Культура

Реставрация нужна всем

В областном художественном музее - выставка отреставрированных экспонатов

В выставке переплелись древность и современность, талант художника и мастерство реставратора. Выставка наглядно демонстрирует работу музея в ее живительной форме. Рядом с большинством экспонатов - фото до реставрации. Сразу видно: было - стало. Впечатляет. На табличке наряду с названием и автором шедевра (если он известен) - фамилии реставраторов.

На сайте музея размещена краткая информация о его реставрационной деятельности. Оказывается, первое обследование коллекции было проведено выдающимся реставратором Третьяковской галереи Степаном Чураковым в 1944 г. в Новосибирске, куда во время войны была вывезена основная часть коллекции музея. После войны некоторые экспонаты реставрировали во Всесоюзном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря (Москва). А систематическая консервационно-реставрационная работа в музее началась с 80-х годов. В музее появились свои реставраторы живописи и керамики: Иван Волчек и Валерий Шкарупа. Сложные восстановительные работы выполнялись на кафедре реставрации в Киевском художественном институте (ныне - Киевская академия изобразительных искусств и архитектуры).

В экспозиции выставки - результат реставрационных работ, выполненных в Харьковском филиале Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины и штатными реставраторами музея. Сейчас их трое: Петр Кишенюк (темперная и масляная живопись), Влада Ярмак (керамика и стекло) и Надежда Гудилко (ткани). Влада Ярмак - реставратор 2-й категории. В профессии с 2004 года. Мы попросили ее рассказать о работе реставратора.

Как у врачей

Вот фарфоровая чернильница со сценкой уборки урожая. Она пострадала в пожаре. Нужно было убрать копоть. Оказывается, это непросто. Не только потому, что копоть намертво въедается в материал, но и потому, что не всякий способ для этого подходит. Реставрация - дело тонкое.

- Копоть убирала кратковременными аппликациями из кислот, которые не наносят ущерб фарфору, - рассказывает Влада Николаевна. - Накладываешь - смываешь, снова накладываешь - снова смываешь. И так много раз.

- А не проще было применить средства для удаления нагара и копоти, которые продают в магазинах бытовой химии?

- Главное для нас - не навредить экспонату. На все материалы, которыми мы пользуемся, должно быть получено разрешение реставрационного центра. Есть инструкция...

- Как протокол у врача?

- Да, да. Аналогично. Даже инструменты те же. Ты имеешь право использовать щавелевую кислоту, лимонную кислоту, 33%-ный раствор перекиси водорода, а то, что продается в магазине, - нельзя. Был такой случай. Мне нужно было быстро очистить тонкий розовый фарфор, чтобы предотвратить его разрушение. Я как раз была на стажировке в Харькове. Там есть лаборатория, химики при академии. Мы нашли средство для чистки - химики проанализировали, реставраторы дали добро, и мы все сделали. Но это было в Харькове и под присмотром куратора и химиков.

Помни о будущем реставраторе

- А клеите чем?

- Клеи у нас разные. Если пористая поверхность, то можно использовать ПБМА или «Полароид», который разводим ацетоном. Глиняные изделия можно клеить даже ПВА. Все зависит от структуры. Не всегда это ясно заранее. Вот плакетка (памятная или декоративная медаль) Киево-Межигорской фаянсовой фабрики начала XIX в. Долгое время она находилась в разрушенном состоянии. Взяла клей. Вроде по структуре должен подойти, склеила. Дальше предмет должен полежать, чтобы я посмотрела, как он будет с этим клеем взаимодействовать. Полежал. Начинаю трогать - рассыпается. Другой клей попробовала. Но чтобы другой клей попробовать, первый нужно удалить. Из каждой дырочки иголочкой нужно тщательно все вычистить, выковырять. Только с третьего раза удалось подобрать клей! Говорят, что там реставрировать! Сам процесс требует длительного времени. Между этапами работы должно проходить время. Даже когда краской покрываешь. Бывает, покрыл и попал в краску, а она постояла на свету и начала менять цвет. Приходится снимать краску и снова подбирать.

- А состав родной краски выясняете? Может, нужно сымитировать его?

- Мы этого не делаем по одной простой причине: в любом случае реставрация должна быть такая, чтобы в случае необходимости можно было все это размонтировать и без ущерба для экспоната полностью снять краску. Поэтому краска, которую мы используем, - это в основном акварель.

- То есть, делая реставрацию, вы учитываете, что за вами может прийти другой реставратор, который может быть не удовлетворен качеством реставрации, у него могут быть более совершенные инструменты и материалы...

- Да, да. Мы не имеем права нарушить и войти в структуру. Не должны нанести вреда экспонату. Поэтому в реставрации используют акварель и акриловый лак, матовый или глянцевый. Все склеенное законсервировано лаком. Консервация не вечная, на определенный срок.

Знатоки больше ценят историю, чем внешний вид

- Как видно по фотографии, вы возмещали отсутствующий фрагмент вазы. Из чего, как это делается?

- Готовится форма. Заливается жидким раствором стоматологического гипса. Когда он затвердевает, место защищается, выглаживается и тонируется в тон вазы.

- Архитекторы предпочитают

оставлять все в аутентичном виде, не пытаясь воссоздавать старое. Может, и в вашем случае было бы правильнее место разлома не скрывать, а обозначать?

- Да, такое есть. Но главным образом у археологов. Я была на стажировке в Керчи. Там они широко используют щадящую реставрацию: склеивают, дополняют куски, которых не хватает, но не тонируют. Вставки видны. Общая картина сохраняется.

