Культура

Морин говорит: «До свидания!»

В Сумском театре им. Щепкина показали спектакль «Королева красоты» по пьесе Мартина Макдонаха

Этим спектаклем продолжилась серия «смотрин» режиссеров-постановщиков, которые смогли бы заменить покинувших театр Линаса Зайкаускаса и Романа Козака. На этот раз свое искусство показал молодой режиссер из Киева Дмитрий Демков.

Предпремьерный показ спектакля прошел накануне окончания театрального сезона, 10 июля. Перед спектаклем директор театра Николай Юдин представил Дмитрия, а режиссер сказал несколько слов о постановке и предупредил, что по окончании спектакля состоится его обсуждение. Началось оно с негативного отклика. Затем было еще одно выступление, в котором зритель недоумевал, зачем нужно ставить столь депрессивные вещи. И все же большинство выступивших спектакль одобрили. Однако похвальные выступления показали, что зрители увидели в нем лишь банальность. Это значит, что либо режиссер не смог донести богатство содержания пьесы «современного Чехова», либо зритель оказался не подготовлен к ее восприятию. Или, напротив, зритель, а может, и режиссер были слишком хорошо подготовлены вездесущей грантовой агитацией. Говорили о проблемах насилия в семье и наркотиков, чуть помянули о трудностях работы за границей. Все. Но пьеса-то о другом.

Пьеса Макдонаха - об опасности убогой провинциальности, духовной нищеты. Это она порождает насилие и тягу к наркотикам. Этот «дурацкий городишко» опасней наркотиков, говорит Рэй. И его мечта - уехать в Лондон, а лучше - в Америку. Об этом мечтают все жители городка: уехать и любить его издали. А тот, кто не может удрать, ожесточается, вымещает свою досаду на соседях и близких или сходит с ума, фантазируя о желанных радостях жизни. Ждет новостей по телевизору старая Мэг Фолан и выцеживает капли любви из дочернего долга своей Морин. А той кажется, что с ними истекает ее жизнь. Уезжает в Америку сосед Пато, с которым Морин связывала последнюю надежду на обретение счастья. «Главное, что Пато и я будем вместе. Спать, прижавшись друг к другу. Это же предел моих мечтаний». «А как же я?» - думает Мэг и прячет письмо Пато, в котором он зовет Морин с собой. Морин убивает мать и занимает ее место в кресле-качалке. Жизнь снова идет в ритме его покачиваний. Только нет у Морин своей Морин. И «кресло останавливается».

В спектакле акценты смещены, характеры упрощены, убраны существенные детали. То же кресло-качалка - его заменили инвалидным. На кресле - Мэг в виде куклы, которой управляет кукловод. Он символизирует, по замыслу режиссера, «обстоятельства, которые заставляют нас действовать так, а не иначе». Идея, почерпнутая в японском театре, интересна, но не к месту, она обедняет образ Мэг. В спектакле мать с ее неизменной кочергой показана, по меньшей мере, орудием насилия, хотя в пьесе - она жертва. Ведь это она взяла Морин из психушки, куда та попала с нервным срывом после работ в Лондоне, взяла под свою ответственность. И это ее подвергает пыткам и в конце концов убивает Морин. Ее «вина» та же, что и у дочери - сон разума, навеваемый «дурацким городишкой» вкупе с вожделенными Лондоном и Америкой. «Перед смертью не надышишься» - вышито на «подарочного вида» полотенце, висящем на стене. «В рай бы на секунду, пока тебя черт не заберет», - произносит, глядя на посудное полотенце, Рэй. Эти детали могли бы помочь понять побудительные мотивы поступков героев, но их в спектакле нет. Как и многих других.

Вместо них режиссер вводит свои, чуждые пьесе. Вот он, стараясь приблизить действие к нашей действительности, заставляет телевизор вещать что-то из киевской жизни, зато важные упоминания об ирландской жизни убраны. Но пьеса пропитана ею насквозь, и оборванные нитки торчат. Спектакль не стал украинским, но потерял в жизненности. А ведь зритель легко считывает органичное, даже если оно относится к далеким временам и странам, но плохо воспринимает драматические химеры.

Мы не станем останавливаться на технических шероховатостях спектакля - ведь это даже не премьера. Еще подшлифуют, доработают. И придумки режиссера не плохи: тот же стеклянный гроб с подсветкой, коты в качестве наркотического видения Рэя (хотя в пьесе нет указания на то, что он уже употребляет наркотики), использование проекций, трансформирующиеся детали декораций и даже кукла-Мэг, которую прекрасно сыграла Кристина Зорбагян. Просто они из какой-то другой пьесы. Режиссер словно прошелся по картине жесткой авторской кистью, усилив контуры и подрисовав то, что ему хотелось в ней увидеть. А жаль. Драматический материал настолько хорош, что достаточно было его возможно полнее донести до зрителя. Хотя непросто это, согласны.

В конце пьесы, уже после всего, что произошло, по радио для Мэг передают песню «Веретено» в исполнении Делии Мэрфи. Это заявка двух других дочерей Мэг. «Они передают музыкальный привет своей маме Мэгги, которая живет в горах Линейна, в красивейшем местечке, второго такого на всем свете не найдешь. И привет свой они передают по случаю дня рождения мамы, которой ровно месяц назад исполнилось 70 лет. Ну что ж, надеемся, вы весело отметили эту дату, Мэгги, и мы желаем вам всего наилучшего и много-много лет жизни. А вот и сама песня, которая звучит для вас». Как же угораздило «красивейшему местечку» превратиться в «дурацкий городишко», в котором нет работы и смысла? Не иначе, где-то нужны дешевые рабочие руки.

Для кого звучит эта нежная ирландская песня? Не для Мэг - ее уже похоронили, она звучит для нас.

Виталий Сергеев


п»ї
Читайте у цій рубриці

Слово и фотография

В отделе литературы по искусству Сумской библиотеки им. Шевченко - выставка фоторабот роменчанина Евгения Соломки

НазываетсЯ она «Сокровенные уголки души». Ко многим фотографиям автор подобрал строки понравившихся ему стихов, другие подписаны коротко, но емко. Они служат своего рода... Читати статтю повністю

Дети. Цветы. Жизнь. Вдохновение

В городской галерее проходит выставка картин Елены Громовой «Красота живет повсюду»

Елена Громовая - художник-реставратор. Но на выставке она представила творческие работы, выполненные в технике масляной живописи и пастели. Почти на всех - цветы, в горшках, в букетах и по отдельности.... Читати статтю повністю