коррекционно-развивающего процесса, а также пропагандируем работу с широкими массами - уличные театры. Пытаемся выйти за театральные стены. Мы также презентовали видео о еще одном направлении работы - фототерапии. Показали работы в рамках проекта «Фотограни», где состоялось шесть отдельных выставок.

- Прозвучала мысль о том, что культурный продукт интегрированных театров может быть конкурентоспособным. То есть речь идет не только о реабилитации, но и об участии в общей культурной жизни наравне со всеми. На какую конечную цель направлена работа вашего театра: на получение культурного продукта или на реабилитацию?

- В первую очередь наша задача - реабилитировать детей. Помочь им в освоении основных социальных навыков. Пока о профессиональном театре мы не думаем, потому что это совсем другая методика работы и ее организация. Мы стремимся дать детям максимальный стартовый импульс. Например, Виталий Кравченко, наш актер, планирует поступать на режиссерский, и его портфолио с нашим театром, его личные достижения (дипломы за лучшую мужскую роль) в этом помогут.

- Было 13 основных спектаклей. Какие из них вам показались особенно интересными? Чем? Какие методики, рекомендации, идеи вы почерпнули для себя на этот раз?

- Спектакли я пересмотрела все, и в каждом я почерпнула для себя много моментов, ведь были представлены работы профессиональных режиссеров, а у многих театров и актеры-волонтеры тоже профессионалы. А я являюсь в первую очередь коррекционщиком, так что я стараюсь у них учиться. Такие акции для меня важны в плане понимания кухни профессионального театра. Понравился «Маленький принц» (театр особенных актеров «Намисто», г. Ровно) - как задействованы помощники на сцене, цирковое представление «Последняя гастроль» театра «КИД» из Беларуси - музыкальным представлением.

- Хорошо, если спектакль вырастает из особенностей коллектива и актеров. Если же их приспосабливают под готовую пьесу, «особенные» актеры не всегда оказываются к месту. Мне показались интереснее спектакли с простым, но художественно выразительным содержанием, где много движения: спектакль вашего театра, театра-студии «Паростки» из Киева, польского Ubogi Relacji.

- Да, в этом и сложность. Если приспособить, то получается вроде бы и красивее и профессиональней, но есть ли в этом терапия и коррекция? Вы назвали как раз театры коррекционного направления. Там все идет от особенных актеров, где-то в ущерб самому продукту, имея в виду правила классического театра.

- Я не знаю, что такое правила классического театра, но их продукт кажется более театральным и качественным, чем у других. Наверное, из-за органичности того, что они делают. Стоит ли заставлять говорить на сцене человека, который этого не может делать, - как это сделали итальянцы, наверное, вырабатывая у зрителя толерантность?

- Я с вами согласна, но в любом случае оценка всегда будет субъективной, мы должны продолжать делать свое дело и, в первую очередь, думать о ребенке.

- На сайте проекта появился раздел методических рекомендаций. Там есть что-то для вас новое?

- Пока не смотрела, но я познакомилась с разными режиссерами, и, если обратиться к ним за помощью по конкретному вопросу, они помогут советом.

- А от кого из режиссеров вы бы хотели получить помощь?

- От Виталия Люботы, естественно, Анастасии Семаки из Львова, Януша Шиманского из Польши.

- А как вы относитесь к тому, что делает Савельева?

- Савельева делает свою работу. Моя цель - работая сейчас, думать о будущем. Если я дам уверенность ребенку сейчас, сниму эмоциональные зажимы, покажу родителям, что может делать их ребенок сам, то в будущем, надеюсь, из уверенных в себе детей вырастут уверенные в себе люди! Ведь мы должны воспитывать толерантность не через жалость, я так думаю.

- Не могу не спросить - а через что?

- Нужно давать детям возможность проявить себя. Но при этом воспитывать трудолюбие, ведь просто так ничего не будет. Знаете, ведь если человек трудяжка, не так уж важно, какие у него особенности! Чтобы не замечали особенности, нужно стать неординарным.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Студенты СумГУ теперь учатся вместе с вашингтонскими

В октябре был подписан Меморандум о взаимопонимании между Сумским госуниверситетом и Вашингтонским госуниверситетом (г. Пулман, США). В его рамках предусмотрена совместная работа при проведении научных исследований, обучении, повышении квалификации, организация и участие в совместных... Читати статтю повністю

Сумские артефакты попали в книгу

Сумской краевед Сергей Гуцан сообщил о новой находке недалеко от Сум: «Вот такие богини Рожаницы найдены в 2020 году недалеко от Сум энтузиастом-поисковиком! Эта находка уже и в книгу А.Н. Спасеных «Первые боги славян» попала (см. 101-103 стр.). В ней описаны находки, сделанные в... Читати статтю повністю

Самые скоростные суда

В г. Днепр прошли соревнования Кубка Украины по судомодельному спорту (модели секции «М») «Екомайстер-2020», на которых победу одержала команда юниоров Сумской области.

Среди победителей - воспитанники секции судомоделирования, действующей на факультете технических систем и энергоэффективных... Читати статтю повністю

Наша радиоведущая озвучила больше 100 книг

Один из первых ди-джеев Сум Марина Никитина, которая записывает аудиоверсии литературных произведений, озвучила уже сто книг. «Кто бы мне сказал года три назад, что я озвучу 100 книг. Я бы решила, что человек шутит надо мной. А сегодня уже 101-я издана. И еще несколько ждут проверки... Читати статтю повністю