Культура

Умение заразить живописью

В Сумской городской галерее - выставка любительской группы «Украшение»

Выставка живописи любительской группы «Украшение» и ее преподавателя - художника Игоря Василевского - занимает оба зала и «прихожую» в придачу. Продуктивно работает «Инициативная группа «Окраса» - так она официально называется.

Десять авторов, десять взрослых, профессионально состоявшихся людей: Татьяна Байбарацкая, Ольга Грабовская, Ольга Златник, Юлианна Крамаренко, Светлана Северин, Виктория Тарабан, Ирина Тульчинская, Екатерина и Маргарита Ухины, Анжела Яценко. «Игорь Эдуардович взял нас в интересное путешествие искусства, где захватывает дух от работы, где мы стали одним целым в поиске прекрасного», - так они пишут о своем увлечении.

А что о занятиях в группе говорит Игорь Василевский? Какие цели он ставит перед ее участниками?

- Цель - работа на пленэре. Технические приемы. Я по ходу их показываю. Как цвет слагается, количество светлого, темного, светлое на темном, темное на светлом... И цвет, цвет, цвет. Но, прежде всего, у нас здесь - только позитив. Нельзя выходить на холст с плохим настроением.

- Вы начали сразу со сложных натюрмортов, портретов, а штудия (кубы, шары и т.д.) у вас была?

- Нет. У меня совершенно другой подход. Я работаю вместе с ними и по ходу все показываю. Что подложить, что сверху положить, что в результате получится. Тот опыт, те знания, которые у меня есть, которые благодаря крымской школе я получил, все это им даю.

- Но они же должны знать анатомию...

- Это идет по ходу. У меня в мастерской анатомия Баммеса. Плюс я все показываю.

- То есть сначала возникает потребность и вопрос, потом - ответ.

- Ну конечно. Конечно, свинкой нужно болеть в детстве. Просто у них это время... Нет, не упущено. Они, во-первых, накопили жизненный опыт, плюс характер. Здесь необходим очень сильный характер. Ведь у каждого семья, дети и все прочее. И приходится у быта «выдирать» это время для искусства. Но они уже без этого не могут. Я заразил их живописью. Я им сказал: «Живопись вас и вылечит, и поможет во всем».

- У каждого должен выработаться свой стиль. Как вы его «вытаскиваете» из подопечных?

- Правильно. Они сделали первые шаги. Вы видите, здесь еще присутствует постановочность. Следующий шаг - авангардные работы, декоративные. Это надо, чтобы у каждой появился свой стиль. Нужно определиться с тем, кто в чем силен. Один, например, тяготеет к графике, к линии, к акварели, другому ближе пастель, третьему - масляная живопись.

- Вы стараетесь наращивать то, в чем они сильны, или улучшать то, в чем они пока слабы?

- В чем они сильны. И надо это развивать.

- Но если что-то не получается, может быть, именно это стоит доразвить, а потом уже двигаться дальше?

- Я им сказал сразу: «Мы стартанули с нуля. Мы должны обнулить все». С теми, кто не захотел идти по этому пути, мы расстались. Кто-то вырвется вперед, у кого-то будет получаться лучше. В силу характера. Нужно спокойно относиться к этому. Самое главное, что они преодолели боязнь холста. Теперь нужно нарабатывать навыки.

- Вы авторитарный руководитель или демократичный?

- Я демократичный. Я все понимаю. У всех работа, семья. Я им говорю: «Я ж не требую от вас... Я вам озвучил, а ваша задача - «выдирать» это время. Это ж не школа». Здесь все на добровольных началах, но пашут они очень сильно.

- У них есть программа курса, который они должны завершить?

- Нет, здесь совершенно другое. Вообще все идет к тому, что человек должен стоять под рукой.

- Учеба из-под руки?

