Культура

Николай Глущенко: верность искусству

В Сумском областном художественном музее проходит выставка живописи

Выставка важная. Выставка замечательная. Выставка необычная. Становление Николая Глущенко (1901-1977 гг.) как художника прошло в Германии и Франции 20-30-х годов. Его творчество вобрало важнейшие из художественных течений того времени.

Вернувшись на родину, Николай Глущенко работал сначала в стиле «канонического» социалистического реализма, а с конца 50-х использовал все свои творческие возможности. Думается, в этом ему помогло чувство свободы, которое давало положение... разведчика. Николай Глущенко был советским разведчиком, причем хорошим разведчиком.

Занимались разведкой такие известные писатели, как Даниэль Дефо, Пьер-Огюстен Бомарше, Сомерсет Моэм, Грэм Грин и др. О художниках известно меньше, Николай Глущенко - редкое исключение. И все же сначала - художник. Наблюдательность, композиционное мышление, умение общаться - талант. У Николая Глущенко он был. «Специалисты считают его одним из самых талантливых художников Европы», - сказано в донесении 1926 года о привлечении Николая Глущенко к разведдеятельности.

Николай Глущенко родился в Новомосковске Екатеринославской губернии (ныне - Днепропетровская обл.). Когда мальчику было пять лет, умер отец, и семья переехала к родственникам в село Борисовку Курской губернии. Село славилось «богомазами». Николай любил смотреть, как они работают. Вскоре он увлекся рисованием. В 1910 г. мать отдала Николая в 8-классное реальное училище в Юзовке (Донецк). Там увлечение мальчика поддержал учитель рисования Дмитриев. Николай много копировал с репродукций. Видимо, успешно, потому что уже в 15-летнем возрасте он этим зарабатывал. А еще тем, что готовил декорации к любительским спектаклям в рабочих клубах.

В 1918 году Николай переезжает в Харьков с намерением получить высшее техническое образование, но впечатление от посещения художественного музея оказалось настолько сильным, что он решил посвятить свою жизнь искусству. Хотя вряд ли тогда предполагал, какие трудности его ждут. В стране шла гражданская война. В 1919 году Николая мобилизовали в Добровольческую армию Деникина. После ее разгрома он оказался в Польше, в лагере для интернированных лиц. Оттуда бежал в Германию. Случайные заработки. И рисование. За этим занятием его застал некий профессор берлинской Высшей школы художеств. Он оценил талант Николая и рекомендовал на учебу. Сначала Глущенко учился в частной художественной школе-студии Ганса Балушека, левого социал-демократа, одного из создателей бюро социальных пособий для берлинских представителей творческой интеллигенции. Ганс Балушек заинтересовал Николая творчеством Адольфа Менцеля и Пауля Рубенса. В 1921 г. Николай Глущенко поступает в Берлинскую Академическую высшую школу, где учится в мастерской Эриха Вольфсфельда. В Интернете пишут, что материально талантливому юноше помогал гетман Павло Скропадский, один из лидеров украинских националистов Роман Смаль-Стоцкий, писатель Владимир Винниченко. Учеба шла успешно, и вскоре Николай стал работать в художественной школе профессора Кампфа.

В Германии того времени многие увлекались экспрессионизмом. Но Вольфсфельд оставался верен реалистическому направлению. Ганс Балушек же принадлежал к художественному направлению «новая вещественность». Оно возникло в противовес экспрессионизму. Художники этого направления стремились к подчеркнутой фигуративности, опираясь на классическое искусство, и неприкрашенной правде жизни. Работ этого периода в нашем музее нет, но в Одесском художественном музее есть «Автопортрет» Н. Глущенко 1923 года, по которому можно судить о стиле художника немецкого периода. Он явно не избежал влияния «новой вещественности». Подтверждает это и участие Николая Глущенко в общенемецкой выставке «Новая объективность» в музее Мангейма (1925 г.).

В 1923 году Николай Глущенко познакомился с будущим кинорежиссером Александром Довженко. Некоторое время Довженко работал сотрудником Генконсульства УССР, а затем поступил в частную школу профессора Кампфа, где Глущенко работал ассистентом. Наверное, их общение не ограничивалось искусством, потому что в этом же году Глущенко оформил советское гражданство и позже стал главным художником торгово-промышленных выставок СССР за рубежом. В это время он увлекается творчеством художников реалистического направления: Андерса Цорна, мастеров Возрождения.

Учебу Николай Глущенко завершил большой персональной выставкой в Берлине в 1924 г. В следующем году переезжает в Париж и с головой уходит в его бурную художественную жизнь. Он много работает и становится известным художником с широким кругом знакомств. Персональные выставки художника проходят во Франции и других странах Европы, в США. О нем пишут. В 1933 году в Париже вышла книга о его творчестве. Критик Анри Пулей писал: «Глущенко пришел к нам из Украины, чтобы присоединить свое имя к тем, кого справедливо причисляют к парижской школе». Итак - «парижская школа». «Новая вещественность» уступила место импрессионизму и постимпрессионизму, увлечению Сезанном и Боннаром. Николай Глущенко активно изучает цвет. Не забывая, впрочем, и рисунок. В 1928 г. был издан альбом литографий Н. Глущенко в стиле ню, который высоко оценила критика.