В некоторых музеях красочный слой тоже не восстанавливают - только форму. Знатоки считают это правильным. Чтобы избежать подделки, восстановленной из некондиции. Ведь восстанавливают иногда так, что и при постукивании восстановленная часть издает тот же звук. Также имеет ценность время: история хранения, бытования. Как в Японии - реставрация золотом (кинцукурой - золотой ремонт. - В.С.). Чем больше трещин, тем больше ценность. По одной простой причине - вещь имеет большую историю. Знатоки больше ценят историю, чем доведенный почти до идеала внешний вид. Но обычным посетителям важно видеть вещь в том состоянии, какой она была при выпуске.

Кто контролирует качество реставрации?

- Раз в пять лет реставраторы проходят аттестацию. В этом году из-за карантинных мероприятий комиссия получилась всеукраинская. А в предыдущие аттестации это были международные комиссии - реставраторы высшей категории, приехавшие из Прибалтики, Германии, Польши... Мы, реставраторы, подаем свои документы, отзывы из музеев, фотографии, реставрационные паспорта. Комиссия заседает, рассматривает. Потом отправляет гонцов из членов комиссии в музеи, галереи, чтобы проверить работу реставратора на месте. Они могут выборочно проверить отреставрированные экспонаты - в каком они сейчас состоянии? Есть ли отметка в паспорте об условиях хранения? Появились ли новые дефекты? Как себя краска повела? Дипломированный реставратор не имеет категории до тех пор, пока он не поработает и не пройдет эту аттестацию. Бывают случаи, когда категорию понижают, а могут и вообще дисквалифицировать.

Психология реставратора

- Я по образованию детский психолог. Работала в Александровской гимназии. Потом попала в музей. Как-то готовили мы выставку. Сижу чищу часы, барометр и рассуждаю вслух: «Если бы вернуть время назад и встал бы вопрос выбора профессии, я бы, наверное, стала реставратором. Мне нравится тишина и копание в мелких деталях». Тогда у нас Федевич была завотделом. Она говорит: «Так и не поздно». «Но у меня же нет образования», - сомневаюсь я. А она: «Ну и что. Валера Шкарупа у нас был слесарем, когда пришел в музей. Сейчас он известный галерист, художник и т.д. Главное, чтобы человек этого хотел». И я начинаю вызванивать, спрашивать - и попадаю в Керчь, в заповедник, который состоит из многих музеев. Коллеги возят, водят. Я вижу настоящие мастерские. Мэр Керчи был очень заинтересован в археологии. Он спонсировал и сам участвовал в раскопках. Они обнаружили клад - сколько-то золотых монет. Получили за это деньги и вложили их в полный ремонт и оснащение реставрационных мастерских. Я прошла у них стажировку. Познакомилась с опытными коллегами из Харькова, Киева. Начала проситься на стажировку. Первое время я каждый год на две недели ездила на стажировку. И так постепенно, постепенно

осваивала профессию. Сейчас из аттестованных реставраторов я одна на Сумскую область. Очень нужно общение с себе подобными. Ведь реставратор живописи или ткани мне не поможет. Если стажировка, я везу с собой что-то из своих работ посложнее. Когда работаю, у меня за спиной стоит мастер, который в любой момент подскажет, поможет. И так надо! Без этого чувствуешь, что засыхаешь, деградируешь. Нельзя реставратору без стажировок! Киев считает, что за пятилетний срок нужно пройти три стажировки. А я бы так каждый год ездила.

- Когда у вас последний раз была стажировка?

- К сожалению, давно: в 2016 году. Хорошо, что харьковские коллеги всегда готовы принять и помочь. Два раза в год мы ездим туда, возим экспонаты на реставрацию, забираем с реставрации. Быстро распаковали или запаковали, и полдня - на общение с коллегами, на консультации. Пока так.

Мы еще потом долго рассматривали экспонаты выставки, размышляя о том, что работа реставраторам будет всегда. Особенно учитывая тесноту в хранилищах нашего музея и далекие от нормальных условия хранения экспонатов. Говорят, время лечит. Созданное трудом человека и лечится трудом человека. Без него время разрушительно. И реставрация, оказывается, нужна не только экспонатам, но и самим реставраторам - на стажировках. А еще мы жалели, что выставку эту никто не может увидеть - музей закрыт из-за усиления карантинных мер. Дождется ли она своей публики?

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

А вы знаете об украинском Ван Гоге?

На Сумщине открыли арт-локацию, где родился и жил уникальный художник

Активнейший пропагандист арт-истории родного края, популяризатор искусства и художник Константин Аленинский порадовал земляков сообщением о том, что туристам теперь доступна еще одна замечательная местность Сумщины.

Это... Читати статтю повністю

Сумской актер снялся в большом кино

На экраны страны вскоре выйдет военная драма «Мать Апостолов» (122 минуты). Производитель - студия «Золотое Руно» при поддержке Министерства культуры Украины. Режиссер-постановщик - Заза Буадзе («Позывной «Бандерас»). В ролях: Наталья Половинка, Богдан Бенюк, Александр Пожарский,... Читати статтю повністю

Как реконструировали книгу знаменитого сумчанина

Издательство «Родовід» подготовило выпуск издания «Нарбут. Студии. Воспоминания. Письма (Реконструкция уничтоженного в 1933 г. «Нарбутовского сборника»)».

Об этом рассказал дизайнер Александр Быченко: «Первыми в Украине мы сделали книгу с уникальной обложкой каждого из 500 экземпляров... Читати статтю повністю