- Я им показываю. Настоящий педагог берет кисть и показывает. Так делали, например, Пузырьков, Пламеницкий (В.Г. Пузырьков (1918-1999) и А.А. Пламеницкий (1920-1982) - преподаватели Киевской академии изобразительных искусств и архитектуры. - В.С.). Так же делаю я.

- А не получится ли, что будет много-много Игорей Василевских в разной степени совершенства?

- Нет, не думаю. Я понимаю, что из аудитории надо выходить, чтобы становиться потом художником. Они знают азы, они знают многих художников. И вот теперь я начну вытягивать из них творческую сторону.

Итак, группа «Украшение» переходит на следующую ступень учебы. Это совпало с важным событием: шестеро из них поступили в магистратуру СГПУ им. Макаренко по специальности «Изобразительное искусство, декоративное искусство, реставрация». Учитывая сложности учебы во время пандемии, работа с Игорем Василевским оказалась существенным вкладом в учебу. Не случайно одним из первых на выставку пришел их преподаватель по университету Николай Жулинский и сказал им несколько напутственных слов: «В ваших работах еще много недостатков, но то, что они смелые, насыщены радостью, жизнелюбием, цветом, - это даже важнее, чем мастерство. А мастерство придет. Выставка показывает, что вы готовы к творческой работе... Вы люди, которые пришли к искусству не по рекламе, не по совету друзей, родителей или родственников. Пришли по призванию. Это очень важно».

Все верно. Сколько всего нужно наработать тем, кто не переболел «художественной свинкой» в детстве и юности, чтобы выйти из магистратуры магистрами. Конечно, специфика «изобразительного художника» такова, что художнику не приходится демонстрировать свои навыки, подобно музыкантам исполняя перед зрителями по нотам или на память, скажем, Шишкина, Репина или Серова. Он всегда может оправдаться тем, что он так видит. И все же хорошо, что наши художницы именно любители, то есть любят то, что делают, что они пришли в искусство по зрелому размышлению, по призванию и много работают. В этом случае, наверное, можно считать год за два.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

На Сумщине создали онлайн-площадку #ЧИТАТИ_МОДНО

О новой информационно-просветительской инициативе #ЧИТАТИ_МОДНО рассказала директор областного департамента культуры, информационной политики и туризма Любовь Карпенко во время презентации книги «Проза» проекта «Сумщина. Великое наследие». «Мы хотим, чтобы больше людей любого возраста и вкуса могли участвовать в литературной и художественной жизни Сумского края. Ведь уникальные по своему содержанию книги проекта «Сумщина. Великое наследие» должны быть интересны и молодому поколению тоже, - отметила она. - Поэтому и решено создать онлайн-площадку в «Фейсбуке».

По ее словам, все четыре книги проекта «Изобразительное искусство», «Поэзия», «Краеведение», «Проза» будут оцифрованы и представлены в открытом интернет-пространстве на новой онлайн-площадке. Также с хэштегом ... Читати статтю повністю

Сумской спектакль признали лучшим в Украине

Коллектив национального театра им. Щепкина победил на Всеукраинском театральном фестивале-премии GRA. Сумской спектакль «Пер Гюнт» (режиссер-постановщик Роман Козак) выиграл в номинации «Лучшая драматическая постановка»! Соперниками сумчан в этой номинации были: Киевский академический... Читати статтю повністю

С благодарностью о реках

В Сумском городском центре эколого-натуралистического творчества ученической молодежи (ЦЭНТУМ) 26 ноября прошла экологическая акция «Голубые артерии города Сумы». В ней приняли участие 185 воспитанников 34 руководителей кружков заведения. Дошкольников и детей младшего школьного возраста... Читати статтю повністю

Креймахи и костяные астрагалы

Не все знают, что настольные игры появились в доисторические времена, еще до появления письменности.

В экспозиции Сумского областного краеведческого музея - оригинальные экспонаты IX-XIII вв.: глиняные креймахи и костяные астрагалы, найденные при раскопках в с. Ницаха Тростянецкого... Читати статтю повністю