С 1926 года Николай Глущенко в разведке (Ярема). Он добывает ценные сведения. Так, с его помощью получены «совершенно секретные чертежи на 205 видов военной техники, в частности авиамоторов для истребителей». В 1936 г. он возвращается на родину. Живет в Москве. Как обычно, много работает. В 1937 году - персональная выставка в Киеве.

В начале 1940 года Николай Глущенко получил новое важное задание. С Германией заключен пакт о ненападении, но веры ему нет. Глущенко в составе делегации Всесоюзного общества культурных связей едет в Берлин. Официоз на высоте. Адольф Гитлер передает «учителю» подарок - альбом своих акварелей - в 20-х годах Шикльгрубер брал у Николая Глущенко уроки рисования. Важнее - неформальные встречи. С кем встречался Николай Глущенко в Берлине, какие вопросы задавал, неизвестно, но сведения, полученные им, были чрезвычайно ценными: «...разведчик Ярема сообщил: «Несмотря на подписанный с СССР договор о дружбе, правительство Германии активно готовится к войне против Советского Союза. Всеми средствами гитлеровцы маскируют приготовления с целью предотвратить недовольство со стороны правительства нашей страны...» Далее - конкретные факты.

Во время войны Николай Глущенко свое творчество посвящает борьбе с фашистскими захватчиками. (Начало было положено еще в «парижский период», когда в 1934 г. он побывал в Испании, где стал свидетелем борьбы испанского народа против фашизма.) В 1941 г. Глущенко выполняет этюды, посвященные обороне Москвы, рисует карикатуры в стиле народного лубка, пишет ряд картин, среди которых «Смерть генерала Доватора», «Взятие Клина» и др.

В 1944 году Николай Глущенко переезжает в Киев. Он много работает. Впрочем, как обычно - даже в конце жизни, говорят, он писал по несколько этюдов в день. А всего его кисти принадлежит от 10 до 17 тыс. работ. Николай Глущенко - участник более 50 персональных и 200 групповых выставок. Он часто бывает в зарубежных творческих командировках в странах Европы, Канаде, Японии. Много уделяет общественной работе в Союзе художников Украины и Всеукраинском обществе культурных связей. Николая Глущенко ценят. В 1960 г. его наградили орденом Трудового Красного Знамени. В 1963 году ему было присвоено звание народного художника УССР. Через некоторое время он становится лауреатом премии УССР имени Т. Г. Шевченко, а в 1976 г. - Народным художником СССР (1976).

Экспозиция нынешней выставки создана на основе музейных фондов. Она охватывает значительный период творчества художника, но не в состоянии охватить его творческие поиски. И все же. Есть здесь и «Обнаженная» 1927 г., и картины периода «выверенного» соцреализма, и работы 60-х и 70-х годов, в которых проявились все художественные направления, с которыми экспериментировал Николай Глущенко. А он был не только неутомимым практиком, но и тонким знатоком живописи. В работах Н. Глущенко специалисты находят «элементы» импрессионизма, постимпрессионизма, экспрессионизма и других направлений. На наш взгляд, есть один «изм», которому Николай Глущенко оставался верен всю жизнь, - оптимизм. Вот он и проявлялся в работах художника то праздником красок, то игрой форм, то очередным экспериментом.

Николай Глущенко написал немало хороших портретов. И все же его главным вдохновителем была природа. Он знал ее, глубоко чувствовал и умел передать свои впечатления даже в небольших работах. Прежде всего - в небольших работах, в этюдах, в них он был особенно свободен. «Помню, на одной из выставок рисунка в выставочном зале на Красноармейской улице в Киеве меня просто поразили его рисунки, выполненные тушью, то ли палочкой, то ли кистью, чрезвычайно свободно, - вспоминает Татьяна Яблонская. - Они изображали залитые солнцем лесные поляны... Сколько в этих рисунках восхищения природой, как сверкает солнце на листе кустов, на траве! Как шевелятся ветви, как дрожит нагретый воздух и как веет прохладой в темной лесной чаще! Для меня эти рисунки - одно из самых сильных впечатлений от его искусства». За этой легкостью - огромный труд. «Все свое время он отдавал работе. Насколько мне известно, у него был очень суровый режим, никакой «богемы», малейшей расхлябанности. Он никогда не бездельничал, ожидая вдохновения. Внутренняя организованность и привычка к беспрерывной работе всегда вызывали вдохновение в нужное время».

Николай Глущенко мечтал посвятить свою жизнь искусству. Он осуществил свою мечту. Обстоятельства были против, но он победил.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Красная зона и успехи сумчан

Снова - красная зона. Концертные и выставочные залы, театры, музеи закрыты. Публичная культурная жизнь уже привычно переместилась в область удаленных форм. И оттуда радует нас.

Прежде всего, отметим очередной успех 14-летнего Михаила Грищенко (Mishmix Studio). Его фотопроект «Старосельцы»... Читати статтю повністю